47RS0005-01-2020-005224-26
Дело № 33-3299/2021
№ 2-3811/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 27 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Пономаревой Т.А., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Романовой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2020 года по гражданскому делу № 2-3811/2020 по иску Крылова А. В. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., возражения представителя Крылова А.В. – Красняковой Е.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Крылов А.В. обратился в Выборгский городской суд <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> с иском об установлении факта принятия наследства и признания права аренды.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Крылова З. И., истец является ее единственным наследником первой очереди. После смерти Крыловой З.И. открылось наследство, состоящее из права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Гончаровское сельское поселение, <адрес>.
После смерти матери Крылов А.В. не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако совершил действия, свидетельствующие о его фактическом принятии.
Решением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Крылова А.В. удовлетворены. Судом постановлено:
установить факт принятия наследства Крыловым А. В. наследства после смерти Крыловой З. И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Крыловым А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, документированным паспортом гражданина Российской Федерации 41 08 074355, выданным ТП № отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 470-014, право аренды земельного участка площадью 0,1 га под существующий торговый павильон, расположенный в районе <адрес>, Гончаровское сельское поселение, Выборгский муниципальный район, <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> на решение Выборгского городского суда <адрес> просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В жалобе указывает, что оснований для признания права аренды за истцом на испрашиваемый земельный участок не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что решение суда подлежит отмене.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Согласно п. 2 статьи 617 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Из материалов дела следует, что 21 мая 2019 года умерла Крылова З. И..
Наследником первой очереди по закону к имуществу Крыловой З.И. является её сын - Крылов А. В., который в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери не обращался.
Из материалов дела следует, что Крылова З.И. являлась индивидуальным предпринимателем, 25 января 2005 года ей было выдано свидетельство о государственной регистрации на розничную торговлю с лотка.
10 ноября 2003 года комитетом по архитектуре и градостроительству индивидуальному предпринимателю Крыловой З.И. разрешено строительство торгового павильона- магазина по адресу: <адрес>, в районе садоводства «Энергетик».
Постановлением главы администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» от 1 ноября 2005 года № 4957 индивидуальному предпринимателю Крыловой З. И. предоставлен земельный участок площадью 0,1 га под существующий торговый павильон, расположенный в районе <адрес> волости в аренду сроком на 3 года. Ивановой З.И. предложено произвести отвод земельного участка на местности, в течение одиннадцати месяцев после выхода постановления предоставить необходимые документы для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, оформить договор аренды и зарегистрировать право аренды.
Доказательства, что подлежащий передаче в аренду Крыловой З.И. земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, истцом не предоставлено.
8 мая 2020 года Крылов А.В. обратился в администрацию муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» с заявлением о предоставлении ему земельного участка, ранее предоставленного Ивановой З.И. на основании постановления № 4957, в котором указал, что постановление исполнено не было.
Представленная в материалы дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовленная кадастровым инженером в 2018 году, администрацией не утверждена (л.д.30).
Таким образом, подлежащий передаче в аренду земельный участок в установленном порядке не образован, на кадастровый учет не поставлен, сведения о его границах в ЕГРН не внесены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт принятия им наследства, открывшегося после смерти матери.
Указанный вывод суда не подтверждается представленными истцом доказательствами.
По мнению судебной коллегии, истцом не представлено как достоверных и достаточных доказательств принятия наследства, открывшегося со смертью Крыловой З.И., так и включения в состав наследства прав по договору аренды.
Как следует из материалов дела на день смерти Крылова З.И. проживала по адресу: <адрес>, бульвар Кутузова, <адрес>.
Крылов А.В. с 2003 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л. д.7).
Достоверных доказательств проживания истца на день смерти совместно с наследодателем не предоставлено. Принадлежность истцу жилого помещения, в котором проживала Крылова З.И., и осуществление им в отношении указанного имущества полномочий собственника, не свидетельствует о принятии Крыловым А.В. наследства, открывшегося после смерти Крыловой З.И.
Других доказательств, подтверждающих факт принятия наследства после смерти матери, истцом не предоставлено. Справка председателя правления СНТ «Энергетик», на которую сослался суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Крылова А.В., свидетельствует об оказании истцом помощи матери при жизни и не может расцениваться как доказательство принятия наследства
(л.д.24).
Представленная в суд апелляционной инстанции справка ООО «Рембыттехника-сервис» о проведении ремонта холодильного торгового оборудования с 2 мая 2019 года по настоящее время, также не является достоверным доказательством факта принятия наследства в отсутствие сведений о принадлежности этого оборудования наследодателю.
Согласно статье 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что договор аренды Крыловой З.И. не заключался и не зарегистрирован не был.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Существенным условием договора аренды является объект аренды, то есть в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. К данным, позволяющим четко установить такой объект аренды, как земельный участок, относятся: месторасположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие идентифицировать объект арендных правоотношений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 ЗК РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Доказательства постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, на право аренды которого претендует истец, в материалы дела не представлены.
Следовательно, договор аренды земельного участка с Крыловой З.И. не может считаться заключенным, в связи с чем права и обязанности по нему у сторон не возникли и не могут перейти к наследнику арендатора.
С учетом установленных по делу обстоятельств решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Крылова А.В.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Крылова А. В. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права аренды земельного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи: