Дело № 2а-2036/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2019 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Каировой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Пригородного района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания Алания о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района РСО-Алания обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по РСО-Алания о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - .... на странице под названием «...» с URL-адресом: ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Прокуратурой Пригодного района РСО-Алания при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму проведен мониторинг Интернет сайтов с целью выявления запрещенной информации, в том числе экстремистской.
В ходе мониторинга установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «...» на странице под названием «...» с URL-адресом: ..., размещены графические изображения нацистской символики, а именно изображения нацистской свастики и нацистской атрибутики, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон от 25.07.2002 ода «№ 114 ФЗ) является экстремистской деятельностью.
Страница под названием «...» с URL-адресом: ..., открыта для посещения и просмотра неограниченному кругу лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ одним из видов экстремистской деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 19.05.1995 г. №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
Согласно частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена па пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 15.1 ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащими информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ №149-ФЗ основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, а также сетевых адресов является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на противодействие экстремистской деятельности.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Пригородного района РСО-Алания Рамазанов А.Р., заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по РСО-Алания не явился. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ одним из видов экстремистской деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов.В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Согласно частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается из рапорта помощника прокурора Пригородного района РСО-Алания Б.Т.А. от ..., в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что в социальной сети «...» на странице под названием «...» с URL-адресом: ...., в свободном доступе находится информация, содержащая сведения экстремистского характера. Данные адреса в Единый реестр доменных имен не внесены.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Целью обращения прокурора Пригородного района РСО-Алания в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Как усматривается из представленного скриншота, в социальной сети «....» на странице под названием «...» с URL-адресом: ...., в свободном доступе публичное демонстрирование фотоизображений нацистской символики.
Согласно письменному отзыву Управления Роскомнадзора по РСО-Алания от ... ...., сотрудниками Управления, установлен факт доступа на Интернет-ресурс и отсутствие в «Едином реестре доменных имен указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» сети «Интернет» в социальной сети ...» на странице под названием «...» с URL-адресом: .....
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации, во исполнение действующего законодательства, информация, размещенную на страницах сайтов с приведенным выше URL-адресом, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории РФ.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, имеется необходимость внесения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Пригородного района РСО-Алания по приведённым выше основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5. КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Пригородного района РСО-Алания, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «....» на странице под названием «...» с ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Управление Роскомнадзора по РСО-Алания обязать ограничить доступ к аудиовизуальному сервису, расположенному в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «....» на странице под названием «...» с URL-адресом: ..., включив страницы сайта с указанным электронным адресом в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья З.Г. Цопанова