РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года с.Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Суховеркиной Т.В., при секретаре Сириной Ю.В., с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования «Обуса» Хамаганова К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-413/2018 по административному исковому заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о возложении обязанности,
установил :
Прокурор Осинского района обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования (МО) «Обуса» о возложении обязанности организовать водоснабжение населению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: на артезианскую скважину в с. Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9 Б получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения и использования водного объекта; разработать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; оголовок скважины установить в соответствии с требованиями п. 3.3.4, 3.3.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»; работникам проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Осинского района с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском, Жигаловском районах проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрацией МО «Обуса». В ходе проведенной проверки установлено, что водоснабжение в МО «Обуса» организовано со скважины в с. Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9 Б.
В нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», водные объекты - указанная артезианская скважина - используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 5.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п. 3.6 СП 3.1I3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», не разработаны проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов - артезианской скважины, не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты.
По периметру оголовка скважин нет «замка» глубиной до 2 метров и шириной до 1 метра из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины, что является нарушением п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Скважина оборудована электрическими насосами для подъема воды. Нет приборов учета дебита и давления воды.
Оголовок скважины на уровне поверхности земли, что является нарушением п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Всего на скважине работает 1 человек, который обязан проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Между тем, в ходе проверки не представлены личные медицинские книжки работников, что является нарушением ч.ч. 1, 3, 5 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Таким образом, администрация МО «Обуса», оказывая услуги по предоставлению холодного водоснабжения, нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Истец прокурор Осинского района просит возложить на администрацию МО «Обуса» обязанность организовать водоснабжение населению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: на артезианскую скважину, расположенную в с.Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9 Б, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения и использования водного объекта, разработать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения, оголовок скважины установить в соответствии с требованиями п. 3.3.4., 3.3.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», работникам проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, установить срок для устранения выявленных нарушений до 01 августа 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Обуса» Хамаганов К.П. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что устранение выявленных нарушений потребует значительного времени, в связи с чем просил предоставить срок исполнения решения суда до 01 декабря 2019 года.
Представитель третьего лица – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском и Жигаловском районах в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие представителя третьего лица, так как он был извещен надлежащим образом, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного административного дела, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (водные объекты) не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения.
Судом установлено, что водоснабжение в МО «Обуса» организовано из скважины, расположенной в с. Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9 Б. При этом, в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ, п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», данная артезианская скважина (водный объект) используется в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В нарушение ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 5.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п. 3.6 СП 3.1I3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», не разработаны проекты округов и зон санитарной охраны водного объекта - артезианской скважины, не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты. По периметру оголовка скважины нет «замка» глубиной до 2 метров и шириной до 1 метра из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины, что является нарушением п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Нет приборов учета дебита и давления воды. Оголовок скважины на уровне поверхности земли, что является нарушением п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Всего на скважине работает 1 человек, который обязан проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, однако, личная медицинская книжка у данного работника отсутствует, что является нарушением ч.ч. 1, 3, 5 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области информацией от 05 декабря 2018 года № 102.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, положениями Устава МО «Обуса» организация в границах поселения электро-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения, которые должны быть разрешены администрацией соответствующего муниципального образования.
Суд соглашается с доводами истца о том, что указанные выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил :
административное исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Обуса» обязанность в срок до 01 декабря 2019 года организовать водоснабжение населению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: на артезианскую скважину, расположенную в с. Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9 Б, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения и использования водного объекта; разработать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; оголовок скважины установить в соответствии с требованиями п. 3.3.4, 3.3.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»; работникам, обеспечивающим работу скважины, проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Осинского районного суда Т.В. Суховеркина