7р-274
Р Е Ш Е Н И Е
19 апреля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Фудулы А.В. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2022 года,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования (далее – МО) «Северодвинск» от 26 октября 2021 года публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Защитник ПАО «Россети Северо-Запад» Фудула А.В. в жалобе просит судебное решение отменить, считая его незаконным.
В областном суде защитник ПАО «Россети Северо-Запад» Фудула А.В. доводы жалобы поддержал.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за непринятие собственниками или иными законными владельцами объектов нежилого фонда мер по устранению надписей, рисунков, графических изображений, объявлений, рекламной информации, загрязнений, образовавшихся в результате нанесения краски, на фасадах объектов нежилого фонда вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области для размещения на фасадах таких объектов надписей, рисунков, объявлений и иных информационных материалов, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Совета депутатов Северодвинска от 14 декабря 2017 года № 40 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Северодвинск», которые действуют на всей территории Северодвинска и обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами, в том числе хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Северодвинска, органами местного самоуправления Северодвинска (подпункт 1.2).
Подпунктом 1.5 Правил благоустройства определен минимальный перечень работ по благоустройству, необходимый для создания на территории Северодвинска безопасной, удобной и привлекательной среды, который включает в себя в соответствии с дефисом 7 также содержание зданий (сооружений).
Согласно подпункту 13.3 Правил благоустройства фасады и элементы фасадов нежилых объектов капитального строительства, витрины, витражи, расположенные на фасадах указатели с названиями улиц, номерные знаки, информационные таблички, вывески и памятные доски, должны содержаться субъектами благоустройства в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения.
В соответствии с подпунктом 13.8 Правил благоустройства собственники зданий, сооружений, в том числе некапитальных строений, сооружений, обязаны, наряду с прочим, производить ремонт (окраску, восстановление, замену отделочного слоя) фасадов нежилых объектов капитального строительства не реже 1 раза в десять лет.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, контрольным управлением администрации Северодвинска на основании планового (рейдового) задания от 8 сентября 2021 года проведен 10 сентября 2021 года плановый (рейдовый) осмотр территории 008 градостроительного квартала, ограниченной улицей Советская, проспектом Ленина, улицами Республиканской и Полярной в городе Северодвинске Архангельской области
По результатам осмотра составлен акт, из которого следует, что фасад трансформаторной подстанции (ТП-30), расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, пр.Ленина, д.13, стр.1, находится в неудовлетворительном состоянии в связи с наличием на нем надписей, графических изображений и рисунков.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» за нарушение подпунктов 13.3 и 13.8 приведенных Правил благоустройства.
Признавая постановление административного органа законным и обоснованным, судья городского суда исходил из того, что совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» деяние образует объективную сторону вмененного правонарушения.
Однако с таким решением следует согласиться в части нарушения подпункта 13.3 Правил благоустройства.
Факт наличия надписей, графических изображений и рисунков на фасаде трансформаторной подстанции (ТП-30), вопреки утверждению подателя жалобы, подтверждается собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу изложенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
ПАО «Россети Северо-Запад», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом дата нанесения надписей, графических изображений и рисунков на фасад трансформаторной подстанции (ТП-30), вопреки утверждению подателя жалобы, правового значения не имеет, поскольку на момент проведения осмотра 10 сентября 2021 года такие надписи, изображения и рисунки имелись, что подтверждается фототаблицей, приложенной к акту осмотра.
Ссылка в жалобе на то, что надписи нанесены неустановленными лицами, не может быть принята во внимание в связи с тем, что указанные обстоятельства не освобождают ПАО «Россети Северо-Запад» от исполнения обязанности по содержанию фасадов и элементов фасадов нежилых объектов капитального строительства в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения.
Ссылка в жалобе на письмо начальника контрольного управления администрации Северодвинска от 18 марта 2021 года № 31-04-01/554, направленное в адрес ПАО «Россети Северо-Запад», отклоняется в связи с тем, что в данном письме рекомендовано в течение двух месяцев провести мероприятия по приведению находящихся в собственности (управлении, хозяйственном ведении, аренде и пр.) объектов в соответствии с обязательными требованиями раздела 13 Правил благоустройства территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденных решением Совета депутатов Северодвинска от 14 декабря 2017 года № 40, с приведением содержания соответствующих требований, а не возложена обязанность на названное общество устранить выявленные нарушения.
Кроме того, наличие такого письма не освобождало от соблюдения Правил благоустройства территории муниципального образования «Северодвинск».
То обстоятельство, что ПАО «Россети Северо-Запад» запланировано устранение нанесенных на фасад трансформаторной подстанции (ТП-30) надписей, графических изображений и рисунков при наступлении температурных режимов, позволяющих провести соответствующие работы, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.
Доказательств того, что проведение таких работ из-за температуры наружного воздуха невозможно, не представлено. Напротив, современные технологии позволяют проводить ремонтные работы при отрицательных температурах. Кроме того, нарушение выявлено в осенний период, при положительных температурах наружного воздуха, что подтверждается представленной фототаблицей нарушения (на деревьях имеется листва, снежный покров отсутствует).
Доводы жалобы о том, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по пункту 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», датированное 9 сентября 2021 года, направлено юридическому лицу еще до выявления административного правонарушения, зафиксированного в акте осмотра 10 сентября 2021 года, также не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что должностным лицом контрольного управления администрации Северодвинска допущены существенные нарушения процессуальных требований.
Из уведомления от 9 сентября 2021 года, направленного в адрес ПАО «Россети Северо-Запад», о необходимости явки 30 сентября 2021 года в 11 часов 00 минут для составления протокола административном правонарушении по пункту 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» следует, что контрольным управлением администрации Северодвинска выявлен факт ненадлежащего состояния фасада трансформаторной подстанции (ТП-30), расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, пр.Ленина, д.13, стр.1, выразившийся в наличии рисунков, надписей, графических изображений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено при непосредственном обнаружении должностным лицом административного органа, полномочным составлять протоколы по делу об административном правонарушении, что подтверждается имеющимся в материалах дела фотографиями, выполненными 7 сентября 2021 года (л.д.67-69), из которых отчетливо видно наличие рисунков, надписей, графических изображений на фасаде трансформаторной подстанции.
Аналогичные рисунки, надписи, графические изображения зафиксированы в ходе осмотра 10 сентября 2021 года, что отражено в акте осмотра с приложением фототаблицы.
С учетом изложенного, в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» и было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях».
При этом выявленные 7 сентября и 10 сентября 2021 года нарушения квалифицированы как одно административное правонарушение.
КоАП РФ не содержит ограничений по установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, определенными доказательствами.
Ссылаясь в жалобе на положения части 4 статьи 198 ГПК РФ, податель жалобы не учитывает, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на отсутствие доказательств того, что имеющиеся на фасаде трансформаторной подстанции рисунки, надписи и графические изображения могут нести смысл к призыву к экстремизму, распространению наркотиков, а также политический подтекст, представляющий очевидную опасность для общественной морали, здоровья и жизни граждан, правового значения не имеет, поскольку юридическое лицо привлечено к административной ответственности не за содержание нанесенных рисунков, надписей и графических изображений, а за непринятие мер по их устранению.
Таким образом, принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 1.5 КоАП РФ, судом соблюден. Неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ПАО «Россети Северо-Запад», вопреки его утверждению, по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПАО «Россети Северо-Запад» в размере, установленном санкцией пункта 4 статьи 7.5 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» для юридических лиц, и является минимальным.
Избранный вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения ПАО «Россети Северо-Запад» новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В тоже время ПАО «Россети Северо-Запад» вменено нарушение подпункта 13.8 Правил благоустройства, согласно которому собственники зданий, сооружений, в том числе некапитальных строений, сооружений, обязаны, наряду с прочим, производить ремонт (окраску, восстановление, замену отделочного слоя) фасадов нежилых объектов капитального строительства не реже 1 раза в десять лет.
Доказательств того, что данная обязанность юридическим лицом не выполнена, в материалах дела не имеется. Имеющиеся в материалах фотографии и акт осмотра данное обстоятельство не подтверждают.
С учетом изложенного, выводы о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» подпункта 13.8 Правил благоустройства подлежат исключению из состоявшихся по делу актов.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление административной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 26 октября 2021 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2022 года изменить: исключить из описательно-мотивировочных частей указанных актов выводы о нарушении публичным акционерным обществом «Россети Северо-Запад» подпункта 13.8 Правил благоустройства территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденных решением Совета депутатов Северодвинска от 14 декабря 2017 года № 40.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Фудулы А.В. – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов