УИД 21RS0024-01-2020-002640-49
№ 2-2127/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Киргизовой Н.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района г. Чебоксары в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Блиновой Надежде Валерьевне об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (инвалидов) к ИП Блиновой Н.В. об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Требования мотивированы тем, что нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Блиновой Н.В. Данное нежилое помещение используется собственником в целях осуществления предпринимательской деятельностью в качестве помещения салона красоты «<данные изъяты>». Вход в помещение салона красоты не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Представитель истца старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, вновь приведя их суду, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик ИП Блинова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Представитель третьего лица Калининской районной организации Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
В соответствии со ст. ст. 167, 234 ГПК РФ с согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04 июня 2010 года.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Установив в Федеральном законе № 181-ФЗ полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О.
В соответствии с п. 6.1.2 Свода правил СП 59.13330.2016 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.
Сводом правил СП 59.13330.2016 предусмотрены и иные, помимо установки пандусов, виды обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в случае отсутствия технической возможности для установки пандусов.
Из материалов дела следует, что вход в нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, используемое собственником в качестве помещения салона красоты «<данные изъяты>», не оборудован для доступности инвалидов и других маломобильных групп населения ни пандусами, ни другими альтернативными способами, что подтверждается представленными суду фотографиями и не оспорено ответчиком.
В силу характера оказываемых услуг населению салон красоты «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, является объектом социальной инфраструктуры.
Таким образом, поскольку Блиновой Н.В. как собственником нежилого помещения нарушены требования Федерального закона № 181-ФЗ, требования прокурора о возложении на Блинову Н.В. обязанность установить кнопку вызова для инвалидов при входе в указанное выше нежилое помещение со следующими параметрами: расположение на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид», подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Суд считает возможным определить по требованию истца срок с целью установления кнопки вызова для инвалидов при входе в нежилое помещение в 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на индивидуального предпринимателя Блинову Надежду Валерьевну обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение салона красоты «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установки при входе в помещение кнопки вызова для инвалидов на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».
Взыскать с индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Валерьевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.М. Тимофеева
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2020 г.