Материал № 12-49/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Усинского городского суда Республики Коми Брагина Т.М.,
С участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» У.М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2023 года в г.Усинске Республики Коми жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, М.О.В. от дд.мм.гггг. № Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, дело об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные должностным лицом административного органа при проведении проверки нарушения, выразившиеся в невыполнении Обществом проектного документа по разработке Леккерского месторождения в части ввода в эксплуатацию неработающей скважины №. По мнению заявителя, недостижение показателей проектного документа в части ввода скважины № вызвано объективными обстоятельствами, независящими от Общества. В обоснование указывают следующее. В рамках договора от дд.мм.гггг. №Y1377, заключенного с ООО «Мастернефть-Сервис», с января по март 2022 года бригадой КРС №К проводились работы по капитальному ремонту скважины №, при этом, учитывая ограниченность территории кустовой площадки, постановка двух бригад для ремонта обеих скважин одновременно не представлялась возможной. Скважина № после проведения ремонта была запущена в марте 2022 года. По причине автономности Леккерского месторождения и прекращения действия зимних дорог, провести работы по ремонту с... весной 2022 года не представлялось возможным. В этой связи принято решение провести ремонтные работы на указанной скважине в 2023 году. В апреле 2023 года работы по ремонту были выполнены бригадой КРС ООО «Мастернефть-Сервис» №К. Запуска скважины запланирован на июль 2023 года. Отметили, что невыполнение в полном объеме и в установленные сроки программы по вводу в эксплуатацию неработающих скважин не повлияли на положения проектного технического документа и позволили вести рациональную разработку недр в соответствии с принятыми решениями в действующем проектном документе.
Представитель юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» У.М.Н,, действующая на основании доверенности, и принимавшая участие в судебном заседании, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным, и дополнения к жалобе, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, в том числе и ввиду отсутствия объективной стороны вмененного правонарушения.
Должностное лицо – государственный инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, М.О.В. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения материалов дела не ходатайствовала. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившегося лица.
Выслушав представителя Общества, исследовав в полном объеме представленные материалы, изучив доводы жалобы, суд находит постановление законным и обоснованным, а жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Часть 2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.22 вышеуказанного Закона предприятия-недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Статьёй 23.2 указанного Закона определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Из раздела №6 п.6.5.2 приказа Минприроды Российской Федерации №356 от 14.06.2016 «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья» следует, что система ППД должна обеспечивать: объемы закачки рабочего агента в ЭО и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения; подготовку рабочего агента до кондиций (по составу, физико-химическим свойствам, содержанию мехпримесей, кислорода, сероводорода и микроорганизмов), удовлетворяющих требованиям технического проекта разработки месторождения; возможность систематических замеров рабочего давления и приемистости каждой скважины; контроль качества рабочего агента с периодичностью, предусмотренной техническим проектом разработки месторождения; требования по охране недр. Назначение скважин может меняться в процессе разработки месторождения на основании утвержденных решений технического проекта или в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.16 настоящих Правил (раздел № ст.7.10 вышеуказанного приказа).
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проведена плановая документарная проверка в отношении деятельности организаций и граждан в области использования и охраны недр - Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») по объекту геологического надзора – Серпуховская залежь Леккерского месторождения СЫК 02652 НЭ. По результатам контрольно-надзорных мероприятий (Акт плановой документарной проверки от дд.мм.гггг. №) установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не выполнено условие по вводу в эксплуатацию неработающих скважин в полном объеме и в установленные в 2022 году сроки по скважине №. Проверкой установлено нарушение законодательства п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от дд.мм.гггг. № «О недрах». По факту допущенного Обществом нарушения законодательства о недрах Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» возбужденно производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является владельцем лицензии на пользование недрами СЫК 02652 НЭ с целевым назначением и видами работ «для разведки и добычи полезных ископаемых». Лицензия зарегистрирована дд.мм.гггг. Роснедра №. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются: изменения, вносимые в лицензию на пользование недрами СЫК 02652 НЭ, зарегистрированные Севзапнедра дд.мм.гггг.. Дата окончания действия лицензии дд.мм.гггг.. Действующим проектным документом является «Дополнение к технологической схеме разработки Леккерского нефтяного месторождения», утвержденное протоколом заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции от дд.мм.гггг. №. В соответствии с проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Леккерского нефтяного месторождения» и п. 3.2. раздела 3 решения ЦКР Роснедр по УВС (Тимано-Печорская нефтегазовая секция) определено, в части ввода в эксплуатацию неработающих скважин (таблица 10) в полном объеме и в установленные сроки. Актом проверки № от дд.мм.гггг. установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не соблюдаются требования утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части выполнения программы работ по вводу в эксплуатацию неработающей скважины № Леккерского нефтяного месторождения за 2022 год в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки. При рассмотрении дела представителем Общества пояснения не представлялись. Также, в ходе рассмотрения документы, подтверждающие действия по соблюдению ввода в эксплуатацию неработающих скважин в полном объеме и в установленные сроки, Обществом не представлены. Общество не обеспечило в 2022 году соблюдение технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Леккерского нефтяного месторождения», в части выполнения программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№) Леккерского нефтяного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год, тем самым нарушило требования п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Определив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, должностное лицо обоснованно установило факт наличия в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» состава административного правонарушения предусмотренного статьей 7.3 части 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению судьи, факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: лицензией СЫК 02652 НЭ; проектной документацией, материалами плановой документарной проверки.
Вопреки доводам жалобы, исходя из норм Закона РФ «О недрах», соблюдение требований технического проекта является обязанностью недропользователя, а не правом.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя о том, что провести работы по ремонту скв. №100 весной 2022 года не представлялось возможным в связи с прекращением действия зимних дорог, поскольку весной 2023 года работы были выполнены. (Акт выполненных работа по капитальному ремонту скважины № от дд.мм.гггг., окончание работ дд.мм.гггг.).
Субъективная оценка заявителем обстоятельств дела и исследованных доказательств не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения данного дела суд приходит к выводу о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена ст.7.3 ч.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судья считает, что должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу административное наказание ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица в ходе производства по делу не допущено, административный штраф назначен в размере, предусмотренном санкцией 7.3 ч.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, обстоятельств, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.
Руководствуясь ст.30.3, 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Оставить постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» - без удовлетворения.
Копию решения направить в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1, 30.12 КоАП РФ.
Судья - подпись
Копия верна: судья Т.М.Брагина