УИД 22RS0065-02-2021-000151-74
Судья Присяжных Ж.М. № 33-6491/2021
(№ 2-130/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Диденко О.В., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Пахомовой Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волчихинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 2 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения прокурора Текутьевой Я.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с иском к ООО «ВторГеоРесурс» в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать сбор и вывоз (ТКО (КГО) с территорий сельских поселений Березовского, Малышевологовского, Новокормихинского, Пятковологовского, Коминтерновского, Селивёрстовского, Востровского, Усть-Волчихинского, Бор-Форпостовского, Солоновского, Волчихинского сельсоветов Волчихинского района Алтайского края исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями пунктов 11, 13 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3; установить ООО «ВторГеоРесурс» разумный срок исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключено с ООО «ВторГеоРесурс» соглашение от ДД.ММ.ГГ ***-ДО об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рубцовской зоны, в которую в том числе входит Волчихинский район Алтайского края. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 №880 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, согласно которой на объект размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенный в с. Волчиха Волчихинского района, напрямую транспортируются отходы, образующиеся на территории населенных пунктов Волчихинского района. С 01.01.2019 ООО «ВторГеоРесурс» осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с ТКО на территории сельских поселений Волчихинского района. Деятельность по сбору и вывозу (удалению) ТКО на территории сельских поселений Березовского, Малышево-Логовского, Новокормихинского, Пятковологовского, Коминтерновского, Селивёрстовского, Востровского, Усть-Волчихинского, Бор-Форпостовского, Солоновского, Волчихинского сельсоветов Волчихинского района Алтайского края осуществляется на основании согласованных с администрацией Волчихинского района Алтайского края графиков бестарным способом сбора ТКО. В силу п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках). В п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 установлены сроки временного накопления несортированных ТКО, сбора и транспортирования ТКО, КГО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха. Вместе с тем, на территории поселений Березовского, Малышево-Логовского, Новокормихинского, Пятковологовского, Коминтерновского, Селивёрстовского, Востровского, Усть-Волчихинского, Бор-Форпостовского, Солоновского сельсоветов Волчихинского района Алтайского края вывоз ТКО осуществляется два раза в месяц, на территории Волчихинского сельсовета -три раза в месяц, вывоз КГО по заявкам, что превышает допустимые, установленные СанПиН 2.1.3684-21 сроки временного хранения отходов в дворовых сборниках и может повлечь их загнивание и разложение.
Определением Волчихинского районного суда Алтайского края от 21.04.2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю и ООО «Эко-Лайн».
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 02.06.2021 исковые требования прокурора Волчихинского района Алтайского края удовлетворены.
На ООО «ВторГеоРесурс» возложена обязанность организовать сбор и вывоз (ТКО (КГО) с территорий сельских поселений Березовского, Малышевологовского, Новокормихинского, Пятковологовского, Коминтерновского Селивёрстовского, Востровского, Усть-Волчихинского, Бор-Форпостовского, Солоновского, Волчихинского сельсоветов Волчихинского района Алтайского края исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, установленных пунктами 11, 13 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. Установлен срок исполнения решения - до 01.08.2021.
С ООО «ВторГеоРесурс» в пользу местного бюджета муниципальное образование «Волчихинский район Алтайского края» взыскана государственная пошлина 300 руб.
В апелляционной жалобе ООО «ВторГеоРесурс» просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что часть населенных пунктов, входящих в состав сельских советов, перечисленных в иске являются малонаселенными, следовательно, исходя из п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 для них возможен иной порядок организации деятельности по сбору и вывозу ТКО, КГО, то есть с периодичностью, согласованной главным врачом Алтайского края. Кроме того, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края № 880 от 24.05.2019 также установлена возможность организации сбора и вывоза ТКО с периодичностью отличной от предусмотренной в п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21. Указывает на неопределенность решения суда, из которого не следуют конкретные обязанности ООО «ВторГеоРесурс» в отношении каждого населенного пункта. Судом не учтено, что при утверждении тарифов учитывались расходы, исходя из графика периодичности сбора и вывоза ТКО. Удовлетворение иска повлечет дополнительные расходы ответчика, что приведет к увеличению тарифа для потребителей. Полагает установленный судом срок для исполнения решения суда неразумным, не соответствующим объему проведения необходимых работ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор Волчихинского района Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 10 названных правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.12.2018 между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края ***, по условиям которого с 01.01.2019 ООО «ВторГеоРесурс» осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Волчихинского района Алтайского каря.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 *** утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, согласно которой на объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный в с. Волчиха Волчихинского района, напрямую транспортируются отходы, образующиеся на территории населенных пунктов Волчихинского района Алтайского края.
Согласно графикам сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, согласованным главой Волчихинского района Алтайского края, на территории поселений Березовского, Малышево-Логовского, Новокормихинского, Пятковологовского, Коминтерновского, Селивёрстовского, Востровского, Усть-Волчихинского, Бор-Форпостовского, Солоновского сельсоветов Волчихинского района Алтайского края вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным (бесконтейнерным) способом два раза в месяц, на территории Волчихинского сельсовета Алтайского края - три раза в месяц, вывоз КГО по заявкам.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 3,7 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, нормами СанПиНа 2.1.3684-21, суд первой инстанции, установив, что графики вывоза твердых коммунальных отходов не соответствуют установленным требованиям СанПиНа 2.1.3684-21, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Закона).
Постановлением от 28.01.2021 № 3 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В пунктах 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
Транспортирование КГО со специальной площадки к месту осуществления деятельности по обращению с отходами должно проводиться с использованием специально оборудованного транспортного средства, обозначенного специальным знаком, на объект, предназначенный для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в малонаселенных и труднодоступных местностях орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обращения с ТКО (КГО), вправе по согласованию с главным государственным санитарным врачом по субъекту Российской Федерации принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО).
Таким образом, СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает периодичность вывоза ТКО, КГО в зависимости от времени года и среднесуточной температуры, направленную на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья населения, относящихся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации). Установленные региональным оператором сроки вывозов и накоплений ТКО, КГО не могут быть реже сроков, установленных названными правилами и требованиями.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что территориальной схемой обращения с отходами установлена возможность организации сбора и вывоза ТКО с периодичностью, отличной от предусмотренной СанПиН 2.1.3684-21, не может повлечь отмену решения суда.
Не состоятельным является и довод жалобы о том, что часть населенных пунктов являются малочисленными, следовательно, для них исходя из положений СанПиН 2.1.3684-21 возможен иной порядок организации деятельности по сбору и вывозу ТКО, ЕГО, то есть с периодичностью, согласованной с главным врачом Алтайского края.
Согласно сообщению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 28.04.2021, оценка населенных пунктов по малочисленности осуществляется на основании постановления администрации Алтайского края от 09.04.2015 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», статистического бюллетеня «Численность населения по муниципальным образованиям Алтайского края на 01.01.2020», изданного Управлением Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. На территории Волчихинского района Алтайского края имеется населенный пункт с. Усть-Кормиха с численность населения 82 человека и поселок Плодосовхоз с численностью населения 133 человека, которые отнесены к малым сельским поселениям. Остальные населенные пункты района с числом более 200 человек отнесены к средним сельским поселениям. При этом согласно Закону Алтайского края от 01.12.2003 № 61-ЗС «О труднодоступных и отдаленных местностях в Алтайском крае» населенные пункты Волчихинского района не являются труднодоступными. При этом главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю решений об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО) по населенным пунктам Волчихинского района Алтайского края не принимались.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие решений об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО) по указанным в иске населенным пунктам Волчихинского района Алтайского края, суд первой инстанции верно возложил на регионального оператора обязанность организовать сбор и вывоз ТКО, КГО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, установленных п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о несогласии с установленным сроком исполнения решения суда не могут являться основанием для отмены постановленного судебного решения, поскольку при отсутствии возможности исполнения решения суда после вступления его в законную силу в установленный судом срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому не могут быть признаны состоятельными. Все доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, по результатам проверки решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 02 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 сентября 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>