Решение по делу № 2-102/2020 от 17.01.2020

Дело № 2-102/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при помощнике судьи Челбаевой ФИО17

с участием:

помощника Бикинского городского прокурора Иксарица ФИО8

представителя ответчика - администрации <адрес> муниципального района <адрес> Слободчиковой ФИО9 действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя соответчика – главы <адрес> сельского поселения Коломейчук ФИО10 действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Степанова ФИО11, к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Комитету <адрес> по гражданской защите, администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор <адрес>, действующий в интересах Степанова ФИО13 обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, Комитету <адрес> по гражданской защите о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности совершения определенных действий.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в Бикинскую городскую прокуратуру поступило обращение Степанова ФИО14 по вопросу защиты нарушенных прав на получение материальной помощи в связи с подтоплением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в период подтопления земельных участков в селе Оренбургское Бикинского муниципального района в июле-сентябре 2019 года.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федерального закона –ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на медицинское оборудование, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата> -ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливается законодательством РФ законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ –ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом и мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключение чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <дата> «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований и резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера.

Постановление правительства РФ от <дата> «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

пчерезвычайном положении"нного закона от 30.нсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаПостановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с <дата> на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения осадков и повышения уровня воды в реках Бикин и Бира до отметок, близких к критическим.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» определены зоны чрезвычайной ситуации в границах домовладений (приусадебных участков) и земельных участков на территории Бикинского муниципального района. Вместе с тем, земельный участок Степанова ФИО15 расположенный по адресу: <адрес> указанные границы не включен. Гражданином Степановым ФИО16 в администрацию Оренбургского сельского поселения подано заявление о проведении обследования подтопленного участка с целью составления Комиссией акта обследования и последующем включении последнего в списки «пострадавших граждан» в августе 2019 года, которые администрацией Оренбургского сельского поселения переданы вместе с остальными обращениями в администрацию Бикинского муниципального района.

Указанное подтверждается работниками администрации Оренбургского сельского поселения.

По указанному факту Бикинской городской прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что обращения граждан в администрации Бикинского муниципального района не зарегистрированы, обследования земельных участков не произведены.

Степанов ФИО19 заявил о наличии последствий вызванной ситуацией, просил включить его в список «пострадавших граждан».

Вместе с тем, администрация Бикинского муниципального района к заявлению Степанова ФИО18 включении в списки на оказание единовременной материальной помощи, отнеслась к ответчику на заявление формально, не дала надлежащую оценку всем доводам, не разъяснила порядок получения единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также порядок действий для проведения обследования дома и земельного участка на предмет подтопления.

Таким образом, право Степанова ФИО20. на получение социальной выплаты как гражданам, пострадавшим в результате паводка нарушены.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании помощник Бикинского городского прокурора Иксарица ФИО21. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Просил обратить решение к немедленному исполнению

В судебном заседании представитель администрацииБикинского муниципального района <адрес> Слободчикова ФИО22., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании глава администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> Коломейчук ФИО24 не возражала относительно заявленных требований, указав, что все село находилось в воде в момент паводка.

В судебное заседание истец Степанов ФИО23. не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Представитель Комитета правительства <адрес> по гражданской защите в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределен­ного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата> -фкз «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <дата> «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 304 (ред. от <дата>) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ПостановлениемПравительства РФ от <дата> -пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории<адрес>.

Пунктом 3 Правил определено, что Бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, указанных в подпунктах.

Пунктом 5 Правил определено, что использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 Правил, запрещается.

На основании п. 8.2. Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением<адрес> от <дата> -пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам Российской Федерации (далее также - граждане), постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;

гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - приусадебный земельный участок, поврежденный в результате ЧС), а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.

При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке (п. 8.3. Порядка).

На основании п. 8.7. указанного Порядка, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, распоряжением <адрес> -рп от<дата> с <дата> на территории<адрес>, в том числе на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с 16-00 часов <дата> до особого распоряжения на территории <адрес> муниципального района режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил <адрес> звена <адрес> подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Зонами чрезвычайной ситуации определены части территорий городского поселения «<адрес>», <адрес> сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», а также земли сельскохозяйственного назначения, подтопленные паводковыми водами.

Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление администрации Бикинского муниципального района то <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» внесены следующие изменения: в п. 2 после слов «<адрес>» добавить слова «<адрес> сельского поселения»

Распоряжением администрации <адрес> муниципального района <адрес> <дата> -р, внесены изменения в распоряжение администрации <адрес> муниципального района от 16.08.2019р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района»:

Подпункт 1.5 распоряжения изложен в новой редакции: «1.3. На территории <адрес> сельского поселения земельные участки, расположенные по адресам, в том числе, <адрес> домовладения

Распоряжением Правительства Российской Федерации <дата> (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.

Постановлением <адрес> от <дата>-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету <адрес> в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов <адрес>, путем предоставления:

единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека);

единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;

финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от07.07.2003-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Пунктом 2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом право на ведение личного подсобного хозяйства возникает у граждан, которым земельные участки предоставлены (приобретены) для ведения личного подсобного хозяйства, то есть при одновременном соблюдении следующих условий: в составе видов разрешенного использования предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства; в правоустанавливающих документах на земельный участок (акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры аренды и др.) целевое использование земельного участка должно также предусматривать ведение личного подсобного хозяйства.

В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела <дата> Степанов ФИО25 обратился с заявлением к <адрес> городскому прокурору, указав, что он фактически проживает по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации приусадебный участок, на котором он проживает и возделывает сельскохозяйственную продукцию, попал в зону подтопления. Факт подтопления приусадебного участка, попавшего в зону подтопления, подтверждается актом обследования. Установление юридического факта постоянного проживания по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации имеет юридическое значение и необходимо для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости.

<дата> Степанов ФИО26 обратился с заявлением к главе Оренбургского сельского поселения с просьбой включить его в список граждан нуждающихся на оказание единовременной материальной помощи, так как приусадебный земельный участок, на котором был утрачен урожай сельскохозяйственных культур, оказался в зоне чрезвычайной ситуации.

Комиссией было составлено заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле- августе 2019 г. на территории Бикинского муниципального района <адрес> на приусадебном участке, находящемся по адресу: <адрес>. Согласно выводам комиссии: факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина Степанова ФИО27. и членов его семьи был подтвержден.

Как следует из ответа администрации Бикинского муниципального района от 20.11.2019г., адресованного Степанову ФИО28 заявление от него о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости) главе Оренбургского сельского поселения было подано <дата>, без полного комплекта документов (копии паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка, правоустанавливающих документов на земельный участок, выписки из домовой книги, банковских реквизитов для перечисления денежных средств), установить факт причиненного ущерба (потери урожая) комиссией не представляется возможным.

Из договора на передачу жилых помещений в собственность граждан от <дата> следует, что администрацией Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>, в соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от <дата> и соглашением от <дата>, администрация Бикинского муниципального района передала безвозмездно в собственность Степанову ФИО29. квартиру (часть жилого дома), общей площадью 39,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно копии паспорта серия выданного ОУФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> от <дата>, Степанов ФИО30 <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в получении финансовой помощи истцу, послужило позднее обращение о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также отсутствие полного комплекта документов, что подтверждается ответом администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> .

Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как следует из ст. 11 ГПК РФзащиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

В судебном заседании установлено, что в период паводка в августе – сентябре 2019 года земельный участок истца по адресу: <адрес>, 2 попал в зону затопления и пострадал, в результате чего, условия его жизнедеятельности были нарушены в связи с чрезвычайной ситуацией.

На момент объявления чрезвычайной ситуации истец постоянно проживал в данном жилом помещении, условия его жизнедеятельности были нарушены в связи с чрезвычайной ситуацией.

У суда нет оснований сомневаться в вышеуказанных показаниях, которые согласуются и подтверждаются письменными доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих факт того, что он является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в июле– сентябре 2019 года на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района<адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что выплаты пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации носят социальный характер, замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

С учетом изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Степанова ФИО31, к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Комитету <адрес> по гражданской защите, администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности совершения определенных действий удовлетворить.

Признать Степанова ФИО32, <дата> года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района включить Степанова ФИО33, <дата> года рождения, в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>.

2-102/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СТЕПАНОВ Николай Владимирович
Бикинская городская прокуратура
Ответчики
администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
администрация Бикинского муниципального района
Суд
Бикинский городской суд Хабаровского края
Судья
Добродеева Любовь Игоревна
Дело на сайте суда
bikinsky.hbr.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Подготовка дела (собеседование)
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее