дело № ххха-725/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 8 августа 2019 года
Сафоновский районный суд <адрес>
в составе
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Франц С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ххх по <адрес> к Мазурову Е. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № ххх по <адрес> (далее – Межрайонная ИФНС России № ххх по <адрес>) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Мазурову Е.В., в обоснование которого указала, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности 2 транспортных средства. Между тем, за налоговый период дд.мм.гггг год у Мазурова Е.В. имеется задолженность по уплате транспортного налога на транспортные средства в сумме 64 680 руб. и пени 210,21 руб. Однако, направленное в адрес административного ответчика налоговое уведомление об уплате налогов № ххх от дд.мм.гггг оставлено без исполнения. В связи с этим, просит взыскать с Мазурова Е.В. задолженность по транспортному налогу за дд.мм.гггг год в размере 64 890,21 руб., в том числе, транспортный налог с физических лиц – 64 680 руб., пеня – 210,21 руб.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> Гаврилкин В.Е. заявленные требования поддержал, указав, что налоговое уведомление как и требование об уплате налога направлено Мазурову Е.В. через личный кабинет налогоплательщика, оформленный в налоговом органе. Кроме того, обратил внимание на то, что налогоплательщик в случае не получения указанных документов обязан самостоятельно обратиться в налоговый орган за их получением и уплатить налоги.
Мазуров Е.В. в судебном заседании административный иск не признал, факт принадлежности транспортных средств, на которые исчислен налог, не оспаривал. При этом, налоговое уведомление и требование об уплате налога он не получал, личный кабинет на сайте налогового органа не оформлял и доступ к нему не имеет, в этой связи просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, в силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Исходя из положений ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании транспортного налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей обращению в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности по налогам. При этом обращение в суд не может последовать ранее истечения срока для добровольного исполнения требования, который согласно п. 4 ст. 69 НК РФ начинает течь с даты получения требования налогоплательщиком.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Мазурову Е.В. на праве собственности принадлежат транспортные средства – автомобиль марки <данные изъяты>, г/н № ххх, и автомобиль марки <данные изъяты>, г/н № ххх, с дд.мм.гггг и дд.мм.гггг года соответственно (л.д. 12).
дд.мм.гггг налоговым органом сформировано налоговое уведомление № ххх, в котором Мазурову Е.В. в срок до дд.мм.гггг предлагалось уплатить транспортный налог, исчисленный в отношении вышеуказанных транспортных средств за дд.мм.гггг год в сумме 64 680 руб. Налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 6).
По состоянию на дд.мм.гггг налоговым органом сформировано требование № ххх, в котором Мазурову Е.В. в срок до дд.мм.гггг предлагалось уплатить задолженность по транспортному налогу в сумме 64 680 руб. и пени – 210,21 руб. При этом, периоды, за которые начислены налог и пени, в требовании отсутствуют (л.д. 16-17).
В подтверждение факта отправки указанного требования административным истцом представлен скриншот – то есть изображение, полученное устройством и показывающее то, что видит пользователь на экране монитора, где имеются сведения о том, что документ с № ххх от дд.мм.гггг направлен налогоплательщику Мазурову Е.В. через личный кабинет и вручен адресату дд.мм.гггг (л.д. 19, 48-49).
В связи с несвоевременной уплатой административным ответчиком транспортного налога дд.мм.гггг налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № ххх в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг судебный приказ от дд.мм.гггг отменен, в связи с поступившими возражениями Мазурова Е.В. (л.д. 46-47, 50, 23).
Срок для обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен.
Вместе с тем, доводы административного ответчика об отсутствии у него, как налогоплательщика – физического лица личного кабинета, вследствие чего неполучение налогового уведомления и требования об уплате налога, заслуживают внимания.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, согласно которому формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, а также обеспечение доступа к нему осуществляется ФНС России в соответствии с настоящим Порядком (пункт 2 раздел I).
Так, пунктами 9-11 раздела IV названного Порядка предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица. Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль. Регистрационная карта представляется налоговым органом физическому лицу следующими способами: 1) непосредственно в налоговом органе. При этом Регистрационная карта представляется налоговым органом в течение 15 минут после получения Заявления на получение доступа или по просьбе физического лица в течение 15 минут при повторном его посещении указанного налогового органа; 2) по адресу электронной почты, указанному в Заявлении на получение доступа. При этом Регистрационная карта представляется не позднее 15 календарных дней со дня получения налоговым органом Заявления на получение доступа.
Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика (пункт 13 раздела IV). При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование (пункт 14 раздела IV).
В подтверждение доводов о наличии у административного ответчика личного кабинета представителем административного истца представлена распечатка регистрационной карты, согласно которой Мазуров Е.В. зарегистрирован в Сервисе дд.мм.гггг, с присвоением логина: № ххх и первичного пароля: № ххх (л.д. 60) и скриншот страницы личного кабинета Мазурова Е.В. раздела «контактная информация» (л.д. 61).
Однако, других документов, подтверждающих получение Мазуровым Е.В. доступа к личному кабинету (соответствующего заявления, сведений о получении регистрационной карты), а также наличия сформированного личного кабинета налогоплательщика, выписки из него, в котором отражаются ФИО налогоплательщика, место регистрации, ИНН, данные об истории посещений личного кабинета налогоплательщиком, о том, какие совершены действия (смена первичного пароля, профиля и т.д.) административным истцом суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Кроме того, в разделе «контактная информация» личного кабинета Мазурова Е.В. (л.д. 61) указано на отправку налоговых документов в бумажном виде на адрес: <адрес>, <адрес>. Пояснения о том, когда и каким образом внесена указанная информация в личный кабинет налогоплательщика, представителем административного истца в судебном заседании не дано, соответствующих документов не представлено.
Также административным истцом не представлено документов, подтверждающих направление и получение административным ответчиком налогового уведомления № ххх от дд.мм.гггг.
С учетом изложенного, а также исходя из вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате недоимки по налогам исполнена не надлежащим образом.
При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 64 890 ░░░. 21 ░░░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
<░░░░░> ░.░. ░░░░░░░