Решение по делу № 2-184/2024 (2-2009/2023;) от 23.11.2023

66RS0015-01-2023-002458-92

Гражданское дело №2-184/2024

(№ 2-2009/2023)

            

Мотивированное решение

составлено 27.02.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2024 г.                                  г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,

при секретаре судебного заседания Крохта Д.Е.,

с участием старшего помощника прокурора г. Асбеста Протасовой А.В.,

истца Мастыкина Л.В.,

представителя ответчика Еланцев А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о защите трудовых прав,

установил:

Истец Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о защите трудовых прав.

В обосновании исковых требований истец указала, что с *Дата* работает в Счетной палате Асбестовского городского округа, решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* была назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты.

*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*Дата* была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, с *Дата* по *Дата*, фактически исполняя полномочия по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, считает, что ей неначислена и невыплачена заработная плата в размере 236 472,60 рублей, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе».

Считая расторжение трудового договора незаконным, полагая, что внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения полномочий, с учетом заявления об увеличении размера исковых требований, просит признать незаконными уведомление от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ о расторжении трудового договора от *Дата* *Номер*-к, восстановить ее в должности заместителя председателя Счетной палаты с *Дата*, взыскать оплату времени вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 рублей, а также неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с *Дата* по *Дата* в размере 236 472,60 рублей /том 1 л.д. 4-16, 40-42, 123-132, 134-136/.

Истец Мастыкина Л.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Еланцев А.А. возражал относительно удовлетворения исковых требований по обстоятельствам, изложенным в возражении на исковое заявление /том 1 л.д. 78-81/.

Старший помощник прокурора г. Асбеста Протасова А.В. в заключении указала об обоснованности требований истца о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), является соблюдение работником и работодателем условий заключенного между ними трудового договора.

По смыслу правовых норм ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе») на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

В тоже время в систему правового регулирования контрольно-счетных органов муниципальных образований включен Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), нацеленный на установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий таких контрольно-счетных органов и определяющий, в том числе основания досрочного освобождения лиц от замещаемых должностей в указанных органах.

Как следует из материалов дела, с *Дата* истец работает в Счетной палате Асбестовского городского округа, решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* была назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты /том 1 л.д. 235-250, том 2 л.д. 1-19/.

*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» /том 1 л.д. 17/.

Положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которыми с *Дата* должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.

Анализ изменений ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» позволяет сделать вывод, что до *Дата* в случае, если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы.

После вступления в силу положений Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ (за исключением отдельных положений) председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.

Применительно к рассматриваемому спору, до *Дата* лицо, замещавшее должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, наделялось статусом муниципального служащего и поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора, после *Дата* лицо, замещающее указанную должность, наделяется особым публично-правовым статусом и исполнение полномочий при этом не влечет возникновение трудовых отношений.

Новый порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа установлен ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при этом в Федеральном законе от 01.07.2021 № 255-ФЗ не содержится переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа на условиях срочного служебного контракта и срочного трудового договора.

В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений и дополнений в Устав Асбестовского городского округа» внесены изменения, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям, вступившие в силу *Дата*.

*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ /том 1 л.д. 17/.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

Как следует из положений п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом увольнение данному основанию предполагает соблюдение определенной процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Вместе с тем, ни положения ст. ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 ТК РФ, ни положения ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусматривают досрочное прекращение полномочий заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, ранее назначенного на должность муниципальный службы, в определенный срок после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ, а также возможность его перевода на муниципальную должность, новые нормативные положения распространяются для вновь назначенного на муниципальную должность заместителя председателя контрольно-счетного органа в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что указанные законы не предусматривают переходных положений в части оснований для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя контрольно-счетного органа, назначенного на должность муниципальной службы, и сроков, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке, ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, их вступление в силу само по себе не является основанием для прекращения трудового договора с истцом на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (аналогичная правовая позиция выражена в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 по делу № 88-18466/2023).

В период с *Дата* по *Дата* истец находилась на больничном /том 1 л.д. 60/.

*Дата* была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации /том 1 л.д. 61/.

Сведения о том, что в Счетной палате Асбестовского городского округа имелись вакантные должности, подходящие для замещения истцу, не предложенные ей для замещения, в судебном заседании не установлены /том 1 л.д. 64, 65, 67, том 2 л.д. 20-48/.

Из анализа представленных ответчиком штатных расписаний Счетной палаты Асбестовского городского округа следует, что ограничений, установленных федеральными законами, препятствующих осуществлению деятельности в качестве заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа в отношении истца не имелось. Должность муниципальной службы – заместитель председателя Счетной палаты из штатного расписания Счетной палаты Асбестовского городского округа на момент увольнения истца не исключалась /том 1 л.д. 143-144, том 2 л.д. 20-48/.

Учитывая, что оснований для признания законным увольнения истца по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не имеется, требования истца о признании незаконными уведомления от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа о расторжении трудового договора от *Дата* *Номер*-к, о восстановлении в должности заместителя председателя Счетной палаты с *Дата* подлежат удовлетворению.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе и ему должен быть выплачен средний заработок за время вынужденного прогула.

Трудовой договор с истцом был расторгнут *Дата* (в период с *Дата* по *Дата* истец находилась на больничном), следовательно, период с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* является периодом вынужденного прогула, подлежащим оплате в порядке ч. 2 ст. 394 ТК РФ /том 1 л.д. 136/.

В связи с тем, что срок вынужденного прогула истца составляет периоды с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* (40 дней), средний заработок истца составляет 4 091,40 рублей, оплата времени вынужденного прогула истца за спорный период составляет 163 656,00 рублей (40 дней * 4 091,40 рублей), за вычетом налога на доходы физических лиц, начислением и уплатой ответчиком с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации /том 1 л.д. 148/.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с *Дата* по *Дата* в связи с фактическим исполнением ею полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе» не имеется, поскольку на муниципальную должность заместителя председателя Счетной палаты истец в порядке, предусмотренном ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ), не назначалась.

Согласно абз. 3, 4 ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда подлежит немедленному исполнению в части восстановления на работе.

Ввиду нарушения ответчиком трудовых прав истца в соответствии со ст. 237 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании следует, что причиненный истцу моральный вред выразился в подавленном состоянии, переживаниях и неуверенности в завтрашнем дне.

В связи с чем суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, степени вины ответчика, определяет размер компенсации морального вреда в сумме 30 000,00 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК, подп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) удовлетворить частично.

Признать уведомление Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ от *Дата* *Номер*-к о расторжении трудового договора, заключенного между Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) и Счетной палатой Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), незаконными.

Восстановить Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) на работе в должности заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560).

Взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) в пользу Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*):

– оплату времени вынужденного прогула за периоды с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* в размере 163 656 (Сто шестьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей 00 коп., за вычетом налога на доходы физических лиц, начислением и уплатой Счетной палатой Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Начисление среднего заработка за время вынужденного прогула продолжить по день фактического восстановления Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) на работе;

– компенсацию морального вреда в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей 00 коп.

В удовлетворении исковых требований Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с *Дата* по *Дата* в размере 236 472,60 рублей отказать.

Решение в части восстановления на работе на основании ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Асбестовского городского суда                        Т.Р. Пожарская

2-184/2024 (2-2009/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мастыкина Любовь Валерьевна
помощник прокурора
Ответчики
Счетная палата Асбестовского городского округа
Другие
Еланцев Андрей Александрович
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
asbestovsky.svd.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2023Предварительное судебное заседание
27.12.2023Предварительное судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее