66RS0015-01-2023-002458-92 |
Гражданское дело №2-184/2024 (№ 2-2009/2023) |
Мотивированное решение
составлено 27.02.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,
при секретаре судебного заседания Крохта Д.Е.,
с участием старшего помощника прокурора г. Асбеста Протасовой А.В.,
истца Мастыкина Л.В.,
представителя ответчика Еланцев А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о защите трудовых прав,
установил:
Истец Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о защите трудовых прав.
В обосновании исковых требований истец указала, что с *Дата* работает в Счетной палате Асбестовского городского округа, решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* была назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты.
*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
*Дата* была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, с *Дата* по *Дата*, фактически исполняя полномочия по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, считает, что ей неначислена и невыплачена заработная плата в размере 236 472,60 рублей, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе».
Считая расторжение трудового договора незаконным, полагая, что внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения полномочий, с учетом заявления об увеличении размера исковых требований, просит признать незаконными уведомление от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ о расторжении трудового договора от *Дата* *Номер*-к, восстановить ее в должности заместителя председателя Счетной палаты с *Дата*, взыскать оплату времени вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 рублей, а также неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с *Дата* по *Дата* в размере 236 472,60 рублей /том 1 л.д. 4-16, 40-42, 123-132, 134-136/.
Истец Мастыкина Л.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Еланцев А.А. возражал относительно удовлетворения исковых требований по обстоятельствам, изложенным в возражении на исковое заявление /том 1 л.д. 78-81/.
Старший помощник прокурора г. Асбеста Протасова А.В. в заключении указала об обоснованности требований истца о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), является соблюдение работником и работодателем условий заключенного между ними трудового договора.
По смыслу правовых норм ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе») на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
В тоже время в систему правового регулирования контрольно-счетных органов муниципальных образований включен Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), нацеленный на установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий таких контрольно-счетных органов и определяющий, в том числе основания досрочного освобождения лиц от замещаемых должностей в указанных органах.
Как следует из материалов дела, с *Дата* истец работает в Счетной палате Асбестовского городского округа, решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* была назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты /том 1 л.д. 235-250, том 2 л.д. 1-19/.
*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» /том 1 л.д. 17/.
Положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которыми с *Дата* должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
Анализ изменений ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» позволяет сделать вывод, что до *Дата* в случае, если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы.
После вступления в силу положений Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ (за исключением отдельных положений) председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.
Применительно к рассматриваемому спору, до *Дата* лицо, замещавшее должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, наделялось статусом муниципального служащего и поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора, после *Дата* лицо, замещающее указанную должность, наделяется особым публично-правовым статусом и исполнение полномочий при этом не влечет возникновение трудовых отношений.
Новый порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа установлен ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при этом в Федеральном законе от 01.07.2021 № 255-ФЗ не содержится переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа на условиях срочного служебного контракта и срочного трудового договора.
В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.
Решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений и дополнений в Устав Асбестовского городского округа» внесены изменения, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям, вступившие в силу *Дата*.
*Дата* истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ /том 1 л.д. 17/.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Как следует из положений п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
При этом увольнение данному основанию предполагает соблюдение определенной процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Вместе с тем, ни положения ст. ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 ТК РФ, ни положения ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусматривают досрочное прекращение полномочий заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, ранее назначенного на должность муниципальный службы, в определенный срок после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ, а также возможность его перевода на муниципальную должность, новые нормативные положения распространяются для вновь назначенного на муниципальную должность заместителя председателя контрольно-счетного органа в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что указанные законы не предусматривают переходных положений в части оснований для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя контрольно-счетного органа, назначенного на должность муниципальной службы, и сроков, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке, ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, их вступление в силу само по себе не является основанием для прекращения трудового договора с истцом на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (аналогичная правовая позиция выражена в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 по делу № 88-18466/2023).
В период с *Дата* по *Дата* истец находилась на больничном /том 1 л.д. 60/.
*Дата* была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации /том 1 л.д. 61/.
Сведения о том, что в Счетной палате Асбестовского городского округа имелись вакантные должности, подходящие для замещения истцу, не предложенные ей для замещения, в судебном заседании не установлены /том 1 л.д. 64, 65, 67, том 2 л.д. 20-48/.
Из анализа представленных ответчиком штатных расписаний Счетной палаты Асбестовского городского округа следует, что ограничений, установленных федеральными законами, препятствующих осуществлению деятельности в качестве заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа в отношении истца не имелось. Должность муниципальной службы – заместитель председателя Счетной палаты из штатного расписания Счетной палаты Асбестовского городского округа на момент увольнения истца не исключалась /том 1 л.д. 143-144, том 2 л.д. 20-48/.
Учитывая, что оснований для признания законным увольнения истца по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не имеется, требования истца о признании незаконными уведомления от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа о расторжении трудового договора от *Дата* *Номер*-к, о восстановлении в должности заместителя председателя Счетной палаты с *Дата* подлежат удовлетворению.
В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе и ему должен быть выплачен средний заработок за время вынужденного прогула.
Трудовой договор с истцом был расторгнут *Дата* (в период с *Дата* по *Дата* истец находилась на больничном), следовательно, период с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* является периодом вынужденного прогула, подлежащим оплате в порядке ч. 2 ст. 394 ТК РФ /том 1 л.д. 136/.
В связи с тем, что срок вынужденного прогула истца составляет периоды с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* (40 дней), средний заработок истца составляет 4 091,40 рублей, оплата времени вынужденного прогула истца за спорный период составляет 163 656,00 рублей (40 дней * 4 091,40 рублей), за вычетом налога на доходы физических лиц, начислением и уплатой ответчиком с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации /том 1 л.д. 148/.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с *Дата* по *Дата* в связи с фактическим исполнением ею полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе» не имеется, поскольку на муниципальную должность заместителя председателя Счетной палаты истец в порядке, предусмотренном ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ), не назначалась.
Согласно абз. 3, 4 ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда подлежит немедленному исполнению в части восстановления на работе.
Ввиду нарушения ответчиком трудовых прав истца в соответствии со ст. 237 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании следует, что причиненный истцу моральный вред выразился в подавленном состоянии, переживаниях и неуверенности в завтрашнем дне.
В связи с чем суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, степени вины ответчика, определяет размер компенсации морального вреда в сумме 30 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК, подп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) удовлетворить частично.
Признать уведомление Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) от *Дата* *Номер* о прекращении трудового договора по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ от *Дата* *Номер*-к о расторжении трудового договора, заключенного между Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) и Счетной палатой Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), незаконными.
Восстановить Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) на работе в должности заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560).
Взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) в пользу Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*):
– оплату времени вынужденного прогула за периоды с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* в размере 163 656 (Сто шестьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей 00 коп., за вычетом налога на доходы физических лиц, начислением и уплатой Счетной палатой Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Начисление среднего заработка за время вынужденного прогула продолжить по день фактического восстановления Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) на работе;
– компенсацию морального вреда в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей 00 коп.
В удовлетворении исковых требований Мастыкина Л.В. (ИНН *Номер*) к Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560) о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с *Дата* по *Дата* в размере 236 472,60 рублей отказать.
Решение в части восстановления на работе на основании ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Асбестовского городского суда Т.Р. Пожарская