Дело № 2-224/2024
УИД 25RS0002-01-2024-000349-79
Мотивированное решение
изготовлено 24.04.2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года пгт Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Гидрович О.В.,
при секретаре Фадеевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности.
В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсий по старости по п.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением работы в тяжелых природно-климатических условиях. Решением ОСФР по <адрес> № в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). В заключении ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по принятому решению об отказе в установлении пенсии № также указано на отсутствие права на назначение страховой пенсии по этому же основанию. Согласно ответам на обращения истца, пенсионный орган необоснованно не включил в расчет ИПК период ухода за вторым ребенком ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения ею возраста 1,5 лет. В связи с этим истец, полагая отказ ответчика в установлении пенсии незаконным, просила суд обязать ОСФР по <адрес> назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня первого обращения в ОСФР по <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В своих письменных возражениях представитель ОСФР по <адрес> просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению ФИО4 досрочной страховой пенсии по старости со дня ее первоначального обращения (с ДД.ММ.ГГГГ) не имеется, поскольку не выполнено одно из условий п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (недостижение истцом пенсионного возраста).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Истец в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327 ТК РФ гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно абз. 1 ст. 1 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Как следует из материалов дела, истец родилась ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсий по старости по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением работы в тяжелых природно-климатических условиях.
Решением ОСФР по <адрес> № ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
В связи с дополнением лицевого счета, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № был восстановлен срок рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении досрочной пенсии.
ОСФР по <адрес>, рассмотрев материалы отказного пенсионного дела в отношении ФИО1, с учетом дополнительно поступивших документов, в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ указало на отсутствие права на назначение пенсии, по которому ранее было принято решение об отказе в удовлетворении заявления о назначении пенсии по старости по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
В бесспорном порядке в специальный стаж работы истца (по п.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ) ответчик зачислил 23 года 11 месяцев 29 дней, при требуемой продолжительности стажа – 17 лет, в страховой стаж зачислил 28 лет 3 месяца 26 дней, при требуемом стаже 20 лет.
Таким образом, продолжительность специального и страхового стажей на момент обращения истца за назначением пенсии имелась.
В назначении истцу досрочной пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК в 2023 году 25,8, по данным ответчика величина ИПК истца на момент его обращения составляет 23, 886.
Величина ИПК зависит от пенсионных прав, приобретенных на день назначения пенсии, а именно от продолжительности страхового стажа и среднемесячного заработка до ДД.ММ.ГГГГ, величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете после ДД.ММ.ГГГГ, и определяется по формуле в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж (определяющий величину ИПК) засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Наравне с указанными выше периодами в страховой стаж засчитываются также периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, но в которые лицо несло так называемую полезную социальную нагрузку («нестраховые периоды»), в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Истец в своем иске указала, что ответчиком при расчете величины ИПК не произведена замена периода ее работы периодом ухода за вторым ребенком ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сообщением СФР по <адрес> в ответ на обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ № НЛ-56-12/18262л, от ДД.ММ.ГГГГ № НЛ-56-12/20311л, представленные ФИО1 документы (постановление органа опеки от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда об установлении удочерения от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из амбулаторной карты ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой уход за ребенком с пяти месяцев осуществлялся ФИО4) не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими осуществление истцом периода ухода за вторым ребенком.
В связи с этим, в январе 2024 года ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении факта воспитания ею ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения ею возраста полутора лет.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Из содержания ответа ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № НЛ-56-12/3865л следует, что оснований для пересмотра решения № об отказе в назначении страховой пенсии по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку решение Кавалеровского районного суда <адрес> вступило в законную силу только ДД.ММ.ГГГГ и к рассмотрению не может быть принято.
Как следует из представленного ответчиком возражения, при условии включения в расчет величины ИПК нестрахового периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периода ухода за вторым ребенком ФИО4), размер величины ИПК на ДД.ММ.ГГГГ (достижение истцом возраста 50 лет) составит 27, 027, при требуемом в 2023 году – 25, 8.
С учетом установленных судом обстоятельств - наличие у ФИО1 двоих детей, необходимого страхового стажа более 20 лет, специального стажа работы в районе приравненного к местностям Крайнего Севера более 17 лет и требуемого ИПК (более 25, 8), у истца возникло право на страховую пенсию по достижению возраста 50 лет (ДД.ММ.ГГГГ) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Рассматривая требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня первоначального ее обращения, суд приходит к следующему.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей в спорный период).
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок обращения за страховой пенсией определен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н (далее по тексту - Правила от 5 августа 2021 г. N 546н).
В силу п. 13 Правил от 5 августа 2021 г. N 546н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №-КГ20-24-К4).
Как установлено судом, на дату обращения ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (ДД.ММ.ГГГГ), страховой и специальный стажи истца выработаны.
Вместе с тем, при определении права на страховую пенсию пенсионный орган не учел при расчете величины ИПК период ухода истца за вторым ребенком до достижения им полутора лет, что лишило истца возможности реализовать своё право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.
Принимая во внимание взаимосвязанные положения статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ и п.13 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 546н, по смыслу которых гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию, при этом назначение пенсии будет осуществляться со дня возникновения права на указанную пенсию, что гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение, юридически значимым для правильного разрешения настоящего спора является то обстоятельство, с какого момента у ФИО1 возникло право на досрочную страховую пенсию по старости.
Поскольку ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ и на тот момент её заявление было принято пенсионным органом, как то предусмотрено п. 13 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 546н, менее чем за месяц до возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, досрочная страховая пенсия по старости должна быть назначена ФИО1 с момента возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> № ░░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 06.07.2023 ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░.░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░