№ (№)
55RS0№-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском первоначально к Министерству финансов <адрес>, указав в обоснование, что имеет статус сироты. В соответствии с решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> обязано предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение из помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Министерством имущественных отношений <адрес> не предоставлено. Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО1 с <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 81 000 руб. Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО1 с <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 23 000 руб. Указанными решениями установлено, что срок исполнения судебного решения с момента вступления его в законную силу составляет 4 года 4 месяца и 2 дня на момент вынесения последнего решения от ДД.ММ.ГГГГ. Истец за период неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения вынуждена была за счет собственных средств нанимать жилое помещение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживала по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Размер вреда, причиненного ФИО1 в результате незаконного бездействия государственного органа – Министерства имущественных отношений <адрес>, составляет 60 000 руб., сумма арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. На основании чего, просила взыскать с <адрес> в лице Министерств финансов <адрес> вред в виде расходов по оплате найма жилого помещения за период неисполнения обязанности по предоставлению жилого помещения в размере 60 000 руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в дело по ходатайству стороны истца были привлечены в качестве соответчика Министерство имущественных отношений <адрес>, в качестве третьего лица - ГУФССП России по <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, ФИО7 исковые требования поддержал также с учетом уточнений, пояснив, что имеется уголовное дело в отношении Министерства имущественных отношений <адрес> по факту не предоставления жилых помещений, что доказывает его вину. Дополнительно указал, что в последующем истец намерена обратиться с требованиями к службе судебных приставов в связи с длительным неисполнением решения суда о предоставлении ей жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что министерством предоставляется финансирование в заявленных размерах в соответствии с Законом об областном бюджете, превышение размеров финансирования невозможно. Законом предусмотрено две меры социальной поддержки для категории детей-сирот - однократное предоставление жилого помещения или однократное предоставление сертификата на получение социальной выплаты для приобретения в собственность жилого помещения. Выплата компенсации расходов по найму жилого помещения законом не предусмотрена. Поскольку не установлено условий для возмещения ущерба в соответствии со ст. 15, 1064 ГК РФ, оснований для взыскания расходов по оплате за аренду не имеется.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, согласно которого представитель исковые требования не признает в полном объеме. В рамках ранее рассмотренного дела министерство обращалось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, в которой судом было отказано, также было подано заявление об освобождении от исполнительского сбора, указанные требования были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о том, что Министерством имущественных отношений <адрес> были выполнены все необходимые меры к исполнению решения, вины в неисполнении решения не установлено. Решением суда не установлен конкретный предельный срок для исполнения решения Министерством имущественных отношений <адрес>. На основании исполнительного листа в отношении Министерства имущественных отношений <адрес> возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения. Приобретение жилых помещений по договорам купли-продажи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ путем проведения электронных аукционов. Мероприятия по проведению электронных аукционов занимают от полутора до двух месяцев. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлены объемы и источники финансирования как из областного бюджета, так и из федерального. <адрес> неоднократно обращалось в Министерство финансов <адрес> с просьбой внести изменения в нормативные правовые акты в части увеличения размера бюджетных средств на приобретение в казну <адрес> жилых помещений для детей-сирот. Неисполнение решения обусловлено объективными причинами, <адрес> предпринимаются все необходимые меры к исполнению решения.
Представитель третьего лица ГУФССП России по <адрес> в судебном заседании участия не принимал, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив правовую и фактическую обоснованность заявленных требований, а также совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
В судебном заседании установлено, что истец на основании Распоряжения Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории муниципального образования городской округ <адрес>.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО1, на Министерство имущественных отношений <адрес> возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение вступило в законную силу, на основании указанного решения выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП ГУФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства имущественных отношений <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП по заявлению взыскателя ФИО1
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерству имущественных отношений <адрес> отказано в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а№ в пользу ФИО1 с <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 81 000 руб.
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№ пользу ФИО1 с <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 23 000 руб.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 названного Кодекса устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу указанных норм, ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренных ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности следующих условий: противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№ Министерство имущественных отношений освобождено от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП. Решение вступило в законную силу.
При этом названным решением установлено, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю ФИО1 жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Министерства имущественных отношений <адрес> отсутствовала.
Приобретение жилых помещений для указанной категории лиц определено Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в частности направления ежегодно не позднее 15января текущего года в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району <адрес> и муниципальному образованию городской округ <адрес> в отдельности; приобретения жилых помещений Министерством имущества по договорам купли-продажи; положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предполагающего приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона; заключения контракта на покупку не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Соответственно действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат, обусловленных соблюдением установленной законом процедуры.
Поскольку Министерство имущественных отношений <адрес> реализует полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно ответчик возможности не имеет.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Министерством имущественных отношений <адрес> не было допущено виновного противоправного бездействия, повлекшего несвоевременное исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение истцу.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает, что в связи с длительным неисполнением решения суда о возложении обязанности на Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить истцу жилое помещение, она на протяжении длительного периода времени вынуждена нести расходы по оплате за аренду жилья.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии со статьей 393 указанного кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного кодекса.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие в совокупности следующих условий: наступление вреда, противоправность причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями, вина причинителя вреда. При этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства и причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).
В обоснование своих доводов стороной истца в материалы дела представлена копия договора аренды квартиры ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 в качестве арендодателя и ФИО1 как арендатором, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор получает во временное пользование (аренду) квартиру площадью 47,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 4.1 договора плата за аренду жилого помещения составляет 15 000 руб.
Соглашением № к договору аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды квартиры продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением № к договору аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды квартиры продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением № к договору аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды квартиры продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В дело представлена расписка в получении денежных средств, подтверждающая факт передачи истцом денежных средств в счет оплаты за аренду жилого помещения в размере по 15 000 руб. ежемесячно - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
За период с <данные изъяты> г. внесена сумма в размере 60 000 руб., которая заявлена истом ко взысканию с ответчиков.
Доводы стороны истца о том, что нашел свое подтверждение факт бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении решения Центрального районного суда <адрес>, в связи с чем имеются основания для взыскания в пользу истца убытков, суд отклоняет как противоречащие статьям 15, 16, 1069 ГК РФ, по смыслу которых основанием для взыскания убытков является совокупность предусмотренных указанными нормами условий.
Исполнение подобной категории решений суда о возложении на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями связано с необходимостью совершения ответчиком, как уполномоченным органом, комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат; законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что ограничено объемом бюджетного финансирования.
Фактов незаконного бездействия ответчика по исполнению решения суда в пределах его полномочий и финансирования в рамках рассмотренного спора судом не установлено.
Сам по себе факт неисполнения решения судебного решения, вступившего в законную силу, в силу закона не является основанием для удовлетворения требований о взыскании убытков.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» мера социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения до обеспечения их жильем не предусмотрена.
Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих компенсацию расходов указанной категории лиц за наем (поднаем) жилья.
В силу установленного правового регулирования для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наличие вреда; противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда. Недоказанность хотя бы одного из условий наступления ответственности за причинение вреда влечет за собой отказ в удовлетворении требований.
В рассматриваемом случае стороной истца не было представлено доказательств, подтверждающих факт совершения ответчиком неправомерного виновного бездействия, которое состоят в причинно-следственной связи с необходимостью несения истцом расходов по оплате аренды жилья.
Наличие возбужденного в отношении министра имущественных отношений <адрес> уголовного дела по факту халатности не свидетельствует об обратном, учитывая, что вступивший в законную силу итоговый судебный акт по данному делу отсутствует, со слов истца потерпевшей в рамках указанного уголовного дела она не признавалась.
Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение вступившего в законную силу решения суда о возложении на Министерство имущественных отношений <адрес> обусловлено виновным противоправным бездействием ответчика, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № №), к Министерству финансов <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о возмещении вреда в виде расходов по оплате найма жилого помещения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Табакова