Судья 1 инстанции: ФИО15
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-495/2021 Дело №33а-5690/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Севериновой Елены Авенировны, Булгаковой Анастасии Михайловны, Петровой Ларисы Викторовны, Рош Анатолия Владимировича, Сары Леннары Рустемовны, Скочий Татьяны Анатольевны, Галида Анжелы Андреевны, Константиновой Лилии Георгиевны к Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Литвиненко Олегу Николаевичу, заинтересованные лица – Министерство транспорта Республики Крым, Совет Министров Республики Крым о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционным жалобам Булгаковой Анастасии Михайловны и административных истцов Севериновой Елены Авенировны, Петровой Ларисы Викторовны, Рош Анатолия Владимировича, Сары Леннары Рустемовны, Скочий Татьяны Анатольевны, Галида Анжелы Андреевны, Константиновой Лилии Георгиевны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Административные истцы обратились в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просят признать незаконным постановление Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний»; обязать Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым вынести постановление об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний»; признать результаты публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний, недействительными.
Требования мотивированы тем, что Администрацией Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было принято оспариваемое постановление, которым на ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> час. были назначены публичные слушания по вопросу прохождения трассы объекта «Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на <адрес>» в границах ФИО14 сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны Российской Федерации (без их занятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес>, проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес>, в нарушении оснований для их проведения и порядка их назначения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Симферопольского района Республики Крым были принесены протест на решение № сессии № созыва Добровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было утверждено Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района» и протест на постановление Администрации Добровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении публичных слушаний», которыми указанные документы были признаны не соответствующими закону.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Симферопольского района Республики Крым было внесено представление об устранении требований градостроительного законодательства, касающихся вопросов нарушения действующего законодательства со стороны должностных лиц Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым. Однако ФИО6 Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым не собираются исполнять законные требования прокурора.
Кроме того, согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и содержанию Единого документа по результатам проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ на публичных слушаниях согласно списку зарегистрированных лиц присутствовало <данные изъяты> человек, в то время как проголосовало <данные изъяты> человека, что на <данные изъяты> больше, чем количество зарегистрированных, и нарушает пункт 17 Положения о том, что решения на публичных слушаниях принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников.
Вместе с тем, согласно итогового документа «в течение времени со дня обнародования постановления № в Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым поступило <данные изъяты> <данные изъяты> заявлений, из которых <данные изъяты> заявления (предложения) против рассматриваемого на публичных слушаниях варианта, <данные изъяты> коллективное заявление на <данные изъяты> листах, содержащее <данные изъяты> подписей, выражающее протест против вынесенной темы проведения публичных слушаний и против рассматриваемого варианта.
Однако, в нарушение пунктов 4, 11, 16 - 18 статьи 7 Положения указанные предложения, как и другие «за» рассматриваемый вариант были попросту проигнорированы, не были поставлены на обсуждение перед гражданами, что воспрепятствовало поиску компромиссного, наиболее взаимовыгодного и минимально причиняющего ущерба правам и законным интересам жителей Добровского сельского поселения варианта расположения трассы, что свидетельствует об однобоком, несправедливом, заранее неравноправном порядке проведения слушаний и, с учетом всего изложенного, о попытке скрыть фальсификацию результатов проведения данного якобы законного общественного мероприятия, возможной прямой заинтересованности лиц, ответственных за назначение, организацию и проведение данных публичных слушаний.
Также в нарушении пункта 8 статьи 7 Положения публичные слушания главой Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района были назначены на заведомо неудобное для граждан время (<данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ, понедельник), что сделало невозможным явку для значительного населения работающих граждан.
В нарушении части 8 статьи 28, пункта 3 части 6 статьи 5.1, части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации семидневный срок оповещения о проведении публичных слушаний не был соблюден, так как место проведения слушаний было изменено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было опубликовано на официальном сайте Добровского сельского поселения только ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, вступило в силу только за пол рабочих дня до проведения публичных слушаний и не было размещено на информационном стенде Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, административный истец Булгакова А.М. и административные истцы Северинова Е.А., Петрова Л.В., Рош А.В., Сара Л.Р., Скочий Т.А., Галида А.А., Константинова Л.Г. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Булгакова А.М. указывает, что одновременно при принятии оспариваемого постановления был избран председатель рабочей группы. Кроме того, постановлением административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в оспариваемое постановление, в котором был указан новый адрес места проведения публичных слушаний.
Также Булгакова А.М. в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что количество участников по спискам не совпадает с количеством проголосовавших за открытие публичных слушаний, а также что Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым является исключительно исполнительно-распорядительным органом, которая в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» не обладает правом инициирования проведения публичных слушаний.
Кроме того, истец в своей жалобе указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в приобщении к материалам дела флеш – накопителя, содержащего информацию и сведения, имеющие отношения к делу.
В апелляционной жалобе административные истцы Северинова Е.А., Петрова Л.В., Рош А.В., Сара Л.Р., Скочий Т.А., Галида А.А., Константинова Л.Г. ссылаются на нарушение процедуры проведения публичных слушаний и процедурных прав административных истцов, что привело к принятию неправильного постановления административного ответчика.
Кроме того, истцы в своей апелляционной жалобе указывают, что нарушено процедурное право истцов на достоверную информацию относительно выносимых на публичное слушание вопросов.
В судебном заседании административный истец ФИО9, её ФИО6 ФИО18, административный истец ФИО8, её ФИО6 ФИО25, административный истец ФИО10 просили апелляционные жалобы удовлетворить по доводам, изложенным в них, решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
ФИО6 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО19, ФИО20, ФИО6 Министерства транспорта Республики Крым ФИО21 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что Галида А.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; Рош А.В. - земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м по <адрес>, кадастровый №; Булгаков A.M. - жилого дома по <адрес> в <адрес>, кадастровый №; Скочий Т.А. - жилого дома по <адрес> в <адрес>, кадастровый №, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу; Константинова Л.Г. - земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый №, и жилого дома с кадастровым номером №, расположенных по <адрес> в <адрес>; ФИО10 - земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м по <адрес> в <адрес>
<адрес>, кадастровый №; Сары Л. Р. - земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый №, и жилого дома с кадастровым номером №, расположенных по <адрес>, Северинова Е.А. – земельного участка площадью 1008+/-11 кв. м с кадастровым номером № по <адрес>, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта Республики Крым № обратилось к Главе Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района с письмом № № об организации проведения общественных слушаний по вопросу прохождения планируемой к строительству автомобильной дороги в обход г. Симферополя Республики Крым на участке <адрес> - <адрес> Республики Крым и проходившей вдоль земель Министерства обороны Российской Федерации (без их изъятия), далее пересекающую Ялтинскую трассу в <адрес> и вдоль <адрес>, с выходом на существующую трассу за границами <адрес> Республики Крым, а также заполнения прилагаемой формы.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Добровского сельского поселения <данные изъяты> района Республики Крым было вынесено постановление № о назначении публичных слушаний», которым на ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> в здании клуба <адрес> по адресу: <адрес>, было назначено проведение публичных слушаний по вопросу прохождения трассы объекта «Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское-Перевальное» в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны Российской Федерации (без их изъятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес> и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес>, а также об утверждении рабочей группы. При этом рабочей группе поручено провести процедуру подготовки и проведения публичных слушаний (пункт 4).
Согласно пункта 5 указанного постановления заявки и предложения по вопросу публичных слушаний принимаются до ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии со справкой об источниках и датах официального опубликования муниципального правового акта постановление Администрации Добровского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении публичных слушаний» ДД.ММ.ГГГГ размещено на информационном стенде в здании Добровского сельского совета <адрес> Республики Крым, на официальном сайте муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и в печатном издании – газете «Сельский труженик Крыма» (выпуск № (№) от ДД.ММ.ГГГГ).
Из справки об источниках и датах официального опубликования проекта муниципального правового акта Администрацией Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ на информационном стенде в здании Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, на официальном сайте муниципального образования Добровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был размещен проект постановления Администраций Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым «О подготовке ходатайства перед Министерством транспорта Республики Крым об учете результатов публичных слушаний при разработке проектного решения по вопросу прохождения трассы объекта «Строительство автомобильной дороги в обход <адрес> на участке <адрес>» в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны Российской Федерации (без их изъятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес> и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес>» (т. 1. <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Добровским сельским советом проводились заседания рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний по указанному выше вопросу.
Постановлением Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в пункт 1 постановления Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении публичных слушаний», в соответствии с которыми адрес проведения публичных слушаний указан спортивный стадион, расположенный на территории МБОУ «<данные изъяты> Слонимского» по адресу: <адрес>А.
Согласно справке об источниках и датах официального опубликования муниципального правового акта постановление Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №» 5 ДД.ММ.ГГГГ года размещено на информационном стенде в здании Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, на официальном сайте муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Как следует из информации о заявлениях, поступивших в Администрацию Добровского сельского поселения по вопросу Строительство автомобильной дороги в обход <адрес> на участке Донское-Перевальное» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за вариант № заявлений; против <данные изъяты> коллективное на <данные изъяты> чел; против варианта №. Заявок на участие в публичных слушаниях -<данные изъяты>, всего заявлений -<данные изъяты>
По результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний ФИО12 сельского поселения <адрес> Республики Крым был составлен протокол №, а ДД.ММ.ГГГГ - Единый документ по результатам проведения публичных слушаний с указанием результатов обсуждения и информации о заявлениях, предложениях, замечаниях.
Как усматривается из протокола № публичных слушаний по вопросу прохождения трассы объекта «Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке <адрес>» в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны РФ (без их изъятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес> и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно списков регистрации на публичных слушаниях присутствуют 371 человек. За строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке <адрес>» в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны РФ (без их изъятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес> и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес>, учитывая ранее поступившие заявления, предложения, замечания, принимая во внимание доклады, пояснения, предложения, замечания, обсуждения проголосовало <данные изъяты> человек, <данные изъяты> – воздержался.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ года № № «О подготовке ходатайства перед Министерством транспорта Республики Крым об учете результатов публичных слушаний при разработке проектного решения по вопросу прохождения трассы объекта «Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке <адрес>» в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны Российской Федерации (без их занятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в <адрес> и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами <адрес>».
Указанное постановление ДД.ММ.ГГГГ было размещено на информационном стенде в здании Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым и на официальном сайте муниципального образования Добровского сельского поселения <адрес> Республики Крым, а также письмом за исх. № направлено министру транспорта Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что публичные ДД.ММ.ГГГГ года были назначены по инициативе главы Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым во исполнение письма Министерства транспорта Республика Крым ДД.ММ.ГГГГ года №, и проводились в соответствии с нормами действующего законодательства и Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением внеочередного заседания Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Основания для признания указанных публичных слушаний недействительными отсутствуют. Кроме того, само постановление Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении публичных слушаний», а также решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не влечет за собой нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым №54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ), регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
На публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта (часть 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» (далее – Положение). Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Добровское сельского поселение Симферопольского района Республики Крым.
Статьей 1 Положения указано, что для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия: публичные слушания - форма реализации прав жителей Добровского сельского поселения на участие в процессе принятия органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения путем их публичного обсуждения; организация публичных слушаний - деятельность, направленная на оповещение о времени и месте проведения слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта, обнародование результатов публичных слушаний и иных организационных мер, обеспечивающих участие населения Добровского сельского поселения в публичных слушаниях; участники публичных слушаний - заинтересованные жители Добровского сельского поселения, эксперты, ФИО6 органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных объединений и иные лица, пожелавшие принять участие в публичных слушаниях.
Инициатор публичных слушаний - Добровский сельский совет Симферопольского района Республики Крым, председатель Добровского сельского совета — Глава администрации Добровского сельского поселения, а также инициативная группа совершеннолетних граждан, численностью не менее <данные изъяты> человек, выступившая с инициативой проведения публичных слушаний.
В соответствии со статьей 3 Положения Публичные слушания могут проводиться по любым общественно значимым вопросам, проектам нормативных правовых актов, принимаемых в рамках полномочий органов местного самоуправления Добровского сельского поселения.
В обязательном порядке на публичные слушания выносятся: проект Устава муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - Устав), а также проекты изменений Устава, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; проект бюджета Добровского сельского поселения и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития Добровского сельского поселения; проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; проект генерального плана Добровского сельского поселения, проекты внесения изменений в генеральный план Добровского сельского поселения; вопросы о преобразовании Добровского сельского поселения. На публичные слушания могут быть вынесены любые проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения Добровского сельского поселения.
Решение (постановление) о назначении публичных слушаний по вопросам местного значения должно приниматься не позднее, чем за 7 дней до их проведения, с учетом предложения о проведения публичных слушаний и норм законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.
В решении о назначении публичных слушаний указываются: тема публичных слушаний (наименование проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания); инициатор проведения публичных слушаний; дата и время проведения публичных слушаний; место проведения публичных слушаний; сроки и место представления предложений и замечаний по вопросам, обсуждаемым на публичных слушаниях, заявок на участие в публичных слушаниях; вид обнародования и (или) опубликования проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания (части 6, 7 статьи 6 Положения).
Решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат обнародованию на официальном сайте Добровского сельского совета (ином сайте, определенном в акте о назначении публичных слушаний), а также могут быть опубликованы в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления для официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации либо обнародованы иным способом в соответствии с актом о назначении публичных слушаний.
Решением № сессии № созыва Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав муниципального образования Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (далее – Устав).
Статьей 17 Устава предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом, Главой поселения могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета, главы поселения.
Решение о проведении публичных слушаний с указанием времени и места их проведения и проект соответствующего муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний, если иной срок не предусмотрен действующим законодательством.
Добровский сельский совет, председатель Добровского сельского совета - Глава Администрации Добровского сельского поселения, принявшие решение о назначении публичных слушаний, формируют рабочую группу в количестве не менее 6 человек, на которых возлагается обязанность по подготовке и проведению публичных слушаний.
Рабочая группа на первом заседании, которое проводится в срок не позднее 3 дней с момента формирования, избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Рабочая группа правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов.
Продолжительность публичных слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов.
Результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятого решения, должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем через 5 дней после проведения публичных слушаний.
При проведении публичных слушаний обязательно ведется протокол. Ведение протокола при проведении публичных слушаний возлагается на Администрацию Добровского сельского поселения.
В протокол публичных слушаний в обязательном порядке включаются все письменные и устные предложения жителей поселения о внесении изменений и дополнений в обсуждаемый проект муниципального правового акта.
Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим на публичных слушаниях.
Итоговый документ, принятый в рамках публичных слушаний,. носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления Добровского сельского поселения.
Рекомендации считаются принятыми, если за них проголосовало более половины всех участников публичных слушаний. Рекомендации, принятые на публичных слушаниях, учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при рассмотрении проекта соответствующего муниципального правового акта.
Результаты рассмотрения доводятся до сведения населения Добровского сельского поселения путем опубликования (обнародования). Рассмотрение проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, осуществляется при наличии протокола публичных слушаний, итоговых документов по результатам публичных слушаний.
Муниципальный правовой акт, проект которого прошел обсуждение на публичных слушаниях, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
Доводы о том, что был принесен протест прокурора и постановление о назначении публичных слушаний является недействительным опровергается материалами дела, в том числе решением Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении протеста прокурора Симферопольского района Республики Крым на решение Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым».
Таким образом, доводы административных истцов о том, что публичные слушания не могли проводиться по указанным вопросам, основаны на неверном толковании норм права.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е., не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Путем издания оспариваемого постановления, были реализованы общие, вытекающие из части 1 и 4 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ полномочия и назначены публичные слушания с целью выяснения мнения населения по рассматриваемому вопросу.
Оспариваемое постановление принято Главой Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, руководствуясь статьями 14, 28 Федерального закона №131-ФЗ, статьями 8, 17 Устава муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым».
Таким образом, анализ оспариваемого постановления Администрации Добровского сельского поселения Республики Крым позволяет прийти к выводу о том, что оно принято полномочным лицом в пределах предоставленной компетенции, по содержанию и форме соответствует действующему законодательству, а потому является законным и обоснованным и не нарушает прав административных истцов.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела и нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы административных истцов о назначении проведения публичных слушаний на рабочее время и невозможностью присутствия на них работающего населения, является несостоятельным, поскольку в силу принципа добровольности реализации гражданином своего права участие в осуществлении общественного контроля зависит исключительно от волеизъявления самого гражданина, от значимости для него рассматриваемого вопроса и непосредственно от его желания участвовать в общественных слушаниях.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при проведении общественных слушаний по рассматриваемому вопросу обеспечено право заинтересованных граждан участвовать в общественных слушаниях, предоставлять свои комментарии, замечания и предложения.
Из материалов дела следует, в том числе из протокола № публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, что в ходе обсуждений выступления, мнения, возражения участников слушаний были заслушаны, что подтверждает выполнение указанных требований.
Из единого документа по результатам проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что была заслушана информация о заявлениях, предложениях и замечаниях. Было подготовлено также особое мнение к протоколу публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на основании постановлений Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ от члена рабочей группы Сорокиной С.А..
В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Решение, принятое по результатам общественного обсуждения, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, и, как следствие, не может нарушать какие-либо права и законные интересы, в частности, административных истцов, в том числе на благоприятную окружающую среду, на участие в делах государства и информацию.
Довод административного истца Булгаковой А.М. относительно того, что судом первой инстанции необоснованно отказано в приобщении к материалам дела флеш – накопителя, содержащего информацию и сведения, имеющие отношения к делу, является не состоятельным исходя из следующего.
В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе (пункт 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом суд правомочен сам решать вопрос о достаточности доказательств и необходимости исследования дополнительных доказательств, поскольку в силу положений статьи 60, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, и какой стороне надлежит доказывать.
Несмотря на доводы апелляционной жалобы, ограничений прав административных истцов на участие в общественных слушаниях, на представление предложений и замечаний по предложенному проекту не установлено, установленный порядок организации и проведения общественных слушаний нельзя полагать нарушенным, общественные слушания, в целом, проведены в соответствии с действующим законодательством, без нарушения процедуры их организации, проведения и оформления результатов.
Заключение по результатам публичных слушаний, утверждено уполномоченным должностным лицом
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
При разрешении административного дела, судом первой инстанций исследованы имеющиеся в деле доказательства и в обжалованном судебном акте подробно приведены действия и решения, совершенные и принятые административным ответчиком в связи проведением указанных публичных слушаний.
Проверив процедуру проведения каждого этапа на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений, коллективное мнение граждан выявлено, публичные слушания правомерно признаны состоявшимися.
Доводы о том, что заключение по результатам публичных слушаний не отражает истинного отношения участников публичных слушаний отклоняются судом апелляционной инстанции, как не основанные на доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, по сути направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы Булгаковой Анастасии Михайловны и Севериновой Елены Авенировны, Петровой Ларисы Викторовны, Рош Анатолия Владимировича, Сары Леннары Рустемовны, Скочий Татьяны Анатольевны, Галида Анжелы Андреевны, Константиновой Лилии Георгиевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: Н.Р. Мостовенко
Е.Г. Павловский