Дело № 2а-2226/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2226/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к министерству имущественных и земельных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, его отмене,
установил:
ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений <адрес>, в котором просила суд признать незаконным отказ, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, данный на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, для эксплуатации жилого дома с кадастровым номером № общей площадью 39,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, отменить его; обязать министерство имущественных и земельных отношений <адрес> устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что она (ФИО2) является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 39,8 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местоположение) объекта: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений <адрес> (вх. №) с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просила предоставить в собственность земельный участок с К№, площадью 1 091,00 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений <адрес> письмом исх. № отказало в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность по причине того, что на земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома и не соответствует требованиям Жилищного, Градостроительного, Гражданского и Земельного законодательства РФ, а также сводам правил и иным нормативно-правовым актам.
Полагает данный отказ нарушающим ее права и законные интересы, поскольку не испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ей жилой дом.
Административный истец полагает, что отказ министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, нарушает ее право на приобретение земельного участка путем предоставления его в собственность.
Административный истец ФИО2, ее представитель по ордеру адвокат ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду возражении на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дополнительно указал, что в настоящее время отсутствует предмет спора, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО2 подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Ц4291.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Рассматриваемое административное исковое заявление подано ФИО2 в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из оттиска почтового штампа. Согласно отметке почтовой корреспонденции, административный иск отправлен ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание дату оспариваемого ответа (ДД.ММ.ГГГГ), дату направления административного искового заявления, руководствуясь положениями ст. ст. 92, 93 КАС РФ, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО2 соблюден.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 64 КАС обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к ФИО2 о признании зарегистрированного права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 39,8 кв.м, количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим, в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> отказано.
При рассмотрении указанного гражданского дела судом было установлено, что
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО2 был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 091 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Срок аренды – 20 лет.
В соответствии с условиями договора аренды земельного участка арендатор обязан использовать участок в соответствии с разрешенным использованием, установленным пунктом 1.1 договора (для индивидуального жилищного строительства); Производить строительство объекта в соответствии с действующими федеральными и региональными градостроительными нормами и правилами; Осуществить строительство объекта в течение срока действия настоящего договора; обеспечить строительство объекта, при условии соответствия его действующим нормам и правилам, при этом объект должен являться индивидуально-определенным зданием, которое должно состоять из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Объект должен соответствовать отдельно стоящему дому и должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы, при отсутствии централизованного отопления – помещение теплогенераторной. В обязательном порядке в объекте должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация и электроснабжение; По окончании строительства объекта арендатор вправе требовать оформления соответствующих прав на ту часть земельного участка, которая занята объектами недвижимости и необходима для её использования (п.п. 1.1, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.5, 6.1.7, ДД.ММ.ГГГГ).
Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 на жилой дом с К№, площадью 39,8 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №. При этом назначение указанно – жилое, наименование: индивидуальный жилой дом.
Вышеуказанный жилом дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность, в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> осуществлен выезд на земельный участок с целью осмотра земельного участка и объекта недвижимого имущества расположенного на нем. В ходе осмотра установлено, что на территории земельного участка расположено сооружение из ДСП на сваях, которое в соответствии с нормами законодательства не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций, о чем представлен соответствующий акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> в адрес ФИО2 было направлено письмо об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № на основании пункта 1 ст.39.16 ЗК РФ. В обосновании данного отказа Министерство указало на то, что по результатам осмотра на местности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, выявлено, что на земельном участке расположено деревянной сооружение без видимых каких-либо подведенных коммуникаций из древесно-стружечной плиты на металлических сваях. Указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома, а также не соответствующий требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, сводам правил и иным нормативно-правовым актам.
В подтверждение своих доводов о том, что выстроенный объект является объектом капитального строительства ФИО2 представлено техническое заключение по результатам обследования объекта с кадастровым номером № и оценке соответствия его требованиям, предъявляемым к дому жилому одноквартирному от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное специалистом ООО «Элит-проект» ФИО6, имеющей высшее образование, окончившей в 1983 году Тульский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство», имеющей квалификацию инженера-строителя, стаж работы по специальности 37 лет, в 2020 окончившей курсы повышения квалификации по программе «Обследование строительных конструкций зданий и сооружений». Сведения о специалисте ФИО6 включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, записи присвоен идентификационный номер №.
Обследование несущих и ограждающих конструкций объекта с кадастровым номером № произведено ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности ФИО7 и собственника ФИО2
Согласно выводам по результатам обследования, указанных в техническом заключении, объект с кадастровым номером №, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, создан в результате строительства, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную часть каркасного типа, с каркасом из деревянных элементов, с ограждающими стеновыми конструкциями, утепленными и обшитыми древесными ориентированно-стружечными плитами OSB, с двухскатной чердачной крышей, и подземную часть в виде металлических свайных фундаментов для обеспечения прочной связи объекта с землей, включающую в себя помещения - комнаты №,4 и помещения вспомогательного использования - кухню-нишу, расположенную в части жилой комнаты №, совмещенный санузел № и переднюю №, сети инженерно-технического обеспечения - водоснабжения, канализации с септиком, электроснабжения и системы инженерно-технического обеспечения, предназначенные для функций водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения.
Согласно пункта 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объект с кадастровым номером №, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, является зданием.
Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, характеризуется как работоспособное. Несущая способность конструкций обеспечивается; здание с К№ пригодно для эксплуатации.
На основании положений, изложенных в разделе 6 настоящего технического заключения, следует вывод: здание с кадастровым номером № расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, соответствует основным требованиям, которым должен отвечать одноквартирный жилой дом, регламентированным сводом правил СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001», утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, дата введения ДД.ММ.ГГГГ, является жилым одноквартирным домом, состоящим из жилых комнат №, № и помещений вспомогательного использования - кухни-ниши, расположенной в части жилой комнаты №, совмещенного санузла № и передней №, сетей инженерно-технического обеспечения -водоснабжения, канализации с септиком, электроснабжения и систем инженерно-технического обеспечения, предназначенных для функций водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения.
Жилой одноквартирный дом с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, соответствующий требованиям в части состава помещений, состава сетей и систем инженерно-технического обеспечения, объемно-планировочного и конструктивного решений, соблюдения противопожарных требований, обеспечивает выполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выявленное на момент обследования отступление от нормативных требований, указанных в п. 8.3 СП 55.13330.2016 - отсутствие ограждения крыльца, не ухудшает технические характеристики здания с кадастровым номером №, не оказывает влияния на техническое состояние здания и не влечет снижения несущей способности строительных конструкций; имеется техническая возможность устранения вышеуказанного отступления.
Недостаток уровня естественного освещения жилой комнаты № площадью 12,8кв.м. может компенсироваться применением искусственного освещения с использованием энергосберегающих источников освещения.
Основания, несущие и ограждающие конструкции жилого одноквартирного дома с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с К№, обеспечивают механическую безопасность здания, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания или его части, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Жилой одноквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, регламентированным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Жилой одноквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, пригоден для проживания.
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимной связи между собой и приведенными выше правовыми нормами, суд пришел к выводу, что строение с кадастровым номером №, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, является объектом капитального строительства жилого назначения, пригодным для постоянного проживания. Указанный спорный жилой дом обладает признаками недвижимого имущества и правомерно постановлен на учет в соответствующем регистрирующем органе.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность, в связи с тем, что на указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №:901, общей площадью 39,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> в адрес ФИО2 было направлено письмо об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № на основании пункта 1 ст.39.16 ЗК РФ. В обосновании данного отказа Министерство указало на то, что по результатам осмотра на местности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, выявлено, что на земельном участке расположено деревянной сооружение без видимых каких-либо подведенных коммуникаций из древесно-стружечной плиты на металлических сваях. Указывая, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома, а также не соответствующий требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, сводам правил и иным нормативно-правовым актам.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим ее права, ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО2 подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №; ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Ц4291, что также подтверждается письменными пояснениями представителя административного ответчика.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 ЗК РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в п. 8 ст. 39.15, ст. 39.16 ЗК РФ.
Статья 39.17 ЗК РФ регулирует предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства предусмотрены в ст. 39.18 ЗК РФ.
Решение как об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так и в предоставлении земельного участка в собственность должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 3 п. 5 ст. 19.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
На основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно с подп.6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Как следует из материалов дела, расположенное на спорном земельном участке строение с кадастровым номером №, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, является объектом капитального строительства жилого назначения, пригодным для постоянного проживания, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обладании спорным строением третьими лицами, в суд не представлено, и административным ответчиком не опровергнуто.
Отказ ФИО2 в предоставлении земельного участка в собственность содержал в себе основание, что на земельном участке расположен объект, который не подпадает под признаки жилого дома и не соответствует требованиям Жилищного, Градостроительного, Гражданского и Земельного законодательства РФ, а также сводам правил и иным нормативно-правовым актам.
Таким образом, принимая во внимание установленную принадлежность объекта недвижимости – жилого дома ФИО2, суд приходит к выводу, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, и, следовательно, отказ министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, нельзя признать правомерным и обоснованным.
Довод представителя административного ответчика о том, что публичные земельные участки должны формироваться и предоставляться путем соответствующих процедур свободными от расположения на таком земельном участке имущества правового значения по настоящему делу не имеют, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект, принадлежащий административному истцу и находящиеся в ее единоличном пользовании.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства. Спорный земельный участок расположен в территориальный зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), границы территории общего пользования и красные линии не установлены; на земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу, что в соответствии с п.1 ст. 39.20 ЗК РФ свидетельствует об исключительном праве на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений административного истца и представителя административного ответчика, ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО2 подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №; ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Ц4291, оснований для определения способа восстановления нарушенного права административного истца о возложении обязанности на министерство имущественных и земельных отношений <адрес> рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1091 кв.м, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, в установленном законом порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1091 кв.м, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: