Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года
УИД 51RS0021-01-2021-002980-06
Дело № 2-2407/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Зенцовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 09906 к Гончарову Денису Сергеевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,
установил:
Войсковая часть 09906 обратилась в суд с иском к Гончарову Д.С. о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Гончаров Д.С. проходил военную службу в войсковой части 09906 и досрочно уволен в связи с невыполнением условий контракта на основании приказа Министра обороны РФ от 09 августа 2021 года N 648. Приказом командира войсковой части 20475 от 16 августа 2021 года № 605-ДД ответчик с 28 августа 2021 года исключен из списков личного состава войсковой части 09906 и снят со всех видов довольствия.
За период обучения ответчика в филиале Военной академии (г.Вольск Саратовская область) из средств федерального бюджета было затрачено 362 450 рублей (по 72 490 рублей за каждый год обучения).
На дату исключения Гончарова Д.С. из списков личного состава войсковой части согласно произведенному расчету сумма, подлежащая возмещению в федеральный бюджет, составила 205 388 рублей 33 копейки.
Ответчику направлена досудебная претензия, в ответе на которую Гончаров Д.С. сообщил, что с суммой расчета не согласен, данную сумму возместить не имеет финансовой возможности, но от ее уплаты не уклоняется.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика с зачислением на лицевой счет филиала Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" денежные средства, затраченные на военную подготовку, в размере 205 388 рублей 33 копейки.
Представитель истца Макаров Е.А. в судебное заседание не явился извещен. Ране представил заявление, в котором исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме. Указал, что несмотря на то, что ответчик относился к категории детей-сирот, контракт с ним о прохождении военной службы был заключен на общих основаниях, условия контракта ответчиком не обжаловались.
Ответчик Гончаров Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Представил заявление, приведя доводы о несогласии с иском, приведя довод о том, что при поступлении в ВВИМО относился к категории детей-сирот, в связи с чем на него распространяются гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Просил в иске отказать.
Третье лицо – филиал ФКУ "ОСК Северного флота" - "2 ФЭС" просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении на иск требования поддержал, просил удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, Гончаров Д.С. проходил военную службу в войсковой части 09906.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как следует из его преамбулы, регулируются отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Из пункта 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом, 01 ноября 2015 года с матросом Гончаровым Д.С., слушателем филиала Военной академии МТО (г.Вольск, Саратовская область), заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации на срок обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания. По условиям пункта 2 подпунктов «а», «в» указанного контракта Гончаров Д.С. обязался в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока и возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
За период обучения Гончарова Д.С. в филиале Военной академии МТО (г.Вольск, Саратовская область) из средств федерального бюджета было затрачено 362 450 рублей (по 72 490 рублей за каждый год обучения).
Ответчик досрочно уволен в связи с невыполнением условий контракта на основании приказа от 09 августа 2021 года N 648 по пп. "в" п. 2 ст. 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Приказом командира войсковой части 20475 от 16 августа 2021 года № 605-ДД с 28 августа 2021 года Гончаров Д.С. исключен из списков личного состава войсковой части 09906 и снят со всех видов довольствия.
На дату исключения Гончарова Д.С. из списков личного состава войсковой части согласно произведенному стороной истца расчету сумма, подлежащая возмещению в федеральный бюджет, составила 205 388 рублей 33 копейки.
Денежные средства, затраченные на обучение Гончарова Д.С., им до настоящего времени не возмещены.
Судом установлено, что Гончаров Д.С. родился *** года, его матерью является Гончарова В.В., что подтверждается свидетельством о рождении серии N ***, выданным 06 июня 2010 года, в графе отец стоит прочерк (решением Старополтавского районного суда Волгоградской области от 16 июня 2010 года ФИО1 исключен из актовой записи о рождении Гончарова Д.С. как отец ребенка). Мать Гончарова Д.С. умерла 20 марта 2010 года.
Из копии постановления Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 05 мая 2010 года N 734 следует, что Гончаров Д.С. находился на попечении своей родственницы Роор Г.В., назначенной его опекуном.
Согласно выписке из приказа начальника Вольского военного института материального обеспечения от 14 октября 2014 года N 236 курсанту Гончарову Д.С. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ" дополнительно производилась выплата ежемесячного пособия в размере должностного оклада по первому тарифному разряду военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Таким образом, Гончаров Д.С. в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относился к лицам из числа детей-сирот и имел право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Федеральным законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В статье 1 Федерального закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" даны понятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
С принятием Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки" отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки.
Согласно статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии, предусмотренные этим Законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и системном единстве следует, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государство гарантирует им обучение и содержание за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до окончания обучения по названным образовательным программам. Такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на образование.
В такой ситуации возложение на Гончарова Д.С. обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения, нарушало бы гарантированное ему статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей-сирот на период обучения, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика Гончарова Д.С. денежных средств, затраченных на военную подготовку, обладающего в период обучения в филиале Военной академии МТО (г.Вольск, Саратовская область) статусом лица из детей сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Довод стороны истца о том, что Гончаров Д.С. добровольно принял на себя предусмотренные контрактом обязанности, обусловленные статусом военнослужащего, спецификой обучения в такой образовательной организации, в том числе обязанность возместить затраты на обучение, судом отклонятся, поскольку условие контракта от 01 ноября 2015 года, заключенного с Министерством обороны РФ в лице филиала Военной академии МТО с Гончаровым Д.С., о статусе которого Министерству обороны РФ в лице филиала Военной академии МТО было известно, в части принятия им обязательства о возмещении затрат на обучение противоречат нормам федерального законодательства, а потому такие условия не могли быть включены в контракт в отношении Гончарова Д.С.
На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска войсковой части 09906 к Гончарову Денису Сергеевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова