25RS0№-51
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сахно С.Я.
при секретаре Рябинине К.Ю.
с участием:
помощника Приморского
транспортного прокурора Бороева Б.Ж.
представителя ответчика
и третьего лица Кирилович Н.А.,
по доверенностям
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Находкинского транспортного прокурора к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (далее по тексту – ГУ МЧС) с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой проведён анализ исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта подразделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС (далее по тексту – ГИМС ГУ МЧС) – Дальнегорского инспекторского участка в части технического оснащения необходимым оборудованием, в результате которого установлено, что указанное подразделение в нарушение требований нормативных актов не оснащено оборудованием и снаряжением в соответствии с установленными нормами обеспеченности.
Поскольку отсутствие необходимого оборудования в названном подразделении препятствует должностным лицам выполнять возложенные на них функции, направленные на обеспечение безопасности плавания, просит суд возложить на ГУ МЧС обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Дальнегорский инспекторский участок ГИМС ГУ МЧС следующим оборудованием и оснащением:
- артиллерийским вооружением: биноклем типа БН-12 – 1 штука; биноклем ночного видения НБ-8; прибором ночного видения типа НЗТП с АП-12; очками ночными типа Циклоп-101 – 1 штука; 26-мм сигнальным пистолетом – 2 штуки, с сигнальными патронами 26-мм различных огней – 75 штук; 30-мм реактивными сигнальными патронами разных огней типа РСП – 30 штук; барометром – 1 штука;
- плавсредствами: катером (класса М) водоизмещением до 35 т – 1 штука; кругом спасательным – 2 штуки; фара-искателем переносным с питанием от сети 12-24В – 3 штуки;
- вспомогательным оборудованием и инструментами: буром ледовым – 1 штука; оградительной лентой – 1000 м; зарядным устройством для аккумуляторов от 15 а/ч до 120 а/ч – 1 штука; фонарём осветительным индивидуальным - 3 штуки; фонарём осветительным групповым с зарядным устройством – 1 штука; лопатой саперной – 3 штуки; лопатой совковой – 2 штуки; ломом обыкновенным – 2 штуки; набором слесарного инструмента – 1 штука; комплектом электроинструментов (дрель, шлифовальная машинка и прочие) – 1 штука; лебёдкой электрической – 1 штука; фалом капроновым 10-12 мм – 100 м; кренометром – 1 штука; дифферентометром – 1 штука; проблесковым маяком синего цвета – 3 штуки; сигнально-звуковым устройством – 3 штуки; рулеткой; динамометром (ПДУ 0,1-2); динамометром (ПДУ 2-20), тахометром – 1 штука; линеметом пневматическим – 1 штука; переносной электростанцией 2-4 Квт; газоанализатором типа «Инфракар» - 1 штука; тележкой для перевозки ПЛМ – 1 штука; подъёмным устройством для монтажа ПЛМ – 1 штука; подставкой для ПЛМ – 1 штука;
- техникой связи: радиотелефоном сотовой связи – 1 штука; водонепроницаемым чехлом для радиостанции носимой – 3 штуки; электромегафоном – 2 штуки; факсимильным аппаратом – 1 штука.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС России).
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что прокурором не приведено достаточных оснований предъявления требований в интересах неопределённого круга лиц, соответствующая проверка наличия оборудования и оснащения прокурором не проводилась, предъявление настоящего заявления является вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика. При этом не смог пояснить, насколько приведённый прокурором перечень недостающего оборудования и оснащения соответствует действительности. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам (далее по тексту – ГИМС МЧС) является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Подпунктом 1 пункта 5 указанного выше Положения предусмотрено, что ГИМС МЧС организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах.
ГИМС МЧС осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы ГИМС МЧС, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами (п. 6 Положения).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Согласно п. 1.2. Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется МЧС России через входящую в его систему ГИМС МЧС.
Согласно п. 1.4. Административного регламента предметом государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации является проверка соблюдения гражданами (судоводителями), а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправами (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовыми переправами (далее - переправы) и наплавными мостами, во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В целях совершенствования технической оснащенности ГИМС МЧС приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Типовые нормы обеспечения ГИМС МЧС.
Согласно разделам I (п. п. 1,3, 4, 5), III (п. п. 2, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 22, 23, 24), IV (п. п. 2, 4, 8), VII (п. 5), VIII (п. п. 2, 6), X (п. п. 1, 3, 6) Типовых норм обеспечения ГИМС МЧС, последняя должна быть оснащена оборудованием, перечень которого указан в приложении.
Из материалов дела следует, что находкинским транспортным прокурором проведён анализ исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта ГИМС ГУ МЧС, в ходе которой было установлено отсутствие оснащения Дальнегорского инспекторского участка оборудованием и снаряжением в соответствии с установленными нормами обеспеченности.
По результатам проведённого анализа находкинским транспортным прокурором на имя главного государственного инспектора по маломерным судам <адрес> ГУ МЧС ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания.
Из ответа ГУ МЧС о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация, изложенная в представлении прокурора, нашла своё подтверждение.
В обоснование требований о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами инженерного вооружения прокурор ссылается на то, что отсутствие необходимого оборудования в указанном в заявлении инспекторском участке ГИМС ГУ МЧС препятствует должностным лицам выполнять возложенных на них функции, направленные на обеспечение безопасности плавания
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, документально подтвержденного обоснования достаточности имеющихся средств технического вооружения для исполнения функций ГИМС ГУ МЧС представителем ответчика и третьего лица суду не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что установленные в судебном заседании недостатки в оборудовании инспекторского участка свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности судоходства маломерных судов.
При этом, как следует из содержания приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение ответчиком обязанности по техническому надзору за маломерными судами с использованием необходимого оборудования и, как следствие, реализация гражданами права на обеспечение безопасности на водных объектах не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования на эти цели или иных соображений о достаточности или необходимости.
При этом, довод ответчика о том, что требования прокурора являются вмешательством в хозяйственную деятельность государственного органа, судом отвергается, как несостоятельный.
Так, отсутствие необходимых средств технического вооружения, указанного прокурором, не является обстоятельством, не зависящим от ГУ МЧС, поскольку согласно Положению о Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № именно МЧС России осуществляет материально-техническое обеспечение системы МЧС России, создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково - спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских учреждений и организаций, государственной инспекции по маломерным судом, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Доказательств отсутствия возможности осуществить обеспечение недостающими средствами инженерно-технического вооружения ответчиком не представлено.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме, при этом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого указанная прокурором обязанность должна быть исполнена ответчиком ГУ МЧС, и полагает достаточным заявленный прокурором срок в один год.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Дальнегорский инспекторский участок Центра ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> следующим оборудованием и оснащением:
- артиллерийским вооружением: биноклем типа БН-12 – 1 штука; биноклем ночного видения НБ-8; прибором ночного видения типа НЗТП с АП-12; очками ночными типа Циклоп-101 – 1 штука; 26-мм сигнальным пистолетом – 2 штуки, с сигнальными патронами 26-мм различных огней – 75 штук; 30-мм реактивными сигнальными патронами разных огней типа РСП – 30 штук; барометром – 1 штука;
- плавсредствами: катером (класса М) водоизмещением до 35 т – 1 штука; кругом спасательным – 2 штуки; фара-искателем переносным с питанием от сети 12-24В – 3 штуки;
- вспомогательным оборудованием и инструментами: буром ледовым – 1 штука; оградительной лентой – 1000 м; зарядным устройством для аккумуляторов от 15 а/ч до 120 а/ч – 1 штука; фонарём осветительным индивидуальным - 3 штуки; фонарём осветительным групповым с зарядным устройством – 1 штука; лопатой саперной – 3 штуки; лопатой совковой – 2 штуки; ломом обыкновенным – 2 штуки; набором слесарного инструмента – 1 штука; комплектом электроинструментов (дрель, шлифовальная машинка и прочие) – 1 штука; лебёдкой электрической – 1 штука; фалом капроновым 10-12 мм – 100 м; кренометром – 1 штука; дифферентометром – 1 штука; проблесковым маяком синего цвета – 3 штуки; сигнально-звуковым устройством – 3 штуки; рулеткой; динамометром (ПДУ 0,1-2); динамометром (ПДУ 2-20), тахометром – 1 штука; линеметом пневматическим – 1 штука; переносной электростанцией 2-4 Квт; газоанализатором типа «Инфракар» - 1 штука; тележкой для перевозки ПЛМ – 1 штука; подъёмным устройством для монтажа ПЛМ – 1 штука; подставкой для ПЛМ – 1 штука;
- техникой связи: радиотелефоном сотовой связи – 1 штука; водонепроницаемым чехлом для радиостанции носимой – 3 штуки; электромегафоном – 2 штуки; факсимильным аппаратом – 1 штука.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: