Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре судебного заседания Николаевой Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Морки
гражданское дело по иску Полатовой А. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам денежного содержания при сокращении должности государственной гражданской службы,
установил :
Истица Полатова А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам денежного содержания при сокращении должности государственной гражданской службы, в обоснование иска указав, что с 14 февраля 1994 года проходила государственную гражданскую службу в инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Марий Эл в должности государственного инспектора отдела налогов с доходов негосударственных предприятий и общественных организаций, 18 июня 2021 года служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Просит взыскать с ответчика недополученную сумму компенсации при увольнении в связи сокращением должности государственной гражданской службы в размере 109 064 руб. 51 коп. и проценты за фактически не выплаченные в срок суммы задолженности в размере 25 870 руб. 09 коп.
В ходе рассмотрения дела истица Полатова А.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика недополученную сумму компенсации при увольнении в связи сокращением должности государственной гражданской службы в размере 100 860 руб. 08 коп. и проценты за фактически не выплаченные в срок суммы задолженности в размере 23 924 руб., ссылаясь на включение в расчет размера денежного содержания средства материального стимулирования.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Тетерина Л.А., действующая на основании доверенности №… от 30 декабря 2021 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просит в иске отказать, считая, что расчет компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы истца произведен верно. Включение в компенсационные выплаты помимо премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средств материального стимулирования свидетельствовало бы о нецелевом использовании денежных средств.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникших правоотношений) как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации гражданский служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1).
Приказом №… от 8 февраля 1994 года Полатова А.А. принята на службу в Государственную налоговую инспекцию по Моркинскому району государственным налоговым инспектором отдела налогов с доходов негосударственных предприятий и общественных организаций с 14 февраля 1994 года.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл №… от 18 июня 2021 года Полатова А.А. освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В связи с увольнением истице выплачена денежная компенсация за 53,75 календарных дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 38536,06 руб., а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 92053,88 руб., что подтверждается расчетным листком за июнь 2021 года.
Приказами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республики Марий Эл в течение 2020-2021 г.г. истице производились выплаты премий и материального стимулирования, которые не были учтены при определении денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
На основании ч. ч. 5, 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 (далее - Правила) определен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске производится в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
При увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п.п. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных п.п."д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Частью 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Законом о государственной гражданской службе: в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 данного Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Доводы ответчика, что средства материального стимулирования не предусмотрены перечнем выплат, составляющих в соответствии с п. 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего, суд находит не состоятельными.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, согласно п. 2 которого материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Между тем, в п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
Согласно абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации приняты 31 марта 2015 года постановление за №302-12, 23 апреля 2016 года за №347-7, 23 февраля 2017 года за №228-7, предусматривающие в 2015-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, а поэтому, имея иную правовую природу, к ним не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов России от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 указанных Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Таким образом, на Министерство фининансов России, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Исходя из приведенного правового регулирования, материальное стимулирование гражданских служащих входит в состав денежного содержания при расчете компенсации в связи сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Таким образом, выплаченные истице в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование и премии подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Оценив представленные сторонами расчеты, суд приходит к выводу, что:
компенсация в связи с расторжением служебного контракта по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе с учетом денежного содержания истицы в течение 12 месяцев перед увольнением (с июля 2020 года по июнь 2021 года) в размере 41037,14 руб., куда входят должностной оклад – 4 322 руб., оклад за классный чин – 1 788 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда – 3 026 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 1 297 руб., ежемесячное денежное поощрение – 4 322 руб., а также выплаченные за указанный период согласно расчетных листов: материальная помощь, премии за эффективность, материальное стимулирование, средства материального стимулирования (СМС), единовременная выплата к отпуску– 26282,14 руб., составляет 164 148,56 руб. (41 037,14 *4);
компенсация за неиспользованный отпуск с учетом денежного содержания истицы в течение 12 месяцев перед увольнением (с июля 2020 года по июнь 2021 года) в размере 39030,31 руб., куда входят должностной оклад – 4 322 руб., оклад за классный чин – 1 788 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда – 3 026 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 1 297 руб., ежемесячное денежное поощрение – 4 322 руб., а также выплаченные за указанный период согласно расчетных листов: материальная помощь, премии за эффективность, материальное стимулирование, средства материального стимулирования (СМС) – 24275,31 руб., составляет 71599,84 руб. (39030,31 : 29,3 (среднемесячное количество календарных дней отпуска) х 53,75 (количество дней неиспользованного отпуска).
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 72094,68 руб. (164148,56 – 92,053,88 (выплаченная сумма) и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 33063,78 руб. (71599,84 – 38536,06 (выплаченная сумма)), а всего 105158,46 руб. (72094,68 + 33063, 78).
В соответствии со ст. 73 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку подлежащая выплате компенсация в размере 100860,46 руб. (72094,68 + 28765,78 (33063,78 – 4 298 (13% подоходного налога)) не была выплачена, то истица имеет право на выплату процентов с 19 июня 2021 года (с даты увольнения) по 10 июня 2021 года (по день обращения в суд). Ключевая ставка Банка России определена с 15 июня 2021 года в размере 5,50% с 26 июля 2021 года в размере 6,50%, с13 сентября 2021 года в размере 6,75%, с 25 октября 2021 года в размере 7,50%, с 20 декабря 2022 года в размере 8,50%, с 14 февраля 2022 года в размере 9,50%, с 28 февраля 2022 года в размере 20,00%, с 11 апреля 2022 года в размере 17,00%, с 4 мая 2022 года в размере 14,00%, 27 мая 2022 года в размере 11 %. Размер процентов с учетом ключевой ставки Банка России в оспариваемый период составил 23887,10 рублей, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, суд находит исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в размере 100860 руб. 08 коп. (с учетом вычета истицей суммы 13% подоходного налога) в виде задолженности по выплатам денежного содержания при сокращении с должности государственной гражданской службы и в размере 23887 руб. 10 коп. как проценты за нарушение сроков ее выплаты.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил :
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (ИНН …) в пользу Полатовой А. А. задолженность по выплатам денежного содержания при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 100 860 руб. 08 коп. и проценты за нарушение срока выплаты в размере 23887 руб. 10 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 29 июля 2022 года.