ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1677/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 марта 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Сучковой Ирины Борисовны, действующей в интересах Некрасовой Людмилы Ивановны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2021 года, генеральный директор АО «Контактор» Некрасова Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством о занятости населения (статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
В статье 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ дано определение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, под которыми понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты и трудоустройства инвалида, которому в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и учётом индивидуальных особенностей требуется создание такового.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 23 марта 2017 года № 131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в организациях, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, численность работников которых составляет не менее чем 201 человек и не более чем 500 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, согласованным с прокуратурой Ульяновской области, размещённом на сайте департамента занятости населения, труда и социального партнёрства Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области и распоряжением Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области от 16 марта 2021 года № 39-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица», с 5 по 27 апреля 2021 года была проведена плановая документарная проверка АО «Контактор» по соблюдению обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
АО «Контактор» за проверяемый период с января 2021 года по март 2021 года имело численность работников не менее 35 человек - 519 человек.
Среднесписочная численность работников составляла в январе 2021 года - 468 человек, в феврале 2021 года - 470 человек, в марте 2021 года - 470 человек.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Исходя из среднесписочной численности работников АО «Контактор» квота для приёма инвалидов устанавливается в размере 3 (трех) процентов от среднесписочной численности работников за исключением вредных и (или) опасных рабочих мест - 9 человек.
Приказом АО «Контактор» от 29 ноября 2019 года № 225 «О выделении (создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для приёма на работу инвалидов» выделено 10 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Однако в ходе проведения проверки выявлено, что в АО «Контактор» не созданы (выделены) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 V 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что подтверждается письмом ОГКУ КЦ УО от 9 апреля 2021 года № 73-ИОГВ-15.04/216вн и приказом генерального директора АО «Контактор» Л.И.Некрасовой от 29 ноября 2019 года № 225 «О выделении (создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для приёма на работу инвалидов».
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 23 марта 2017 года № 131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» исходя из численности работников АО «Контактор» (519 человек) должно быть создано не менее трёх специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Как усматривается из материалов дела, АО «Контактор» в лице генерального директора АО «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны, выполняющей организационно-распорядительные полномочия в части организации рабочих мест для инвалидов, за проверяемый период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года не выполнила обязанность работодателя по установлению специальных рабочих мест для инвалидов, что является нарушением пункта 2 статьи 20, статьи 21, статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановления Правительства Ульяновской области 23 марта 2017 № 131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов», а также части 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 27 апреля 2009 № 41-30 «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области».
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами: протоколом № 50 об административном правонарушении от 12 мая 2021 г.; сведениями о наличии вакансий за январь, февраль, март 2021 г., выпиской из ЕГРЮЛ, приказом №225 от 29 ноября 2019 г. «О выделении (создании) рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов», копиями программ реабилитации инвалидов, трудоустроенных в АО «Контактор», и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Выводы нижестоящих судов о наличии в действиях генерального директора АО «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что инвалиды, трудоустроенные в АО «Контактор» в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, не нуждаются в специальных рабочих местах, обоснованно отвергнуты мировым судьей по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте.
Выступая работодателем, АО «Контактор» обязано выполнять в отношении работников функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, обязано предоставлять рабочие места инвалидам в соответствии с квотами. Следовательно, несоблюдение требований законодательства о выделении специальных рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями является нарушением законодательства о труде.
Приведенные в жалобе доводы заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела, не свидетельствует об ошибочности выводов нижестоящих судебных инстанций и незаконности вынесенных судебных актов.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях лица объективной стороны состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено генеральному директору АО «Контактор» Некрасовой Л.И. в пределах санкции части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Некрасовой Л.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны оставить без изменения, а жалобу защитника Сучковой Ирины Борисовны, действующей в интересах Некрасовой Людмилы Ивановны, оставить без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн