Решение от 03.03.2020 по делу № 2-8/2020 от 04.04.2017

Дело № 2-8/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 марта 2020г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи          Иванова Д.Н.

при секретаре                  Лабазовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левковича Геннадия Викторовича к Министерству обороны РФ, Западному региональному управлению жилищного обеспечения МО РФ, Восточному региональному управлению жилищного обеспечения МО РФ, ООО «Доминант Строй», ООО ГУЖФ об отмене решения, расторжении соглашения об оплате свыше предоставляемой площади от ДД.ММ.ГГГГг., возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии на приобретение и строительство жилья, взыскании денежной компенсации за оплату дополнительной площади,

УСТАНОВИЛ:

Левкович Г.В. обратился к ответчикам с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что проходил службу в Вооруженных силах РФ, имеет стаж службы более 32 лет в календарном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по состоянию здоровья. Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему в собственность предоставлена однокомнатная <адрес>, при этом за счет личных денежных средств им приобретено 10,3 кв.м. жилья, стоимостью 255 143 руб. 67 коп. Однако в период проживания в предоставленном жилом помещении им обнаружен ряд существенных недостатков в строительстве. Направленное в адрес Министра обороны РФ заявление о расторжении соглашения об оплате свыше предоставленной площади от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения ответчиком оставлено без удовлетворения. Полагает, что предоставленное ему в собственность жилое помещение не отвечает установленным техническим и санитарным требованиям, в связи с чем просит отменить решение ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуть соглашение об оплате свыше предоставляемой площади от ДД.ММ.ГГГГ возложить на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению жилищной субсидии на приобретение и строительство жилья в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 510 от 21.07.2014г., взыскать с Министерства обороны РФ денежную компенсацию за оплату дополнительной площади с учетом инфляции в сумме 315 102 руб. 43 коп. и судебные расходы.

В судебном заседании истец Левкович Г.В. и его представитель Седлецкий С.В. требования поддержали в полном объеме, сославшись на наличие в спорном жилом помещении существенных недостатков, подтвержденными, в том числе, рекламационными актами, экспертными заключениями.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен. В ранее поданных возражениях указал на то, что строительство жилого дома велось в рамках заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с АО «Главное управление обустройства войск». Жилой дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. В целях проведения комиссионного осмотра жилого дома были направлены указания в ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» и АО «Главное управление обустройства войск».

Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание также не явился, в своих возражениях ссылался на то, что принятое ДД.ММ.ГГГГ решение о предоставлении жилого помещения в собственность по избранному постоянному месту жительства и заключенное соглашение законны и обоснованы. Вопросы оценки жилого помещения на предмет его пригодности для проживания отнесены к компетенции межведомственной комиссии. Решение о признании дома аварийным отсутствует. Поскольку Левкович Г.В. на учете нуждающихся не состоит, оснований для предоставления ему жилищной субсидии не имеется.

Представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ООО «Доминант Строй» в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» в письменных пояснениях сослался на то, что выявленные дефекта строительства относятся к гарантийным обязательствам генподрядчика.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Левковичу Г.В., уволенному в ДД.ММ.ГГГГ с военной службы по состоянию здоровья, предоставлена в собственность квартира <адрес>, расположенная на <адрес>

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством обороны РФ и Левковичем Г.В., последний принял на себя обязательство об оплате превышающей норму предоставления площади предоставляемого жилого помещения в размере 255 143 руб. 67 коп.

Указанная сумма была оплачена истцом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Левковича Г.В. на квартиру зарегистрировано в установленном порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.

С ДД.ММ.ГГГГ. управляющей организацией в отношении названного домовладения являлось ООО «Главное управление жилищным фондом», заключившее ДД.ММ.ГГГГ с Министерством обороны РФ договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ.

В рамках рассмотрения Ленинским районным судом г.Смоленска гражданского дела по иску Левковича Г.В. к ООО «Главное управление жилищным фондом» (управляющая организация), ООО «ДоминантСтрой» (подрядчик, осуществлявший строительство многоквартирного дома), Министерству обороны РФ (заказчик строительства) и ООО «ЭкоБалт» (подрядчик в части выполнения работ по текущему ремонту домовладения) о возложении обязанности по восстановлению вентиляции <адрес> в <адрес>, укреплению кирпичной кладки балконной стены, устранению течи с крыши и причины распространения запаха канализации, проведена строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой при визуальном осмотре данной квартиры и домовладения обнаружено, что: кладка наружных самонесущих стен выполнена некачественно (имеются незаполненные раствором вертикальные и горизонтальные швы, а также неутепленный, воздушный зазор в месте примыкания внутренней поперечной стены к наружной; обнаружено отклонение облицовочной версты кирпичной кладки от вертикали; констатировано неудовлетворительное утепление в месте примыкания оконных блоков к оконным простенкам и нарушение монолитности цементно-песчаной стяжки при устройстве полов из керамической плитки в санитарном узле); кровля имеет водяные блюдца, наблюдается неудовлетворительное сцепление рулонного ковра в местах нахлеста рулонного материала и протечки кровли в местах образовавшихся водяных блюдец, в месте расположения водоприемных воронок и прохода инженерных коммуникаций. Причиной выявленных недостатков является нарушение СНиП при строительстве дома.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Главное управление жилищным фондом» возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить текущий ремонт кровли <адрес> в <адрес>.

В удовлетворении заявленных Левковичем Г.В. к ООО «Главное управление жилищным фондом» требований о возложении на общество обязанности по укреплению кирпичной кладки балконной стены, устранению причин запаха канализации и неправильной работы вентиляции было отказано, поскольку обязанность по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества упомянутого дома на данного ответчика законом либо договором не возложена.

На основании распоряжения руководителя ТУ ФКП «УЗКС МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ проведена комиссионная проверка качества выполненных в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ работ, по итогам которой ДД.ММ.ГГГГ составлены рекламационные акты и по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объекте «<адрес>» по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – акт , а впоследствии рекламационный акт от ДД.ММ.ГГГГ, в которых имеется указание на наличие в жилом <адрес> в <адрес> упомянутых выше строительных недостатков и, кроме того, приведены сведения о том, что кирпичная кладка наружной облицовочной стены дома при входе в подъезд имеет трещины свыше 6 мм. на нижних этажах и волосяные трещины на верхних этажах, а также трещины в кладке на всю высоту жилого дома; кирпичная кладка наружной облицовочной стены машинного отделения подъезда над входом в подъезд, опирающаяся на балконную плиту технического этажа, имеет деформацию угла по причине образования трещины с уклоном в наружную сторону жилого дома; имеется большая вероятность обрушения кладки.

ДД.ММ.ГГГГ Левкович Г.В. направил в Министерство обороны РФ заявление, в котором, ссылаясь на наличие существенных недостатков в предоставленном жилом помещении, просил предоставить ему жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в <адрес>.

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что истец снят с учета Единого государственного реестра Министерства обороны РФ нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с получением решения о предоставления жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил жилые помещения предоставляются военнослужащим в собственность бесплатно на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, или уполномоченных ими органов (организаций).

В соответствии с п. 5 Правил выписки из указанных решений являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.

Во исполнение п. п. 4 и 6 Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 были утверждены порядок принятия решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Порядок), а также форма акта приема-передачи (приложение N 5 к приказу).

Таким образом, жилищным законодательством, к которому в силу положений ст. 5 ЖК РФ относятся Правила, предусмотрено, что решение уполномоченного органа Минобороны России о предоставлении военнослужащему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно является актом, из которого возникают в соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года", в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие ГУ «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» при разрешении вопроса о пригодности для проживания <адрес>; на данный орган возложена обязанность в течение 30 дней с даты вступления судебного решения в законную силу произвести оценку и обследование на предмет пригодности для проживания указанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ государственными жилищными инспекторами ГУ «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» проведено обследование квартиры Левковича Г.В., по результатам которого составлен акт о пригодности последней для постоянного проживания, после чего ДД.ММ.ГГГГ данный акт вместе с обращением административного истца от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к нему материалами, а также копией судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ были направлены ГУ «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» в адрес председателя Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Смоленской области для исполнения упомянутого судебного акта.

Постановлением Президиума Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Левковичу Г.В. отказано в удовлетворении административного иска к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности по выдаче предписания об устранении требований законодательства и обязанности по осуществлению комиссионной оценки жилого дома.

Согласно заключению Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от ДД.ММ.ГГГГ , данная комиссия выявила основания для признания <адрес> в <адрес> подлежащей капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными Положением, утв. постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ указанное заключение признано незаконным, на Городскую межведомственную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Левковича Г.В.

Таким образом, на момент рассмотрения спора в установленном законом порядке квартира истца не признана непригодной для проживания, а домовладение аварийным.

Само по себе наличие существенных строительных недостатков, при отсутствии принятого межведомственной комиссией решения и признании жилого помещения непригодным для проживания или жилого дома аварийным, не является основанием для расторжения соглашения о предоставлении жилого помещения.

Более того, само решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот момент Порядком.

По общему правилу, право выбора военнослужащим формы жилищного обеспечения сохраняется до фактического исполнения Минобороны России возложенной на него законом обязанности по обеспечению военнослужащего жильем.

В соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Анализ приведенной нормы показывает, что жилищная субсидия предоставляется тем военнослужащим, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях и отказались от предложенного жилого помещения, которое фактически ими получено не было, либо изменили ранее избранное место жительства.

С предоставлением предложенной квартиры Левкович Г.В. согласился в ДД.ММ.ГГГГ, а отказ от нее был заявлен в ДД.ММ.ГГГГ, когда он уже был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, правовые основания для предоставления Левковичу Г.В. жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, равно как и взыскания уплаченных по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░

░░░: 67RS0002-01-2017-003081-52

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-8/2020 (2-28/2019; 2-122/2018; 2-2249/2017;) ~ ░-1375/2017

2-8/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Левкович Геннадий Викторович
Ответчики
ООО ГУЖФ "Главное управление жилищным фондом"
Министерство Обороны РФ
ООО "Доминант Строй"
Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Иванов Д.Н.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
12.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.03.2020Предварительное судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
31.01.2020Производство по делу возобновлено
31.01.2020Судебное заседание
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.04.2020Предварительное судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее