Дело № 2-2507/2023
УИД 59RS0007-01-2022-009261-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А..,
с участием истца Черепанова Д.А. (участие истца в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференцсвязи),
представителя ответчика Шаламова М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова Д. А. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Черепанов Д.А. обратился в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России о возложении обязанности. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он написал заявление ответчику о присвоении ему группы инвалидности через <данные изъяты> однако назначение комиссии по установлению группы инвалидности по каким-то причинам не было. Где-то через полгода он написал второе заявление, на него пришел ответ о назначении комиссии, он отдал этот ответ в <данные изъяты>, комиссии не было, он написал третье заявление, комиссию назначили и решением ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Он обратился к ответчику о пересмотре решения и назначении группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, на что получил отказ. Считает, что <данные изъяты> инвалидности должна быть назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ с даты первоначального обращения, просит возложить такую обязанность на ответчика.
Истец в судебном заседании на доводах искового заявления настаивал, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым истец заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику о проведении в отношении его медико-социальной экспертизы, приложив справку от ДД.ММ.ГГГГ, не содержавшей подписи членов врачебной комиссии. Справка была возвращена истцу с письменными разъяснениями, после чего Черепанов Д.А. с исправленной справкой не обращался. В дальнейшем Черепанов Д.А. дважды был освидетельствован первично заочно на основании заключения врачебной комиссии об отказе в выдаче <данные изъяты> направления на медико-социальную экспертизу. Решений не было вынесено по обоим обращениям, составлены программы дополнительного обследования. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Черепанова Д.А. о проведении медико-социальной экспертизы с результатами <данные изъяты>, решением бюро № от ДД.ММ.ГГГГ Черепанов Д.А. признан инвалидом <данные изъяты> с датой очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку по первоначальному обращению истца его освидетельствование не производилось по причинам, не зависящим от ответчика, в удовлетворении иска просят отказать.
Третье лицо ФКУЗ «Медико-санитарная часть №» ФСИН России по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов), инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон определяет понятие медико-социальной экспертизы, как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно статье 8 Закона о социальной защите инвалидов порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона о социальной защите инвалидов).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Закона о социальной защите инвалидов).
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Из пунктов 15-16 Правил следует, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Согласно пункту 18 Правил медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствие с 19 Правил в случае, если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Из указанных положений следует, что принятие решений о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу входит в компетенцию врачебной комиссии, при этом законодательством регламентированы условия направления на медико-социальную экспертизу: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности.
При этом согласно пункту 20 Правил признания лица инвалидом медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.
Порядок деятельности врачебной комиссии медицинской организации определен Приложением к Приказу Минздрава РФ от 05.05.2012
В соответствие с пп. 4.4. п. 4 Порядка врачебная комиссия осуществляет, в том числе, принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно п. 15, пп. 16.2. п. 16 Порядка решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения, в том числе, список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (п. 18 Порядка)
Из пояснений сторон и письменных документов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия <данные изъяты> отказала Черепанову Д.А. в направлении на медико-социальную экспертизу, что подтверждается протоколом врачебной комиссии, находящейся в медицинской карте истца.
ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России поступило заявление Черепанова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении медико-социальной экспертизы (л.д. 29).
К заявлению было приложена справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, для самостоятельного обращения в медико-социальную экспертизу. Справка содержала только подпись начальника филиала, не имела указания на членов врачебной комиссии, в силу чего обоснованно не была расценена ответчиком как справка об отказе гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен ответ Черепанову Д.А. за №А с разъяснением порядка направления на МСЭ и указанием на то, что приложенная им справка не является справкой ВК об отказе в направлении на МСЭ (л.д. 28). Факт получения указанного письма истец не отрицал.
С исправленной справкой по результатам врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец к ответчику не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия <данные изъяты> вновь отказала Черепанову Д.А. в направлении на медико-социальную экспертизу (л.д. 97 оборот), что подтверждается заключением №.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца обратился к ответчику с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы (л.д. 87 оборот).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, акту медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-96) по результатам проведения заочной медико-социальной экспертизы решение не принято, ДД.ММ.ГГГГ составлена программа дополнительного обследования (<данные изъяты>), что истцом не отрицалось (л.д. 6, 97).
Программа дополнительного обследования истцом не выполнена.
ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия <данные изъяты> вновь отказала Черепанову Д.А. в направлении на медико-социальную экспертизу (л.д. 86), что подтверждается заключением №.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обращается к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ проведении медико-социальной экспертизы (л.д. 80 оборот).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, акту медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-85) по результатам проведения заочной медико-социальной экспертизы решение не принято, ДД.ММ.ГГГГ составлена программа дополнительного обследования (ДПО), что истцом не отрицалось (л.д. 47, 80оборот).
ДД.ММ.ГГГГ письмом № Черепанову Д.А. была направлена программа ДПО (л.д. 47), разъяснен порядок СМЭ (л.д. 48-49, 79).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обращается к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении медико-социальной экспертизы (л.д.70), одновременно поступают результаты частично исполненной истцом программы <данные изъяты>
Решением Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения заочной медико-социальной экспертизы установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком на <данные изъяты> год по общему заболеванию (л.д. 51-54, 71-77).
Иных доказательств истцом в материалы дела не представлено.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При вынесении решения, основываясь на принципе состязательности сторон, суд руководствуется только собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении дела по существу суд исследует в судебном заседании любые доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие оснований для назначения истцу группы инвалидности.
Доказательства принимаются к исследованию с учетом правил относимости (статья 53 Гражданского процессуального кодекса РФ) и допустимости (статья 54 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Исследовав представленные доказательства суд не усматривает оснований для признания действий ответчика незаконными и возложения на него обязанности назначить истцу третью группу инвалидности с даты первоначального обращения, так как ответчик действовал в рамках нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения медико-социальной экспертизы, истец после получения разъясняющих писем недостатки представленных документов не исправлял, выданная ему в феврале 2022 года программа дополнительных обследований им не была выполнена, что свидетельствует о необоснованности требований истца и о назначении ему группы инвалидности по ранее поданному обращению.
При этом истец требований, направленных к иным лицам, в рамках настоящего спора, не предъявляет.
Доводы истца о том, что с даты первоначального обращения ухудшения состояния здоровья истца не произошло, не свидетельствуют о незаконности действий ответчика в рамках настоящего спора, в силу изложенных выше доводов.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Черепанова Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России (ОГРН 1055901627935) отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 октября 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва