Дело №2а-103/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» сентября 2020 года город Новосиль.
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Авдониной И.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Катальниковой Е.М. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС №5 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Катальниковой Е.М. с требованием: взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пеням в размере <данные изъяты>, из которой - по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты>.
Административные исковые требования обоснованы тем, что согласно сведениям, полученным Межрайонной ИФНС №5 по Орловской области в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) административный ответчик Катальникова Е.М. в ДД.ММ.ГГГГ годах владела на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ года, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, кадастровый №, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ. Также административный ответчик владела недвижимым имуществом, расположенным по адресу: <адрес>, площадь объекта <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Катальникова Е.М., являлась плательщиком земельного налога. Поскольку в установленные законом сроки земельный налог уплачен не был, Межрайонная ИФНС России №5 по Орловской области направило налогоплательщику соответствующее требование об уплате образовавшейся задолженности, которое исполнено не было. Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Новосильского района Орловской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по земельному налогу с Катальниковой Е.М. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй был вынесен судебный приказ, который отменён по заявлению административного ответчика определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако до настоящего времени задолженность Катальниковой Е.М. по земельному налогу и пени по налогу на имущество не погашена.
Ссылаясь на статьи 31, 48 НК РФ, статью 17, часть 3 статьи 22, часть 1 статьи 182, статьи 286, 287, 293 и часть3 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), Межрайонная ИФНС России №5 по Орловской области инициировало обращение в суд с административным иском.
При подаче административного иска в суд Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в соответствии со статьёй 291 КАС РФ в порядке упрощённого (письменного) судопроизводства.
В целях исполнения требований пункта 5.1 части 5 статьи 292 КАС РФ, в адрес налогового органа и административного ответчика Катальниковой Е.М. направлялось определение суда о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, в котором судом были установлены сроки для представления сторонами друг другу доказательств и возражений, относительно представленных требований (до 21 августа 2020 года), а также установлен срок (до 15 сентября 2020 года) для представления в суд и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения сторон по существу заявленных требований и имеющихся возражений в обоснование своей позиции.
Административным ответчиком определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства получено 30 июля 2020 года (л.д. 34). Возражений, а также дополнительных документов, содержащих объяснения сторон по существу заявленных требований, от административного ответчика в суд не поступило.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Сумма задолженности по настоящему делу составляет 809 рублей 71 копейка, то есть менее 20 000 рублей.
Таким образом, учитывая ходатайство административного истца во взаимосвязи с требованиями вышеуказанного административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства.
В соответствии с частью 6 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствие с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Земельный налог, налог на имущество физических лиц, относятся к числу местных налогов (статья 15 НК РФ) и устанавливаются положениями глав 31, 32 НК РФ (статьями 387-409 НК РФ), а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводятся в действие и прекращают действовать, и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 НК РФ).
В силу статьи 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки согласно статье 394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ под налоговой базой для исчисления земельного налога понимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 НК РФ).
Налоговая ставка для земельного участка, принадлежащего административному ответчику, установлена 0,3 процента.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Порядок исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, установлен с 01.01.2015 года (глава 32 НК РФ).
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 4 статьи 12 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьёй.
В соответствии со статьёй 404 НК РФ в случаях определения налоговой базы объекта налогообложения из его инвентаризационной стоимости, налоговый орган использует данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении жилых домов, квартир.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях (пункт 3).
В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5 статьи 408 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 75 НКРФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела судом установлено, что Катальникова Е.М. в ДД.ММ.ГГГГ годах владела на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации права собственности в порядке наследования по судебному решению вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, кадастровый №, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ. Также административный ответчик владела недвижимым имуществом, расположенным по адресу: <адрес>, площадь объекта <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 397 НК РФ, плательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря года, года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области в адрес административного ответчика, были сформированы и направлены по почте налоговые уведомления об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с подробным расчётом земельного налога, налога на имущество подлежащих уплате за 2014 год, за 2017 год. Указаны сроки уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. 14,18,19-21).
За неуплату налога в установленный срок подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (статья 75 НК РФ).
За просрочку уплаты земельного налога Катальниковой Е.М. Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области начислена пеня в размере <данные изъяты>, за просрочку уплаты налога на имущество начислена пеня, в размере <данные изъяты> (л.д. 28-30).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, а также пени, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 69 НК РФ). Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок в адрес административного ответчика по почте направлены: требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, требование № на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17,22-25).
В установленный налоговым органом срок Катальникова Е.М. не погасила задолженность по земельному налогу за 2017 год, пени по налогу на имущество физических лиц и начисленной на сумму недоимки пени.
Пункт 1 статьи 48 НК РФ, устанавливает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из представленных административным истцом письменных доказательств по делу следует, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Новосильского района Орловской области по заявлению Межрайонной ИФНС №5 по Орловской области был выдан судебный приказ о взыскании с Катальниковой Е.М. неуплаченной задолженности по земельному налогу, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими от Катальниковой Е.М. возражениями, судебный приказ отменён. Впоследствии, после отмены судебного приказа, налоговый орган в установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, а именно ДД.ММ.ГГГГ направил административный иск о взыскании задолженности по налогам и пени в порядке административного искового производства (л.д. 6, 13).
Таким образом, срок обращения в районный суд с заявлением о взыскании земельного налога и пени, налоговым органом соблюдены.
Расчёт земельного налога за 2017 год подлежащего уплате административным ответчиком Катальниковой Е.М., налоговым органом произведен верно, с учётом приведенных выше положений статей 387-409 НК РФ.
Верно налоговым органом и произведен расчёт земельного налога в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь объекта – <данные изъяты> кв.м., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности административного ответчика в отношении земельной доли в праве общей долевой собственности в отношении указанного земельного участка, доля в праве 1/2, возникло на основании Новосильского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-41).
Расчёт земельного налога в отношении указанной земельной доли определен Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области в соответствии с положениями пункта 8 статьи 396 НК РФ, предусматривающей, что в отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства. Как следует из судебного решения, имеющего преюдициальное значение согласно статье 61 ГПК РФ, наследство в отношении земельной доли было открыто ДД.ММ.ГГГГ, соответственно административным истцом исчислен соответствующий земельный налог исходя из размера доли в праве и с месяца открытия наследства в отношении объекта недвижимости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования налогового органа заявлены в отношении задолженности по уплате земельного налога за последние три года, предшествующие обращению в суд.
Таким образом, срок исковой давности по указанному требованию Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области не пропущен, с учётом обращения к мировому судье.
Расчёт пени за несвоевременную уплату земельного налога и налога на имущество административного ответчика произведён административным истцом правильно, соответствует положениями статей 69 и 75 НК РФ, и составляет – <данные изъяты> за неуплату земельного налога, <данные изъяты> – по налогу на имущество (л.д. 28-30).
Таким образом задолженность административного ответчика по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты>, пени по земельному налогу - <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты>.
Требования налогового законодательства Российской Федерации к порядку и срокам направления уведомления и требования об уплате недоимки Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области соблюдены, что соответствует положениям статей 48, 52 и 70 НК РФ.
Доказательств и сведений, опровергающих доводы административного иска, требований административного истца административным ответчиком не представлено. Катальниковой Е.М. не оспорены требования налогового органа и их размер.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области в полном объёме, как обоснованных и законных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.35 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу статьи 61.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Сведений о наличии оснований для освобождения административного ответчика от уплаты судебных расходов, в материалах дела не имеется и таковых административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание изложенное, исходя из размера удовлетворяемых административных исковых требований, государственная пошлина по настоящему административному делу, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Новосильский район Орловской области».
Руководствуясь статьями 174 - 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области к Катальниковой Е.М. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Катальниковой Елены Михайловны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области задолженность по налогам в размере <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать с Катальниковой Е.М. в доход бюджета муниципального образования «Новосильский район Орловской области» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
СУДЬЯ И.Н. Авдонина