Решение по делу № 2-930/2024 (2-8337/2023;) от 06.10.2023

УИД № 17RS0017-01-2023-007685-80

Дело № 2-930/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Калзан А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО5 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла (далее – Департамент), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО6 (далее – МБОУ СОШ ) о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами.

Указывает, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ СОШ , учредителем которого является Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла.

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Департаменте, утв. Решением хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011, основными целями является общее руководство муниципальной системой образования и координация деятельности всех ее структур.

В соответствии с п. 3.9.2 указанного Положения Департамент рассматривает и согласовывает штатное расписание и штатные замещения, тарификационные списки подведомственных учреждений.

Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ ненадлежащим образом реализуются полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних.

В соответствии с распоряжением Министерства просвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» рекомендуемый расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях устанавливает одну штатную единицу педагога-психолога на 300 обучающихся в образовательных учреждениях.

Вместе с тем, в МБОУ СОШ № на 2023 обучающихся 2 ставки педагога-психолога, что свидетельствует о нарушении вышеуказанного распоряжения Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 и необходимости установить еще 4 ставок педагогов-психологов с целью исполнения функции обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.

По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес МБОУ СОШ с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Согласно ответу МБОУ СОШ , администрацией учреждения подготовлено ходатайство в Департамент образования о возможности внесения в штатное расписание ставки педагога-психолога. Дополнительно 4 единицы педагогов-психологов в штатное расписание образовательной организации не добавлены.

На сегодняшний день выявленные нарушения не устранены, тем самым создается реальная угроза жизни и здравью детей, в связи с чем, в случае продолжения осуществления МБОУ СОШ ненадлежащим образом исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощи, имеется опасность причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

Просит обязать Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла установить в штатном расписании МБОУ СОШ дополнительно 4 ставки педагога-психолога; обязать МБОУ СОШ при установлении дополнительных 4 ставок педагогов-психологов, укомплектовать ими штат с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Кызыла ФИО4 по доверенности поддержала исковое заявление, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика МБОУ СОШ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла относится к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, которое в числе прочих входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 этого же Закона Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 этого же Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, в данном случае МБОУ СОШ :

1) оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивает организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей индивидуальную профилактическую работу (статьи 7, 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец также ссылается методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (далее - методические рекомендации), утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193.

Согласно методическим рекомендациям, в целях обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью в образовательном пространстве рекомендуется следующий расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях из расчета одна штатная единица педагога-психолога: на 300 обучающихся в общеобразовательных организациях.

Разрешая дело по существу, судом установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ФИО7 ( создано 28.12.2002, директором является ФИО1, учредителем – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла, основным видом деятельностью является образование общее среднее, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 17.08.2023.

В Уставе МБОУ СОШ указано, что директор Учреждения утверждает штатное расписание Учреждения, должностные инструкции работников и положения о структурных подразделениях (п. 5.3.1).

Согласно комплектации МОУ г. Кызыла на начало учебного 2023 – 2024 года, в МБОУ СОШ всего 2023 учащийся.

Согласно штатному расписанию МБОУ СОШ , утв. 29.09.2023, в образовательном учреждении имеется 2 ставок педагогов-психологов.

Исходя из указанных данных и методических рекомендаций, истцом сделан вывод, что количество педагогов-психологов в МБОУ СОШ недостаточно (2023 / 300 = 6,7).

По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес директора МБОУ СОШ с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

В ответе МБОУ СОШ от 11.07.2023 на представление прокурора указано, что необходимо установить еще 4 ставки педагогов-психологов с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью. Однако в МБОУ СОШ постоянно проводятся профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также суицидов и суицидального поведения. В этом направлении реализуются программы: «Программа превенции суицидов среди несовершеннолетних», Несущая свет». В школу регулярно приглашаются специалисты с лекциями с центра психического здоровья для детей и подростков, с правоохранительных органов и других структур.

В подтверждение направления ходатайства в адрес Департамента представлена копия ходатайства от 16.10.2023 , в котором МБОУ СОШ просит переименовать в штатном расписании должность «Концертмейстер» в количестве одной единицы на должность «Педагога-психолога» с 01 ноября 2023 года.

Пунктом 2.7.1 Постановления Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва от 27.07.2023 постановлено в срок до 15 августа т.г. провести сверку и переименовать вакантные ставки на 1 штатную единицу – «педагог-психолог» на каждые 300 обучающихся в 28 образовательных учреждениях.

Изучив нормы права, приведенные истцом, в том числе методические рекомендации, а также материалы дела, суд приходит к выводу о том, что методические рекомендации, рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом, обязательным к исполнению.

Как указано в заключительных положениях данных методических рекомендаций, его положения определяют примерные направления деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях и педагога-психолога общеобразовательной организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, п. 2 которых установлено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Методические рекомендации какие-либо требования к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также образовательным учреждениям не предъявляют, следовательно, не являются обязательными к исполнению.

Само по себе несоответствие штатной численности МБОУ СОШ методическим рекомендациям, частичную неукомплектованность образовательного учреждения педагогами-психологами нельзя отнести к нарушениям федерального законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, суд полагает, что в силу действующего правового регулирования изменение штатной численности, введение дополнительных ставок должностей относится к компетенции работодателя, как хозяйствующего субъекта. Работодатель не обязан доказывать целесообразность проведения или непроведения изменений в штатном расписании, введении дополнительных единиц работников, в связи с чем, суд не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров, вопросы изменения штатного расписания работодателем.

Само по себе отсутствие педагогов-психологов в рекомендуемом количестве или в количестве, предусмотренном в штатном расписании (2 вакансии) не свидетельствует о нарушении каких-либо нормативно-правовых актов.

В случае удовлетворения исковых требований решение суда не будет отвечать признаку исполнимости судебного акта, поскольку его исполнение (заполнение вакантных должностей) зависит не только от ответчиков, но и от потенциальных кандидатов на данные должности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО9 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2024 года (с учетом выходных и праздничных дней).

Судья А.Е. Сат

УИД № 17RS0017-01-2023-007685-80

Дело № 2-930/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Калзан А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО5 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла (далее – Департамент), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО6 (далее – МБОУ СОШ ) о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами.

Указывает, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ СОШ , учредителем которого является Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла.

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Департаменте, утв. Решением хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011, основными целями является общее руководство муниципальной системой образования и координация деятельности всех ее структур.

В соответствии с п. 3.9.2 указанного Положения Департамент рассматривает и согласовывает штатное расписание и штатные замещения, тарификационные списки подведомственных учреждений.

Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ ненадлежащим образом реализуются полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних.

В соответствии с распоряжением Министерства просвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» рекомендуемый расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях устанавливает одну штатную единицу педагога-психолога на 300 обучающихся в образовательных учреждениях.

Вместе с тем, в МБОУ СОШ № на 2023 обучающихся 2 ставки педагога-психолога, что свидетельствует о нарушении вышеуказанного распоряжения Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 и необходимости установить еще 4 ставок педагогов-психологов с целью исполнения функции обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.

По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес МБОУ СОШ с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Согласно ответу МБОУ СОШ , администрацией учреждения подготовлено ходатайство в Департамент образования о возможности внесения в штатное расписание ставки педагога-психолога. Дополнительно 4 единицы педагогов-психологов в штатное расписание образовательной организации не добавлены.

На сегодняшний день выявленные нарушения не устранены, тем самым создается реальная угроза жизни и здравью детей, в связи с чем, в случае продолжения осуществления МБОУ СОШ ненадлежащим образом исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощи, имеется опасность причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

Просит обязать Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла установить в штатном расписании МБОУ СОШ дополнительно 4 ставки педагога-психолога; обязать МБОУ СОШ при установлении дополнительных 4 ставок педагогов-психологов, укомплектовать ими штат с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Кызыла ФИО4 по доверенности поддержала исковое заявление, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика МБОУ СОШ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла относится к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, которое в числе прочих входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 этого же Закона Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 этого же Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, в данном случае МБОУ СОШ :

1) оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивает организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей индивидуальную профилактическую работу (статьи 7, 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец также ссылается методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (далее - методические рекомендации), утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193.

Согласно методическим рекомендациям, в целях обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью в образовательном пространстве рекомендуется следующий расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях из расчета одна штатная единица педагога-психолога: на 300 обучающихся в общеобразовательных организациях.

Разрешая дело по существу, судом установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ФИО7 ( создано 28.12.2002, директором является ФИО1, учредителем – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла, основным видом деятельностью является образование общее среднее, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 17.08.2023.

В Уставе МБОУ СОШ указано, что директор Учреждения утверждает штатное расписание Учреждения, должностные инструкции работников и положения о структурных подразделениях (п. 5.3.1).

Согласно комплектации МОУ г. Кызыла на начало учебного 2023 – 2024 года, в МБОУ СОШ всего 2023 учащийся.

Согласно штатному расписанию МБОУ СОШ , утв. 29.09.2023, в образовательном учреждении имеется 2 ставок педагогов-психологов.

Исходя из указанных данных и методических рекомендаций, истцом сделан вывод, что количество педагогов-психологов в МБОУ СОШ недостаточно (2023 / 300 = 6,7).

По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес директора МБОУ СОШ с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

В ответе МБОУ СОШ от 11.07.2023 на представление прокурора указано, что необходимо установить еще 4 ставки педагогов-психологов с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью. Однако в МБОУ СОШ постоянно проводятся профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также суицидов и суицидального поведения. В этом направлении реализуются программы: «Программа превенции суицидов среди несовершеннолетних», Несущая свет». В школу регулярно приглашаются специалисты с лекциями с центра психического здоровья для детей и подростков, с правоохранительных органов и других структур.

В подтверждение направления ходатайства в адрес Департамента представлена копия ходатайства от 16.10.2023 , в котором МБОУ СОШ просит переименовать в штатном расписании должность «Концертмейстер» в количестве одной единицы на должность «Педагога-психолога» с 01 ноября 2023 года.

Пунктом 2.7.1 Постановления Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва от 27.07.2023 постановлено в срок до 15 августа т.г. провести сверку и переименовать вакантные ставки на 1 штатную единицу – «педагог-психолог» на каждые 300 обучающихся в 28 образовательных учреждениях.

Изучив нормы права, приведенные истцом, в том числе методические рекомендации, а также материалы дела, суд приходит к выводу о том, что методические рекомендации, рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом, обязательным к исполнению.

Как указано в заключительных положениях данных методических рекомендаций, его положения определяют примерные направления деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях и педагога-психолога общеобразовательной организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, п. 2 которых установлено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Методические рекомендации какие-либо требования к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также образовательным учреждениям не предъявляют, следовательно, не являются обязательными к исполнению.

Само по себе несоответствие штатной численности МБОУ СОШ методическим рекомендациям, частичную неукомплектованность образовательного учреждения педагогами-психологами нельзя отнести к нарушениям федерального законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, суд полагает, что в силу действующего правового регулирования изменение штатной численности, введение дополнительных ставок должностей относится к компетенции работодателя, как хозяйствующего субъекта. Работодатель не обязан доказывать целесообразность проведения или непроведения изменений в штатном расписании, введении дополнительных единиц работников, в связи с чем, суд не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров, вопросы изменения штатного расписания работодателем.

Само по себе отсутствие педагогов-психологов в рекомендуемом количестве или в количестве, предусмотренном в штатном расписании (2 вакансии) не свидетельствует о нарушении каких-либо нормативно-правовых актов.

В случае удовлетворения исковых требований решение суда не будет отвечать признаку исполнимости судебного акта, поскольку его исполнение (заполнение вакантных должностей) зависит не только от ответчиков, но и от потенциальных кандидатов на данные должности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ФИО9 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2024 года (с учетом выходных и праздничных дней).

Судья А.Е. Сат

2-930/2024 (2-8337/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Кызыла Каркавин К.А.
Ответчики
МБОУ "СОШ №12 им. Воинов-интернационалистов города Кызыла Республики Тыва"
Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла Республики Тыва
Другие
Министерство образования Республики тыва
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Сат Айлана Евгеньевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
06.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее