Дело № 2-930/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Калзан А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ФИО5 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Кызыла ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла (далее – Департамент), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ФИО6 (далее – МБОУ СОШ №) о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами.
Указывает, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ СОШ №, учредителем которого является Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла.
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Департаменте, утв. Решением хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011, основными целями является общее руководство муниципальной системой образования и координация деятельности всех ее структур.
В соответствии с п. 3.9.2 указанного Положения Департамент рассматривает и согласовывает штатное расписание и штатные замещения, тарификационные списки подведомственных учреждений.
Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ № ненадлежащим образом реализуются полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних.
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» рекомендуемый расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях устанавливает одну штатную единицу педагога-психолога на 300 обучающихся в образовательных учреждениях.
Вместе с тем, в МБОУ СОШ № № на 2023 обучающихся 2 ставки педагога-психолога, что свидетельствует о нарушении вышеуказанного распоряжения Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 и необходимости установить еще 4 ставок педагогов-психологов с целью исполнения функции обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.
По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес МБОУ СОШ № с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Согласно ответу МБОУ СОШ №, администрацией учреждения подготовлено ходатайство в Департамент образования о возможности внесения в штатное расписание ставки педагога-психолога. Дополнительно 4 единицы педагогов-психологов в штатное расписание образовательной организации не добавлены.
На сегодняшний день выявленные нарушения не устранены, тем самым создается реальная угроза жизни и здравью детей, в связи с чем, в случае продолжения осуществления МБОУ СОШ № ненадлежащим образом исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощи, имеется опасность причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Просит обязать Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла установить в штатном расписании МБОУ СОШ № дополнительно 4 ставки педагога-психолога; обязать МБОУ СОШ № при установлении дополнительных 4 ставок педагогов-психологов, укомплектовать ими штат с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Кызыла ФИО4 по доверенности поддержала исковое заявление, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в порядке ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла относится к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, которое в числе прочих входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 этого же Закона Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла в пределах своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;
3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 этого же Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, в данном случае МБОУ СОШ №:
1) оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивает организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей индивидуальную профилактическую работу (статьи 7, 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец также ссылается методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (далее - методические рекомендации), утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193.
Согласно методическим рекомендациям, в целях обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью в образовательном пространстве рекомендуется следующий расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях из расчета одна штатная единица педагога-психолога: на 300 обучающихся в общеобразовательных организациях.
Разрешая дело по существу, судом установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ФИО7 (№ создано 28.12.2002, директором является ФИО1, учредителем – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла, основным видом деятельностью является образование общее среднее, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 17.08.2023.
В Уставе МБОУ СОШ № указано, что директор Учреждения утверждает штатное расписание Учреждения, должностные инструкции работников и положения о структурных подразделениях (п. 5.3.1).
Согласно комплектации МОУ г. Кызыла на начало учебного 2023 – 2024 года, в МБОУ СОШ № всего 2023 учащийся.
Согласно штатному расписанию МБОУ СОШ №, утв. 29.09.2023, в образовательном учреждении имеется 2 ставок педагогов-психологов.
Исходя из указанных данных и методических рекомендаций, истцом сделан вывод, что количество педагогов-психологов в МБОУ СОШ № недостаточно (2023 / 300 = 6,7).
По результатам проверки прокуратурой г. Кызыла 19.06.2023 внесено представление в адрес директора МБОУ СОШ № с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
В ответе МБОУ СОШ № от 11.07.2023 № на представление прокурора указано, что необходимо установить еще 4 ставки педагогов-психологов с целью исполнения функции обеспечения обучающихся доступной психолого-педагогической помощью. Однако в МБОУ СОШ № постоянно проводятся профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также суицидов и суицидального поведения. В этом направлении реализуются программы: «Программа превенции суицидов среди несовершеннолетних», Несущая свет». В школу регулярно приглашаются специалисты с лекциями с центра психического здоровья для детей и подростков, с правоохранительных органов и других структур.
В подтверждение направления ходатайства в адрес Департамента представлена копия ходатайства от 16.10.2023 №, в котором МБОУ СОШ № просит переименовать в штатном расписании должность «Концертмейстер» в количестве одной единицы на должность «Педагога-психолога» с 01 ноября 2023 года.
Пунктом 2.7.1 Постановления Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва от 27.07.2023 № постановлено в срок до 15 августа т.г. провести сверку и переименовать вакантные ставки на 1 штатную единицу – «педагог-психолог» на каждые 300 обучающихся в 28 образовательных учреждениях.
Изучив нормы права, приведенные истцом, в том числе методические рекомендации, а также материалы дела, суд приходит к выводу о том, что методические рекомендации, рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом, обязательным к исполнению.
Как указано в заключительных положениях данных методических рекомендаций, его положения определяют примерные направления деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях и педагога-психолога общеобразовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, п. 2 которых установлено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Методические рекомендации какие-либо требования к органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также образовательным учреждениям не предъявляют, следовательно, не являются обязательными к исполнению.
Само по себе несоответствие штатной численности МБОУ СОШ № методическим рекомендациям, частичную неукомплектованность образовательного учреждения педагогами-психологами нельзя отнести к нарушениям федерального законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, суд полагает, что в силу действующего правового регулирования изменение штатной численности, введение дополнительных ставок должностей относится к компетенции работодателя, как хозяйствующего субъекта. Работодатель не обязан доказывать целесообразность проведения или непроведения изменений в штатном расписании, введении дополнительных единиц работников, в связи с чем, суд не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров, вопросы изменения штатного расписания работодателем.
Само по себе отсутствие педагогов-психологов в рекомендуемом количестве или в количестве, предусмотренном в штатном расписании (2 вакансии) не свидетельствует о нарушении каких-либо нормативно-правовых актов.
В случае удовлетворения исковых требований решение суда не будет отвечать признаку исполнимости судебного акта, поскольку его исполнение (заполнение вакантных должностей) зависит не только от ответчиков, но и от потенциальных кандидатов на данные должности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ № о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ФИО9 о возложении обязанности установить в штатном расписании дополнительные единицы педагогов-психологов, укомплектовать образовательное учреждение педагогами-психологами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2024 года (с учетом выходных и праздничных дней).
Судья А.Е. Сат