Дело №2-1738/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года город Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Максименко А.В.,
при секретаре Антоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шатохина Е. А. к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шатохин Е.А. обратился в суд с иском к ФСИН России о компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указал, что 18 марта 2014 года он был задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, и помещен в изолятор временного содержания УМВД России по г. Краснодару, а в последующем переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК в камеру № 176, где содержался до 11 апреля 2014 года в бесчеловечных и невыносимых, умаляющих человеческое достоинство, условиях. Будучи некурящим он содержался в камере с курящими, минимальная санитарная площадь камер в размере 4 кв.м. на одного человека не соблюдалась, т.к. в камере количество лиц всегда было более 10 человек, в связи с чем спальных мест не хватало, и приходилось спать по очереди или на полу. Освещения и вентиляции в камере не хватало, свет был тусклым, а воздух душным. В камере не было горячего водоснабжения. Туалет санитарными средствами не обрабатывался, в связи с чем в камере был неприятный запах. В камере бегали крысы, мыши, тараканы, блохи, летали мухи и прочие насекомые. Отопление работало плохо. Средства личной гигиены не выдавались, личные вещи приходилось стирать и сушить в камере, т.к. администрация СИЗО их в стирку не брала. Постельное белье менялось раз 2-3 недели, в баню для помывки водили 1 раз в неделю и то на 15-20 минут, при этом условия в бане были плохими. Прогулки были по 5-10 минут вместо положенного часа. Питание было несоответствующим требованиям. После оглашения приговора он был помещен в камеру № 142, в которой пробыл до 12.10.2018. В камере содержалось от 8 до 14 человек, вследствие чего не хватало спальных мест. Курящие и некурящие содержались вместе. Искусственная вентиляция не работала, освещение было тусклое, слабое, на стенах был налет, по полу и стенам бегали различные насекомые, в т.ч. тараканы, мыши, крысы. Вода подавалась по часам, туалет был практически не огорожен. В дальнейшем он был переведен из камеры № 142 в камеру № 82, в которой он пробыл до декабря 2018 года. Условия содержания в данной камере не отличались от условий других камер.
Просит взыскать с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании посредством ВКС истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно просил признать в качестве ненадлежащего доказательства справку о предоставлении информации зам. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК Попруга Ю.А. и справку о предоставлении информации начальника отдела режима и надзора Нехай А.А.
Представитель УФСИН России по КК, УФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН по КК Ключков С.Н. в удовлетворении требований истца просил отказать согласно представленным письменным возражениям.
Представитель Министерства Финансов РФ в удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Конкретные требования к условиям содержания граждан, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, в следственных изоляторах установлены Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ). В частности, согласно п. 40 Приказа подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой.
Согласно п. 42 Приказа камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).
Из материалов дела, в том числе представленных справок по личному делу, следует, что Шатохин Е.А., 17.09.1979 г.р., содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю с 26.03.2014 по 11.04.2015 и с 13.07.2018 по 07.12.2018.
За время нахождения в ФКУ СИЗО-1 Шатохин Е.А. содержался в камере № 89, № 82, № 105, № 142, №76.
Согласно справкам заместителя начальника учреждения, курирующего тыловое обеспечение:
- камера № 82 имеет площадь 33,1 кв.м. Камера оборудована 14 спальными местами, полы в камере деревянные, в камере имеются два металлопластиковых окна размером 1,2 м х 1,2 м, обеспечивающие соответствующий уровень естественного освещения. Постоянно подается вода для бытовых нужд по водопроводу.
- камера № 105 имеет площадь 31,4 кв.м. Она оборудована 12 спальными местами. Полы в камере деревянные. В камере имеются два металлопластиковых окна размером 1,2 м х 1,2 м, обеспечивающие соответствующий уровень естественного освещения. Постоянно подается вода для бытовых нужд по водопроводу.
- камера № 142 имеет площадь 32,4 кв.м, оборудована 10 спальными местами, полы деревянные. В камере имеются два металлопластиковых окна размером 1,2 м х 1,2 м, обеспечивающие соответствующий уровень естественного освещения. Постоянно подается вода для бытовых нужд по водопроводу.
- камера № 176 имеет площадь 41,2 кв.м, оборудована 10 спальными местами. Полы в камере деревянные, в камере имеются два металлопластиковых окна размером 1,2 м х 1,2 м, обеспечивающие соответствующий уровень естественного освещения. Постоянно подается вода для бытовых нужд по водопроводу.
Все камерные помещения оборудованы санитарным узлом (чаша «Генуя», раковина), зеркалом. Туалет отгорожен от жилого помещения камеры перегородкой из кирпича и металлопластика на всю высоту помещения с дверью, принудительная вентиляция конструкцией не предусмотрена.
Камерные помещения оборудованы согласно разделу 5 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г № 189:
-полками для телевизора и туалетных принадлежностей;
-баком для питьевой воды и полкой для его установки;
-вешалкой для верхней одежды;
-шкафом для хранения продуктов;
В камерах имеются 2 светильника дневного (95 Вт.) и один светильник (40 Вт.) ночного освещения (в исправном состоянии), стол и скамейка, радиоприемник, урна для мусора, 2 розетки для подключения бытовых приборов.
Имеется принудительная (включаемая согласно графику) и естественная вентиляция в исправном состоянии.
В зимнее время отопление камер производится централизовано от котельной находящейся на территории учреждения, температурный режим в камерах поддерживается на уровне 21-22°С, радиаторы отопления функционируют исправно.
На основании Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», Шатохин Е.А. был обеспечен для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом); постельным бельем (двумя простынями, наволочкой); посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). Указанное имущество выдавалось бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин).
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага;
Согласно Книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю, во время содержания осужденного Шатохина Е.А. количество спецконтингента в вышеуказанных камерах не превышало количества установленных спальных мест.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (согласно графика), им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Постельные принадлежности проходят обязательную стирку и дезинфекцию в дезинфекционной камере.
Жалоб со стороны Шатохина Е.А. на наличие в камерных помещениях, в которых он содержался, крыс, насекомых, паразитов, тараканов, клопов не поступало, доказательств обратного им не представлено. Согласно представленным сведениям в учреждении регулярно проводятся работы по дератизации и дезинфекции.
Шатохин Е.А. в соответствии с приказом МЮ РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» обеспечивался обязательной ежедневной прогулкой не менее одного часа в светлое время суток, еженедельной санитарной обработкой не менее 15 минут, в специально оборудованных душевых, непрерывным сном не менее 8 часов согласно внутреннего распорядка дня с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах учреждения осуществляется в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее ФЗ-103) и производится с учетом их личности и психологической совместимости.
В связи с тем, что некурящие имеют разные категории режима содержания, предусмотренные статьей 33 ФЗ-103 и статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса, в целях обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных нормой санитарной площади в условиях перелимита в учреждении, раздельное содержание курящих и некурящих не представляется возможным.
Питание спецконтингента осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 02.09.2016г. №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС». В ФКУ СИЗО-1 спецконтингент обеспечивается горячим питанием не менее трех раз в сутки. Закладка продуктов питания в котел осуществляется строго по массе, указанной в котловом ордере, с учетом отходов при первичной обработке и только в присутствии дежурного помощника начальника следственного изолятора. Перед раздачей, непосредственно в горячем цехе из каждого котла, с приготовленной пищи снимается проба медицинским работником учреждения. Также медицинским работником совместно с дежурным помощником начальника следственного изолятора проверяется соответствие блюд раскладкам продуктов питания, фактический выход блюд, масса мясных и рыбных порций.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что содержание Шатохина Е.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю осуществлялось в строгом соответствии с Российским законодательством и ведомственными нормативными актами.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено п. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представлять доказательства в обоснование исковых требований и возражений по иску, несет риск непредставления необходимых доказательств.
Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в СИЗО -1 г. Краснодар, истец в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательства, подтверждающие содержание его в условиях, которые противоречат требованиям Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189.
Суд принимает во внимание имеющийся ответ прокуратуры Краснодарского края Горлову Ю.Ю., что в 2020 году в СИЗО выявлены нарушения в проведении дератизации и дезинфекции, однако принимает во внимание, что ответчиком представлены в суд доказательства устранения выявленных нарушений – договоры о проведении работ по дератизации и дезинфекции вместе с актами о приемке выполненных работах.
Кроме того, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения касаются именно содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК Горлова Ю.Ю. Доказательств одновременного, совместного пребывания Шатохина Е.А. и Горлова Ю.Ю. в камерах в 2014, 2015, 2018 годах в суд не представлено.
Более того, данная проверка прокуратурой Краснодарского края проводилась в 2020 году, однако Шатохин Е.А. в данный период времени не содержался.
Доводы истца относительно нарушений санитарных требований по количеству лиц, одновременно находившихся в камерах, суд находит необоснованными, поскольку в представленных в суд журналах о посуточном размещении лиц отражены сведения о количестве лиц, находящихся в камере вместе с Шатохиным Е.А. Согласно данным сведениям количество лиц не превышает допустимые пределы.
Представленными в суд данными о раскладке продуктов по норме питания для подозреваемых и обвиняемых мужчин за обжалуемый Шатохиным Е.А. период пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК опровергаются доводы последнего о нарушении ответчиком норм и качества питания заключенных.
Оценивая доводы Шатохина Е.А. о недопустимости представленных в дело доказательств (справок о предоставлении информации зам. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК Попруга Ю.А. и начальника отдела режима и надзора Нехай А.А.), суд считает необоснованными, поскольку они соответствуют требованиям, установленным ст. 67 ГПК РФ о допустимости, относимости. Суд учитывает, что ответчиком представлены иные доказательства, не противоречащие информации, содержащейся в справках. Также суд принимает во внимание объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КК, указавшего, что информация в справках о количестве лиц, размещенных в камерах, отражает данные на момент предоставления справок.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеназванных норм суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Шатохину Е.А. о взыскании компенсации отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Шатохина Е. А. к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2021
Судья