<Адрес обезличен> Дело <Номер обезличен>
(33-5855/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 30 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе Ильченко Андрея Владимировича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2020 года, по которому
требования Ильченко А.В. о ликвидации некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора», исключении из Единого реестра юридических лиц оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения Ильченко А.В. и Штыкова Ф.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ильченко А.В., ссылаясь на положения пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обратился в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора» (далее по тексту – Фонд), исключении данной организации из Единого реестра юридических лиц.
В обоснование требований указал на отсутствие деятельности Фонда, начиная с <Дата обезличена> года, а также на отсутствие у Фонда какого-либо финансирования и имущества.
Суд привлек к участию в деле учредителей Фонда - Анистратенко А.А., Штыкова Ф.В., Андрианову С.Ю., а также ГУ УПФР в г. Сыктывкаре, Управление министерства юстиции по Республике Коми и постановил приведённое решение, оспоренное Ильченко А.В.
В суде апелляционной инстанции Ильченко А.В. на удовлетворении жалобы настаивал, Штыков Ф.В. жалобу поддержал.
Иные лица, участвовавшие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив материалы гражданского дела, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, <Дата обезличена> года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица – некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора». На момент создания Фонда его учредителями являлись ... А.А., ... Ф.В. и ... С.Ю., директором – ... А.А.
Согласно уставу, редакция которого утверждена <Дата обезличена> года, основными задачами Фонда является привлечение на основе добровольности взносов и использование образованного за счет них имущества для разработки и реализации программ и проектов, направленных на реализацию целей создания Фонда; деятельность Фонда должна быть направлена на достижение целей Фонда, включая определённую уставом предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
Фонд поставлен на учёт в налоговом органе в ИФНС по г. Сыктывкару <Дата обезличена> года, ему присвоен ОГРН ...
Согласно разделу 3 устава Фонда высшим органом его управления является Совет учредителей Фонда, в который входят все учредители данной некоммерческой организации. В исключительную компетенцию Совета учредителей входит принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса (пункт 3.2.6).
Раздел 7 устава определяет порядок ликвидации Фонда: его деятельность Фонда может быть прекращена только путем ликвидации, осуществляемой в порядке, определённом законодательством Российской Федерации; решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц; Фонд может быть ликвидирован: если его имущества недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены, в случае уклонения Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, в других случаях, предусмотренных законом (пункт 7.1). Имущество и средства Фонда при ликвидации после удовлетворения требований кредиторов направляются на уставные цели Фонда (пункт 7.2). Решение о ликвидации Фонда направляется в орган, принявший решение о государственной регистрации, для исключения его из ЕГРЮЛ (пункт 7.3). Ликвидация Фонда считается завершенной, а Фонд – прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 7.4).
Решением Совета учредителей Фонда от <Дата обезличена> года в их состав был введен Ильченко А.В., он же назначен новым директором Фонда. Изменения в составе учредителей и исполнительного директора Фонда зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ на дату рассмотрения судом заявлении Ильчекно А.В. о ликвидации Фонда, учредителями данной некоммерческой организации являлись: ... А.А., ... Ф.В., ... С.Ю., Ильченко А.В., директором – Ильченко А.В.
В силу пункта 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно статье 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьёй 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
Разрешая заявленный Ильченко А.В. спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявления Ильченко А.В. о ликвидации некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора». При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что Ильченко А.В. не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о недостаточности имущества Фонда для осуществления его целей и отсутствия вероятности получения необходимого имущества. В обоснование данного вывода суд сослался на данные из ИФНС, УПФР о том, что Фондом осуществляется сдача отчетности, в том числе в 2020 году, <Дата обезличена> года проводилось собрание Совета учредителей, и совершены действия по исполнению принятого решения, что, по мнению суда, свидетельствует, что данная некоммерческая организация функционирует.
Суд апелляционной инстанции находит произведённую судом первой инстанции оценку представленных в дело доказательств ошибочной, в связи с чем, выводы об отказе в удовлетворении требований Ильченко А.В. о ликвидации Фонда, с которым судебная коллегия не соглашается как с противоречащим фактическим обстоятельствам по делу, неправомерными.
Согласно представленной в дело налоговой и бухгалтерской отчетности Фонда за период 2018-2020 годы у указанной организации нулевой баланс, отсутствуют материальные внеоборотные активы, нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы, отсутствуют пассивы, отсутствуют целевые средства, нулевой фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества, нулевые целевые фонды, отсутствуют долгосрочные заемные средства, другие долгосрочные средства, краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность, другие краткосрочные обязательства, отсутствует выручка, расходы по обычной деятельности, проценты по уплате, прочие доходы, нулевой налог на прибыль, нулевая чистая прибыль, нулевые уставный, добавочный, резервный капиталы, отсутствуют какие-либо изменения в изменении капитала, а также в движении акций.
Данные сведения при отсутствии объективно подтверждённой за период с момента регистрации какой-либо деятельности и имущества Фонда, и намерения его учредителей в дальнейшем осуществлять деятельность, связанную с достижением целей создания Фонда, с достаточной степенью достоверности свидетельствуют о наличии фактических обстоятельств, позволяющих заявителю как заинтересованному лицу ставить вопрос и ликвидации Фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд не учёл, что все привлечённые к участию в деле учредители поддержали заявление Ильченко А.В,, а в силу особенностей формы данной некоммерческой организации (Фонд) её ликвидация в ином, помимо судебного, порядке не допускается (статья 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска Ильченко А.В. о ликвидации некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора» подлежащим отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
При этом, принимая во внимание наличие в материалах дела сведений об имеющихся у Фонда непогашенных денежных обязательствах (штраф по сведениям ОПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми, л. д. 92) и учитывая, что принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов к находящейся в процессе ликвидации организации требований до момента исключения её из государственного реестра, ввиду чего как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения в настоящее время требований Ильченко А.В. об исключении Фонда из ЕГРЮЛ, разрешив при этом в целях исполнения решения о ликвидации Фонда вопрос относительно назначения ликвидатора данной некоммерческой организации (пункт 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами») и возложив соответствующие обязанности на учредителей Фонда, которые, будучи привлеченными к участию в настоящем деле, заявление Ильченко А.В. и обстоятельства, изложенные им в обоснование заявленного требования, поддержали.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2020 года в части отказа в удовлетворении требования Ильченко А.В. о ликвидации некоммерческой организации Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора» отменить.
Вынести в указанной части новое решение, по которому требования Ильченко А.В. удовлетворить:
ликвидировать Благотворительный фонд содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора»;
обязанности по осуществлению ликвидации Благотворительного фонда содействия развитию человеческого потенциала и реализации социально значимых проектов «Печора» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу возложить на учредителей Фонда: ....
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильченко А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -