Дело № 2 – 7042/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 25 июля 2022 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Котовой С.М.
при секретаре Семеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стремковой С.Ю. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Тюменской области о признании решения незаконным, обязании включить в трудовой стаж периодов работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Стремкова С.Ю. обратилась в суд с иском (с учетом уменьшения исковых требований) к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Тюменской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда в г.Тюмени Тюменской области об отказе в назначении пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты>), назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФР по г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу, обратившемуся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях», было отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью специального трудового стажа, несмотря на то, что в оспариваемые периоды ею осуществлялась лечебная деятельность.
Истец Стремкова С.Ю. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, ее представитель Ионова Е.С. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Власова Л.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу 01.01.2015 года), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.1072014 года №1015, может производиться и подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
К таким нормативно – правовым актам относился Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года № 340. Согласно положениям ст.4 Закона №340-1, основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или Договором.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 года, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст.4 Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 31.12.2014 года, содержатся положения, аналогичные положениям ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом п.2 ст.29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливал, что при применении этого Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.
В соответствии со ст.1 Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного в том числе, Российской Федерацией и Украиной, пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (ст.6 Соглашения).
Таким образом, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии
В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу подпункта "б" пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, в том числе: операционное, операционный блок (оперблок).
Из материалов дела следует, что решением УПФР по г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу, обратившемуся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях», было отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью специального трудового стажа, несмотря на то, что в оспариваемые периоды ею осуществлялась лечебная деятельность. Стаж по пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» составил 15л.09м.19 дн.
Согласно справкам КЛПУ «<данные изъяты>», выпискам из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Стремкова С.Ю. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Стремковой С.Ю. были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы.
Страховые взносы работодателем за Стремкову С.Ю. оплачены за период с 2001 по 2014гг.
Согласно данным о стаже период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. включен в льготный стаж по пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. не включен ни в о страховой, ни в льготный стаж.
Таким образом, поскольку льготный характер работы подтверждается предоставленными суду документами, страховые взносы за истца оплачены, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в льготный стаж, год работы учесть как год и 6 месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении в специальный стаж Стремковой С.Ю. спорного периода данный стаж на дату обращения будет достаточным для назначения пенсии с даты обращения, то суд пришел к выводу о необходимости возложения на ОПФР по Тюменской области обязанности назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ., а решение об отказе в ее назначении признать незаконным.
На основании ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стремковой С.Ю. удовлетворить частично.
Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Тюмени Тюменской области незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области включить в стаж по пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» Стремковой С.Ю. периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в должности медицинской сестры <данные изъяты>», в том числе, как 1 год 6 месяцев за работу в отделении хирургического профиля.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить Стремковой С.Ю. досрочную страховую пенсию по пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу Стремковой С.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 июля 2022 года.
Председательствующий С.М. Котова