Решение по делу № 2-3/57/2024 от 01.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-3/57/2024 (УИД 43RS0035-03-2024-000110-68)

05 августа 2024 года пгт Лебяжье Кировская область

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.В., при секретаре Патрушевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье», Министерству образования Кировской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лебяжского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье», Министерству образования Кировской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Лебяжского района Кировской области в деятельности КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье» выявлены нарушения законодательства об охране труда.

В нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса РФ и положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ответчиками не исполнена обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

Просит обязать КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье» организовать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах за счет средств Министерства образования Кировской области.

В судебном заседании помощник прокурора Лебяжского района Тиранов Д.А. доводы искового заявления поддержал, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье» директор Редькин В.В. подтвердил отсутствие специальной оценки условий труда.

Представитель ответчика министерства образования Кировской области по доверенности Поздина А.С. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия. В письменном отзыве не оспаривая доводов истца, просила установить срок для исполнения решения суда до 01.10.2024г.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. С 01 марта 2022 года данные правоотношения регулирует статья 214 Трудового кодекса РФ. Статья именуется «Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда» в связи с изменениями в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ (с 1 марта 2022 года).

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

На основании п.1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст. З Федерального закона № 426-ФЗ).

По смыслу положений ст. 209 Трудового кодекса РФ условия труда - это сочетание факторов производственной среды и трудового процесса, которые влияют на работоспособность и здоровье работника. Вредными признаются те факторы производственной среды или трудового процесса, которые могут привести к профессиональному заболеванию работника.

Результаты проведенной специальной оценки условий труда применяются, в том числе для предоставления работникам ряда гарантий и компенсаций (ст. 7 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92 (сокращенная продолжительность рабочего времени), 117 (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труд) и 147 (оплата труда работников, занятых на работах с вредными условия и (или) опасными условиями труда)) Трудового кодекса РФ.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч.4 ст.8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Установлено, что КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.11.2002г.

04.03.2019г. КОГОБУ «СШ пгт Лебяжье» проведена специальная оценка условий труда, что подтверждается отчетом о проведении.

Согласно информации КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье», составлен обновленный перечень должностей, подлежащих специальной оценке условий труда: директор, заместитель директора, заместитель директора (по АХЧ), главный бухгалтер, бухгалтер, юрист, лаборант, библиотекарь,, секретарь, техслужащая, сторож, дворник, рабочий, электрик, кочегар, гардеробщик, методист, ночная няня. Планируется проведение торгов на заключение контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения КОГОБУ «Средняя школа пгт. Лебяжье» законодательства об охране труда, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.

Категории работников, указанные в части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, в Учреждении отсутствуют.

Рассматривая требования о проведении специальной оценки условий труда суд пришел к выводу, что отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также предоставление гарантий и компенсаций и в зависимости от конкретных условий труда, в связи с чем, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Министерство образования Кировской области выполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3.1.15.1 Положения о министерстве образования Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ .

КОГОБУ «СШ пгт. Лебяжье» являются областными государственными организациями, подведомственными министерству. По отношению к подведомственным образовательным организациям министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, устанавливает государственные задания по предоставлению государственных услуг (выполнению работ), распределяет между подведомственными организациями бюджетные ассигнования в объемах, предусмотренных в областном бюджете на образование (п. 3.3 Положения о министерстве).

Таким образом, финансирование специальной оценки условий труда возлагается на Министерство образования Кировской области.

Рассматривая ходатайство ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 01.10.2024г. суд руководствуется ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетному учреждению может предоставляться субсидия на иные цели (целевая субсидия).

Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями», финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областным государственным бюджетным (автономным) учреждением осуществляется путем предоставления ему субсидии в соответствии с порядком предоставления субсидии из областного бюджета, установленным Правительством Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №    245/37 «О субсидиях областным государственным автономным и бюджетным учреждениям, подведомственным министерству образования Кировской области» утверждены:

порядок предоставления областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству образования Кировской области, субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

порядок определения объема и условия предоставления областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству образования Кировской области, субсидий из областного бюджета на иные цели.

Предоставление субсидий осуществляется министерством образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства образования на соответствующий финансовый год и на плановый период на предоставление субсидий, на основании соглашения, заключенного между министерством образования и соответствующим учреждением.

Финансирование проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в Учреждении планируется в рамках использования остатков средств субсидии на выполнение государственного задания, сложившихся по коммунальным услугам по состоянию на 01.01.2024.

Также для исполнения решения суда необходимы время для проведения закупочных процедур, являющихся единственным законным способом определения исполнителя работ для бюджетного учреждения, а также время для исполнения контракта победителем электронного аукциона.

В связи с изложенным суд определяет срок исполнения настоящего решения до 01.10.2024г.

На основании вышеизложенного, заявленные прокурором Лебяжского района Кировской области исковые требования подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать КОГОБУ «Средняя школа пгт Лебяжье» (ИНН 4315002062, ОГРН 1024301162170) организовать за счет средств Министерства образования Кировской области (ИНН 4345419230, ОГРН 1154350000034) проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в срок до 01.10.2024г.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.

Мотивированное решение составлено 05.08.2024 года.

Судья О.В. Сергеева        

2-3/57/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Лебяжского района Кировской области
Ответчики
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа пгт Лебяжье"
Министерство образования Кировской области
Суд
Советский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
sovetsky.kir.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2024Судебное заседание
05.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее