Решение по делу № 33-14732/2022 от 27.07.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 сентября 2022 года по делу № 33-14732/2022 (2-347/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Индан И.Я.,

судей Вахитовой Г.Д., Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Актиевой Д.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов законного представителя Фазлыевой Марины Васильевны, действующей за ребенка-инвалида ФИО1, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков,

по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаума К.В. на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 год.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия

установила:

Дюртюлинский межрайонный прокурор, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО1 и ее законного представителя Фазлыевой М.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков.

Просили обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1 медицинскими изделиями - системой непрерывного мониторинга гликемии, датчиками к системе непрерывного мониторинга гликемии до минования надобности по медицинским показаниям, обязать ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ выписывать рецепты на бесплатное получение данного медицинского изделия до минования надобности, возместить расходы на приобретение медицинского изделия в размере 31 430 руб., решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 год иск постановлено: обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения, медицинскими изделиями - системой непрерывного мониторинга гликемии, датчиками к ней до минования надобности по медицинским показаниям; обязать ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ выписывать рецепты на бесплатное получение ФИО1 медицинских изделий - системы непрерывного мониторинга гликемии, датчиков к ней до минования надобности по медицинским показаниям; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Фазлыевой М.В. понесенные расходы на приобретение медицинских изделий - датчик к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) FreeStyle Libre, в размере 31430 руб.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаум К.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Решение суда постановлено при неверной оценке представленных доказательств и ошибочных выводах о составе и использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не назначалась по жизненным показаниям, не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Судом безосновательно определен конкретное медизделие без учета того, что в рамках госконтракта осуществляется поставка изделий с определенными характеристиками, а не по наименованию. Взыскивая убытки, суд не учел отсутствие вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в обеспечении спорым медизделием.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ с диагнозом: сахарный диабет 1 типа.

На приеме ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ детским врачом эндокринологом рекомендовано применение ФИО1 системы непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) ввиду высокой вариабельности гликемии, наличия легкой гипогликемии ежедневно в разное время суток (л.д. 22).

Врачебной комиссией ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ, в своем заключении № 6 от 19 января 2022 года, рассмотрен вопрос повестки - необходимость обеспечения ребенка-инвалида ФИО1 медицинским изделием - системой непрерывного мониторинга гликемии и сенсоров к ней, изучена история болезни ребенка и данные системы непрерывного мониторинга глюкозы, постановлено, что врачебная комиссия считает назначение ФИО1 непрерывного мониторинга гликемии обоснованным, с учетом использования НМГ количество измерений глюкометром составляет 4-6 раз в сутки (л.д. 21).

ФИО1 не выписываются рецепты на медицинское изделие - систему НМГ (флеш-мониторинг).

В связи с необеспечением ребенка-инвалида ФИО1 медицинским изделием (флеш-мониторинг), законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида обратилась с заявлением в прокуратуру о проведении проверки по необеспечению необходимыми медицинскими изделиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 7, 41, 72, 77 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 9, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 73, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в котором в группе «категории заболеваний» поименован «диабет», Перечнем видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, Перечнем заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данное постановление вступило в силу с 01 января 2022 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 года № 1968, Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Минздрава России от 16 мая 2019 года № 302н, исходил из того, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «Сахарный диабет 1 типа», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, к такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «Сахарный диабет 1 типа», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия, таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ФИО1 в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг). Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выписанного лечащим врачом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, при этом лечащий врач указанной медицинской организации определяет нуждаемость и объем необходимых больному медицинских изделий. Согласно данным клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии. Отказом в обеспечении датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStyle Libre, являющимися частью системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, права ФИО1 нарушены.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.

Проверяя доводы апелляционной жалобы в части указания на безосновательность выводов суда о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Система непрерывного мониторинга глюкозы как самостоятельное медицинское изделие, в указанный Перечень не входит, вместе с тем, она предусмотрена в составе инсулиновой помпы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).

Возможность установки системы непрерывного мониторинга глюкозы в составе соответствующего медицинского изделия (инсулиновой помпы) предусмотрена и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).

Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции обоснованно указал, что требование истца о предоставлении сенсоров мониторирования глюкозы за счет средств бюджета является обоснованными, с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраст, неспособность адекватно самостоятельно контролировать свое состояние, установленной высокой вариабельностью гликемии, частыми гипогликемиями, которые она не ощущает), что отражено в меддокументации с указанием специалистов-эндокринологов о том, что ФИО1 требуется круглосуточный мониторинг уровня глюкозы.

При этом, судебная коллегия учитывает, что выявленные у пациента неспособность самостоятельно контролировать свое состояние на фоне высокой вариабельности гликемии с частыми гипогликемиями, которые ребенок-инвалид не ощущает, обуславливает необходимость круглосуточного мониторинга уровня глюкозы и заключается в возможности периодической коррекции подачи инсулина по уровню гликемии с целью снижения риска осложнения сахарного диабета, чем обусловлена необходимость использования датчика непрерывного мониторинга глюкозы.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на обеспечение ФИО1 необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для инсулиновой терапии, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не обеспечивает возможность их адекватного использования, отказываясь от предоставления датчика непрерывного мониторинга глюкозы, ссылаясь на то, что спорные сенсоры не входят в перечни устройств, предоставляемых бесплатно.

Прием необходимых и важнейших лекарственных препаратов для инсулиновой терапии может привести к жизнеугрожающему состоянию ребенка-инвалида в отсутствие круглосуточного мониторинга гликемии, поскольку в анамнезе заболевания ФИО1 указана вариабельность глюкозы, ввиду чего был назначен такой мониторинг.

Таким образом, спорные медицинские расходные материалы необходимы ФИО1 для корректного и своевременного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нуждаемость ФИО1 в использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы подтверждена как назначением лечащих врачей, сторонних медицинских специалистов, так и решением врачебной комиссии от 19 января 2022 года.

Таким образом, судебная коллегия находит обосновании выводы суда первой инстанции о том, что датчик круглосуточного мониторинга гликемии, хотя и не включен в соответствующий перечень медицинских изделий, однако жизненно необходим ФИО1, в связи с чем ребенок должен обеспечиваться данным медизделием на бесплатной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы о безосновательность определения судом конкретного наименования датчиков, судебная коллегия учитывает, что пациент, следуя назначениями лечащих специалистов, за свой счет использует систему флеш-мониторинга Abbott FreeStyle Libre и нуждается в датчиках к данной системе, стоимость которых сопоставима с аналогами, обратное не доказано.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаума К.В. о безосновательности взыскания убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий в отсутствии вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в необеспечении данным медицинским изделием.

В подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков FreestyleLibre законным представителем ребенка-инвалида ФИО1 - Фазлыевой М.В., представлены чеки от 27 января 2022 года на сумму 13 470 руб. (л.д. 25), от 26 марта 2022 года - 17 960 руб. (л.д. 27).

Таким образом, законный представитель ребенка-инвалида - Фазлыева М.В. получив 19 января 2022 года рекомендацию врачебной комиссии о назначении спорного медизделия, не получив от лечебного учреждения рецепта на сенсоры, самостоятельно приобрела датчики FreestyleLibre 27 января 2022 года и 26 марта 2022 года.

Следовательно, расходы на приобретение спорных датчиков понесены после вынесения решения врачебной комиссии, кроме того, врач сделал соответствующее назначение ребенку-инвалиду, однако по результатам осмотра не выписал рецепт по установленной форме на изделия медицинского назначения, не заявил данные о пациенте в сводную потребность.

Поскольку после заседания врачебной комиссии лечебное учреждение не поставило в известность Министерство здравоохранения Республики Башкортостан по вопросу включения спорного медицинского изделия в перечень медицинских изделий для обеспечения пациента - ФИО1, а также лечебное учреждение не заявляло о включении ФИО1 в сводную потребность на обеспечение датчиком, а также не выписывало рецепты на данное изделие, поэтому суду следовало учесть отсутствие вины на стороне Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, и разрешить вопрос о возмещении убытков на приобретение медицинского изделия лечебным учреждением, не принявшем своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.

При таком положении, решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 года следует отменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Фазлыевой М.В. убытков в размере 31 430 руб., в отмененной части принять по делу новое решение, которым взыскать с ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ в пользу Фазлыевой М.В. убытки за приобретение датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) FreeStyle Libre - 31 430 руб.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 года отменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Фазлыевой М.В. убытков в размере 31 430 руб.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Взыскать с ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ (ИНН 0260003765) в пользу Фазлыевой Марины Васильевны (паспорт №...) убытки за приобретение датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) FreeStyle Libre - 31 430 руб.

В остальной части решение того же суда оставить без изменения.

Председательствующий: Судьи: И.Я. Индан Г.Д. ВахитоваГ.З. Фахрисламова

Справка: федеральный судья Крамаренко Е.Г.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 сентября 2022 года.

33-14732/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Индан Ингрида Янисовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
06.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Передано в экспедицию
22.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее