Судья Ерохина И.В. Дело №33а-8584/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 13 ноября 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Воробьёвой С.А., Кагитиной И.В.,
при секретаре Кочетковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено
по административному исковому заявлению Крупенникова Константина Анатольевича об оспаривании решения начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации от 29 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Малахова П.В. и представителя ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Фисуренко И.В., судебная коллегия,
установила:
Крупенников К.А. обратился в Черноморский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование административного иска указал на то, что решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17 октября 2016 г. установлен факт постоянного проживания Крупенникова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым начиная с 2008 года, в т.ч. и по состоянию на 18 марта 2014 г. Указанное решение вступило в законную силу18 ноября 2016 г. 2 декабря 2016 г. он обратился в Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым с заявлением по форме 1-П о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Заявление рассмотрено, решением начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. от 29 декабря 2016 г. №МС-027/2449 административному истцу отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации на том основании, что из представленных административным истцом материалов не усматривается его принадлежность к гражданству Российской Федерации, в связи с чем ему необходимо обратится с заявлением о проведении проверки наличия либо отсутствия гражданства.
Полагая, что вышеуказанное решение должностного лица является незаконным, административный истец обратился в суд.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Признан незаконным отказ ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым в выдаче Крупенникову К.А. паспорта гражданина Российской Федерации.
На ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым возложена обязанность выдать Крупенникову К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В апелляционной жалобе начальником Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отказ в выдаче административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации обусловлен подачей неполного комплекта документов, предусмотренного п.п. 51, 52 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», п. 15 Приказа ФМС РФ от 19 марта 2008 г. №64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации». Для решения вопроса об оформлении гражданства Российской Федерации необходимо предоставить заявление о проведении проверки наличия у гражданина гражданства. Проверка проводится по заявлению лица, составленному в произвольной форме, или уполномоченным органом по своей инициативе. Обжалуемым решением суда первой инстанции на административного ответчика возложена обязанность выдать административному истцу паспорт гражданина Российской Федерации без проведения проверки наличия у него гражданства, что является нарушением положений Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым по доверенности от 16 января 2017 г. №3 Фисуренко И.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца по нотариально удостоверенной доверенности от 7 апреля 2017 г. Малахов П.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Крупенников К.А., начальник Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. и представитель Управления по вопросам миграции МВД по Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителя административного истца Малахова П.В. и представителя ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Фисуренко И.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как установлено судом первой инстанции, решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17 октября 2016 г., вступившим в законную силу18 ноября 2016 г., установлен факт постоянного проживания Крупенникова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым начиная с 2008 года, в т.ч. и по состоянию на 18 марта 2014 г.
Из материалов дела усматривается, что 2 декабря 2016 г. Крупенников К.А. обратился в Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым с заявлением по форме 1-П о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Решением начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. от 29 декабря 2016 г. №МС-027/2449 административному истцу отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Разъяснено, что ему необходимо обратится в приёмное время в Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым с заявлением о проведении проверки наличия либо отсутствия у него гражданства Российской Федерации в соответствии с п.п. 51, 52 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и в соответствии с п. 15 Приказа ФМС РФ от 19 марта 2008 г. №64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» предоставить необходимый для проведения проверки пакет документов.
21 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Закона, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Датой подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов является 18 марта 2014 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Таким образом, датой приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины и лицами без гражданства, фактическое проживание на данной территории которых на указанную дату подтверждается как регистрацией по месту жительства на территории Республики Крым, так и решением суда общей юрисдикции об установлении такого факта, является 18 марта 2014 г. – день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации осуществляется на основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 (далее – Положение).
Согласно п. 51 Положения, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учётом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросу в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в исполнительные органы исполнительной власти и суд.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации выдаётся соответствующий документ (п. 52 Положения).
Таким образом, определение наличия гражданства Российской Федерации, проведение проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в порядке, установленном указанными нормами, производится в определённых указанным Положением случаях, а именно при наличии следующих оснований:
- при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т.п.);
- возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа;
- а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 г. №6-П констатировал, что статья 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов, подписанного в Москве 18 марта 2014 г., не принуждает лицо к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства, гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия, и как таковая не противоречит Конституции Российской Федерации.
Из системного толкования Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» следует, что установлен единый порядок приобретения гражданства Российской Федерации как гражданами Украины и лицами без гражданства, фактическое проживание на данной территории которых на 18 марта 2014 г. подтверждается регистрацией по месту жительства на территории Республики Крым, так и гражданами Украины и лицами без гражданства, фактическое проживание на данной территории которых на 18 марта 2014 г. подтверждается решением суда общей юрисдикции об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым.
При этом, признание принадлежности к гражданству Российской Федерации указанного лица не требует каких-либо действий со стороны гражданина, а также принятие по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами.
Указанные граждане считаются состоящими в гражданстве Российской Федерации с 18 марта 2014 г.
Учитывая изложенное, суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в решения начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. не принято надлежащим образом во внимание решение Черноморского районного суда Республики Крым от 17 октября 2016 г., вступившее в законную силу 18 ноября 2016 г., как доказательство постосновного проживания Крупенникова К.А. на территории Республики Крым, и валяющимся достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.
Доводы начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черноморскому району МВД по Республике Крым Аремеско Н.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи С.А. Воробьёва
И.В. Кагитина