УИД 65RS0001-01-2023-004961-43
Дело № 2 – 3460/ 2024
Решение
Именем Российской Федерации
5 июня 2024 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.П.,
при помощнике судьи Козик Д.А.,
с участием представителя истца Сахалинского транспортного прокурора – помощника Сахалинского транспортного прокурора ФИО, к конкурсного управляющего ООО «Берег Надежды» ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга к ООО «Берег Надежды» о возложении обязанности предоставить заявку на длительную стоянку судна, и обеспечить получение разрешения на длительную стоянку судна,
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2023 года Сахалинский транспортный прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд в интересах неопределенного круга к ООО «Берег Надежды» о возложении обязанности предоставить заявку на длительную стоянку судна. В обоснование исковых требований указав, что собственник судна <данные изъяты> № ООО «Берег Надежды», которое находится на длительной стоянке в морском <данные изъяты>, при этом разрешение капитана морского <данные изъяты> на длительную стоянку судна <данные изъяты> обществом не получено, состав стояночного экипажа данного судна не определен, несение вахтенной службы не организовано. В исковом заявлении поставлены требования о возложении обязанности на ООО «Берег Надежды», зарегистрированное по <адрес>, представить капитану морского <данные изъяты> заявку на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в морском <данные изъяты> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заочным решением от 25 июля 2023 года Южно-Сахалинского городского суда исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга к ООО «Берег Надежды» о возложении обязанности предоставить заявку на длительную стоянку судна удовлетворены.На ООО «Берег Надежды», зарегистрированное по <адрес>, возложена обязанность представить капитану морского <данные изъяты> заявку на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в морском <данные изъяты> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. С ООО «Берег Надежды» (№) в доход бюджета городского округа «г.Южно-Сахалинск» взыскана государственная пошлина в сумме 6000 рублей.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 1 марта 2024 года вышеуказанное решение отменено.
5 июня 2024 года истец подал в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ дополнения к иску, в которых просил:
-Возложить обязанность на ООО «Берег Надежды», зарегистрирован-ное по <адрес>,предоставить капитану морского <данные изъяты> заявку на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в порском <данные изъяты>, соответствующую требованиям п. 101Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12 ноября 2021 года №, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
-Возложить обязанность на ООО «Берег Надежды», зарегистрированное по <адрес>, обеспечить получение разрешения на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в морском <данные изъяты> на основании заявки на длительную стоянку судна <данные изъяты> №, направленной капитану морского <данные изъяты>, соответствующую требованиям п. 101 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12 ноября 2021 года №, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Сахалинского транспортного прокурора–помощника Сахалинского транспортного прокурора ФИО на удовлетворении исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Конкурсный управляющий ООО «Берег Надежды» ФИО с исковыми требованиями не согласился, указав, что им 19 января 2024 года была подана капитану морского <данные изъяты> заявка на длительную стоянку судна <данные изъяты> №. Между тем, разрешение на длительную стоянку судна не было получено, по независящим от него причинам не смотря на все принятые им меры для исполнения условий, обеспечивающих безопасную стоянку судна.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, как по отдельности, так и в их совокупности, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ ( Далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 4 Федерального закона N 261-ФЗ от 8 ноября 2007 года "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта);
владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту.
Соответствующие обязанности изложены в Федеральном законе N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года "О транспортной безопасности", целями и задачами которого является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 16038 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Согласно подпункту 1 пункта 5 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры.
Вместе тем в соответствии с подпунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку в аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу ч.1 ст. 53 Кодекса торгового мореплавания РФ, каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды.
Приказом Минтранса РФ № 395 от 12 ноября 2021 года утверждены Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним ( Далее Общие правила).
В соответствии с п. 101 Общих правил, по решению судовладельца с разрешения капитана морского порта в морском порту может осуществляться длительная стоянка. В заявке судовладельца ( капитана судна) о длительной стоянке в порту указываются, помимо прочего, состав стояночного экипажа и порядок несения вахтенной службы.
Ответчик является собственником рыболовного судна <данные изъяты> № на основании свидетельства о праве собственности на судно от 26 июля 2019 года №.
По результатам проверки установлено, что разрешение капитана морского <данные изъяты> на длительную стоянку судна не получено, состав стояночного экипажа данного судна не определен, несение вахтенной службы не организовано. Данная информация подтверждается актом осмотра судна <данные изъяты> от 13 февраля 2023 года, проведенного службой капитана морского <данные изъяты>, а также информацией капитана данного порта от 15 марта 2023 года и от 19 мая 2023 года.
С целью устранения допущенных нарушений 16 марта 2023 года прокуратурой в адрес ООО «Берег Надежды» внесено представление, ответ на которое в месячный срок в прокуратуру не поступил, мер по устранению допущенных нарушений не принято.
В судебном заседании установлено, что Конкурсным управляющим ООО «Берег Надежды» ФИО в адрес службы капитана морского <данные изъяты> подана Заявка о длительной стоянке в <данные изъяты> судна <данные изъяты> №, принадлежащего на праве собственности ООО «Берег Надежды».
Между тем, разрешение на длительную стоянку судна получено не было, как следует из ответа Капитана морского <данные изъяты> № от 12 февраля 2024 года по следующим причинам.
При осуществлении государственного портового контроля в соответствии со ст. 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ( Далее КТМ РФ) выявлено, что на борту судна отсутствует экипаж, необходимый для обеспечения безопасной стоянки судна. Отсутствие экипажа на судне и должного контроля со стороны экипажа за судном, его техническим состоянием является фактором, представляющим собой потенциальную угрозу безопасности самого судна, судоходства и мореплавания, а также причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 78 КТМ РФ капитаном морского <данные изъяты> издано распоряжение № от 23 сентября 2022 года « Об обеспечении безопасной стоянки судна <данные изъяты> ( №) в морском порту Владивосток», обязывающее собственника судна «Берег Надежды» обеспечить нахождение на борту вышеуказанного судна экипажа, обеспечивающего безопасность судна в соответствии с о ст. 53 КТМ РФ, обеспечить безопасную стоянку судна и выполнение требований главы IV Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России № от 12 ноября 2021 года, в том числе п. 78, 79,80,81,101 и 103. До настоящего времени распоряжение № от 23 сентября 2022 года «Об обеспечении безопасной стоянки судна <данные изъяты> ) №) в морском порту Владивосток» собственником ООО «Берег Надежды» не исполнено.
Таким образом, безопасная стоянка в порту данного судна судовладельцем не обеспечена, что создает угрозу затопления судна в акватории, причинения вреда окружающей среде.
В силу требований ст. ст. 210 - 211 Гражданского кодекса РФ на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества.
Из содержания иска следует, что непринятие собственником мер к содержанию принадлежащего ему имущества неминуемо приведет к его затоплению, что в свою очередь повлечет загрязнение окружающей среды обломками и остатками нефтепродуктов с судна и тем самым нарушаются законные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанной нормы, ответчик не предоставил доказательств в опровержение имеющихся в материалах дела доказательств и доводов прокурора.
Поданная конкурсным управляющим заявка на длительную стоянку судна не соответствует требованиям пункта 101 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России № 395 от 12 ноября 2021 года, согласно которому По решению судовладельца, с разрешения капитана морского порта в морском порту может осуществляться длительная стоянка судна. В заявке судовладельца (капитана судна) о длительной стоянке в порту указываются:
ИМО номер судна (при наличии);
название судна;
размерения судна;
государственная принадлежность (флаг) судна;
место и время предполагаемой длительной стоянки в морском порту;
состав стояночного экипажа; порядок несения вахтенной службы;
ИМО номер, наименование и адрес судовладельца (при наличии);
контактные данные лица (фамилия, имя и отчество (при наличии), номер телефона, адрес электронной почты (при наличии), ответственного за безопасную длительную стоянку судна.
На основании вышеизложенного, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, между тем, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, и учитывая пояснения конкурсного управляющего о существующих объективных причинах не обеспечения безопасной стоянки в порту данного судна, полагает необходимым установить срок исполнения возложенной судом обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций – 6000 рублей.
Как установлено пунктом 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, то есть юридические лица.
Поскольку в рассматриваемом случае прокурор по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины в защиту прав неопределенного круга лиц (граждан), постольку в доход адрес подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина, которую должен был бы оплатить истец, в интересах которого выступал прокурор, в случае, если бы не был освобожден от уплаты, в размере 6000.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга к ООО «Берег Надежды» о возложении обязанности предоставить заявку на длительную стоянку судна, и обеспечить получение разрешения на длительную стоянку судна, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ООО «Берег Надежды», зарегистрированное по <адрес>, представить капитану морского <данные изъяты> заявку на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в морском порту Владивостока, соответствующую требованиям п. 101 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12 ноября 2021 года №, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на ООО «Берег надежды», зарегистрированное по <адрес>, обеспечить получение разрешения на длительную стоянку судна <данные изъяты> № в морском порту Владивостока на основании заявки на длительную стоянку судна <данные изъяты> №, направленной капитану морского <данные изъяты>, соответствующую требованиям п. 101 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12 ноября 2021 года №, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «Берег Надежды» (№) в доход бюджета городского округа «г.Южно-Сахалинск» государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья Матвеева Т.П.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Матвеева Т.П.