ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» июля 2018 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бурмаковой О.А., при секретаре Пуненко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-857/2018 по административному исковому заявлению Латыповой Минхаят Мифтахутдиновны к Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области об обжаловании действий должностных лиц,
у с т а н о в и л :
Латыпова М.М. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, указав, что она проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанной жилой дом принадлежит ее дочери - ФИО2. Собственного жилья она не имеет. Кроме того, является ветераном труда.
В ДД.ММ.ГГГГ года ею было подано заявление в Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она была включена в список граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский».
Законом «О ветеранах» и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ она имеет право на бесплатное предоставление жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки на учет и имущественного положения.
ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, из содержания которого ей стало известно, что она из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий была исключена. Основанием для отказа послужил визуальный осмотр жилого дома и акт комиссии по данным ГУП СО ЦТИ о том, что жилой дом пригоден для проживания и имеет степень износа 54 %.
В соответствии с Положением по оценке непригодных жилых помещений (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529) п. 2.» Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания
Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Считает, данный отказ в исключении ее из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не законным, так как осмотр дома производился визуально без привлечения специалистов или организации имеющей допуск к определенному виду или видам работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Не согласившись с заключением ГУП СО ЦТИ о степени износа жилого дома, истец обратилась в ООО «Альянс-ПРОЕКТ» для определения реальной степени износа.
Так, согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альянс-ПРОЕКТ»:
- общее техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций оценивается как аварийное;
- жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации и использованию по своему функциональному назначению;
- жилой дом не обладает необходимой степенью надежности, не соответствует требованиям СНиП и угрожает жизни и здоровью проживающих в нем людей.
Кроме того, физических износ жилого дома по указанному техническому заключению составляет 67 %.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., имеющий высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., уточнил административные исковые требования, указав, что в соответствии с п. 1 и пп.2.2 п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»
Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
2.2) отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
Согласно п. 5 п. 6 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»:
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января_ 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Самарской области.
В соответствии со ст. 3. Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»:
1. Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ:
1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Представитель административного истца просил признать незаконным действия Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по исключению Латыповой Минхаят Мифтахутдиновны из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский», так как указанным незаконным решением административный ответчик нарушил права, свободы и законные интересы административного истца, не имея на то законных оснований исключил Латыпову М.М. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Просил суд обязать Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области поставить Латыпову Минхаят Мифтахутдиновну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области Николаева Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании административный иск Латыповой М.М. не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" Администрацией муниципального района Похвистневский Самарской области создана в установленном порядке комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, именно Межведомственная комиссия муниципального района Похвистневский по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации муниципального района Похвистневский (утвержденная Постановлением Администрации м.р. Похвистневский № 104 от 17.02.2016).
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ № 47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства РФ процедура при проведении оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения),
необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения, специализированной организации, проводящей обследование.
Для правильного принятия решения и определения физического износа основных строений жилого дома межведомственной комиссией было принято решение привлечь специализированную организацию ГУП СО «Центр технической инвентаризации» Похвистневский городской филиал.
На основании визуального обследования жилого дома членами комиссии, акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта ГУП СО ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было вынесено заключение о признании дома ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> пригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-бытовая комиссия Администрации района на своем заседании рассмотрев представленные выше документы приняла решение исключить административного истца из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский.
Считает, что решение жилищно - бытовой комиссии Администрации района об исключении Латыповой М.М. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский вынесено в соответствии с законодательством.
Заинтересованное лицо - Глава сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области Муллабаев И.Х. в судебном заседании административный иск признал, пояснил, что ранее Латыпова М.М., являющаяся тружеником тыла, Ветераном труда, проживала в жилом доме по адресу: <адрес> одна, в силу возраста не могла содержать дом в нормальном состоянии, подарила его дочери.
Постановлением администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Латыпова М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Алькино. Он не участвовал, когда приезжала комиссия по обследованию жилого дома, впоследствии его известили, что жилое помещение Латыповой М.М. пригодно для проживания. Если смотреть визуально, то дом хороший, дочь административного истца сделала косметический ремонт.
Однако в доме нет фундамента, дом стоит на столбах, которые сгнили, практически дом стоит на земле, первые венцы прогнили. Он считает, что дом не пригоден для проживания, но согласился с решением Комиссии и Латыпова М.М. была исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заинтересованное лицо начальник отдела МКУ «Управление капитального строительства, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства «муниципального района Похвистневский Самарской области М.В.Тукмакова, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. № в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, в отзыве указала, что Комиссия по признанию помещения жилого помещения непригодным для проживания по заявлению Латыповой М.М. ДД.ММ.ГГГГ. выехала в <адрес>, для обследования жилого дома на предмет пригодности ( непригодности) жилого помещения для постоянного проживания. Комиссией было проведено визуальное обследование деревянного жилого дома, видимых повреждений несущих конструкций визуально обнаружено не было, внутри жилое помещение благоустроено.
Разрешение спорного вопроса оставляет на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области О.А.Ермакова, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя, предоставила отзыв, в котором указала, что в связи с иском Латыповой М.М. о признании незаконными действий Администрации м.р.Похвистневский Самарской области по исключению Латыповой М.М. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский, обязании Администрации поставить Латыпову М.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Таким образом, полагают, что результат рассмотрения данного судебного спора будет зависеть от той доказательственной базы, которую стороны представят суду. На основании вышеизложенного, министерство оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо-директор Похвистневского городского филиала ГУП СО «Центр технической инвентаризации» Мордовский А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в указанном споре может апеллировать только технической документацией, в 2006г. износ дома составлял 43%, на 05.04.2018г. износ дома составил по технической документации, учитывая отдельные конструктивные элементы здания, применяя удельный вес, износ здания составил 54%.Комиссией был произведен только визуальный осмотр, он не участвовал в обследовании дома.
Однако не исключает, что процент износа деревянного жилого дома может составить 67%, как указано в техническом заключении, так как при оценки фактического состояния строительных конструкций использовались измерительные приборы и оборудование, вскрывались строительные конструкции.
Допрошенный в качестве эксперта Фомин Д.В. пояснил, что по заявлению административного истца он ДД.ММ.ГГГГ. комплексно обследовал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> пришел к заключению, что общее техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций оценивается как аварийное;
жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации и использованию по своему функциональному назначению;
жилой дом не обладает необходимой степенью надежности, не соответствует требованиям СНиП и угрожает жизни и здоровью проживающих в нем людей.
Кроме того, физических износ жилого дома по указанному техническому заключению составляет 67 %.
Он полностью поддерживает свое заключение и дополнительно поясняет, что фундамента у дома нет, а монолитная забирка - заваленка не является несущим элементом.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 и пп.2.2 п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»
Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
2.2) отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
В соответствии со ст. 3. Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»:
1. Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений.
Материалами дела установлено, что Латыпова М.М. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанной жилой дом принадлежит дочери Латыповой М.М. - ФИО2 на основании договора дарения земельного участка и жилого дома от 12.04.2007г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2007г. Собственного жилья Латыпова М.М. не имеет, является ветераном труда.
11.03.2013г. Латыпова М.М. обратилась с заявлением к Главе поселения Алькино о постановке ее на учет по улучшению жилья.
Постановлением Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Латыпова М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области.
Документы переданы в Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области, где она была включена в список граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что на дату постановки Латыповой М.М. документов, подтверждающих, что дом, расположенный по адресу: <адрес> является непригодным для проживания в личном деле ФИО13 нет.
Не отрицает, что Латыпова М.М. в ДД.ММ.ГГГГ. подала заявление в Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. стояла в списке под №.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" Администрацией муниципального района <адрес> создана в установленном порядке комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, именно Межведомственная комиссия муниципального района Похвистневский по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации муниципального района Похвистневский (утвержденная Постановлением Администрации м.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ № 47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Актом обследования помещения от 05.05.2018г. б/н установлено, что комиссия в составе 7 человек произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования в котором указано, что сведения о техническом состоянии жилого дома и определении физического износа основных строений, отапливаемых пристроек жилого дома, отражены в техническом паспорте жилого дома, представленного ГУП СО «ЦТИ» Похвистневского городского филиала от 05.04.2018г. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований: общий процент физического износа дома составляет 54%. Дом пригоден для проживания.
Материалами дела установлено, что согласно Заключения о признании жилого помещения пригодным ( непригодным) для постоянного проживания б/н от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственная комиссия муниципального района Похвистневский Самарской области по признанию помещения, жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам рассмотренных документов: технический паспорт на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ., акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. № б/н дала заключение: дом пригоден для проживания, данное заключение подписали председатель межведомственной комиссии, секретарь комиссии, и 5 членов межведомственной комиссии.
В судебном заседании установлено, что при проведении обследования жилого дома, где проживает административный истец, присутствовало 4 человека, остальные члены комиссии поставили подпись по фотоотчету.
Кроме того комиссия обследовала жилой дом только визуально, никакого инструментального контроля и другие виды контроля не проводились.
Указанные обстоятельства подтвердил директор ГУ СО ЦТИ, который пояснил, что процент износа дома указан в техническом паспорте жилого дома.
Материалами дела установлено, что Латыпова М.М. 01.03.2013г. была включена в список списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский 01.03.2013г.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Администрация муниципального района Похвистненвский Самарской области известила Латыпову М.М., об исключении ее из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский, так как общий процент износа дома по данным ЦТИ составляет 54 %.
Согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альянс-ПРОЕКТ»:
- общее техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций оценивается как аварийное;
- жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации и использованию по своему функциональному назначению;
- жилой дом не обладает необходимой степенью надежности, не соответствует требованиям СНиП и угрожает жизни и здоровью проживающих в нем людей.
Кроме того, физических износ жилого дома по указанному техническому заключению составляет 67 %.
В судебном заседании допрошен эксперт Фомин Д.В., который был предупрежден об уголовной ответственности, свое техническое заключение поддержал в полном объеме.
У суда нет оснований не доверять показаниям Фомина Д.В.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не был согласен с указанным техническим заключением, но от проведения экспертизы отказался.
Доводы, изложенные представителем административного ответчика на ст.ст.210ГК РФ и ст.30 ЖК РФ суд не принимает, так как административный истец нее является собственником жилого помещения.
В соответствии с п. 1 и пп.2.2 п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»
Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
2.2) отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
Согласно п. 5 п. 6 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»:
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января_ 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Самарской области.
В соответствии с Положением по оценке непригодных жилых помещений (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.1 1.1985 г. № 529) п. 2. Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания:
- Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
- К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны
доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Суд считает, что административный истец предоставил суду доказательства в подтверждении своих административных требований.
Как установлено в судебном заседании единственным основанием для исключения Латыповой М.М. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский» является заключение межведомственной комиссии о том, что дом признан пригодным для проживания и его износ составляет 54%.
Однако, согласно технического заключения ООО «Альянс-ПРОЕКТ» от 22.05.2018г., износ жилого дома составляет 67%, исследования дома осуществлялись комплексно, с использованием специального оборудования, путем вскрытия различных конструкций дома, а комиссия пришла к заключению о том, что дом пригоден только по визуальному осмотру.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что оспариваемые действия должностных Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по исключению Латыповой М.М. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 год, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району « Похвистневский» нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным действия Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по исключению Латыповой Минхаят Мифтахутдиновны из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский».
Обязать Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области поставить Латыпову Минхаят Мифтахутдиновну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2018г.
Судья О.А.Бурмакова