2а-110/2022 (2а-1428/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 января 2022 года город Губкин Белгородской области.
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
судьи Бобровникова Д.П.
при секретаре Кривошеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лалева Александра Ботева к Военному комиссариату города Губкина и Губкинского района и Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Лалев А.Б. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату города Губкина и Губкинского района Белгородской области (далее – городской Военкомат) и Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области (далее – призывная комиссия, привлечена к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 21 января 2022 года) о признании незаконным решения призывной комиссии от 5 октября 2021 года, которым Лалев А.Б. зачислен в запас, как не проходивший военную службу, не имея на то законных оснований.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он имел отсрочку на период обучения в высшем учебном заведении, обучался в Старооскольском филиале университета МИСиС с 2012 года, а с 2016 года в Московском педагогическом государственном университете (далее – МПГУ) на дневной форме обучения, о чём ставил в известность городской Военкомат, выполняя требования в направлявшихся ему повестках о явке в городской Военкомат для предоставления учётных данных, но не вызывался для прохождения мероприятий по призыву на военную службу, поэтому не прошёл военную службу по независящим от него основаниям.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Гуляева Т.А. требования поддержала. Суду пояснила, что оспариваемое решение нарушает права Лалева А.Б., поскольку препятствует ему прохождению государственной и муниципальной службы, а самого административного истца характеризует с отрицательной стороны.
Представитель административного ответчика призывной комиссии просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на непризнание административного иска (л.д.81).
Представитель административного ответчика городского Военкомата Пищальченко В.М. административный иск не признал, указывая, что Лалев А.Б. сознательно уклонился от прохождения военной службы, и оспариваемое решение призывной комиссии является законным.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Белгородской области Агарков А.И. также полагал, что административный иск не может быть удовлетворён судом по причине уклонения административного истца от прохождения военной службы без установленных на то законом оснований. Представил в дело письменные возражения (л.д.№).
Суд, выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон 53-ФЗ) определено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22).
В силу подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведённым в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлён перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
При этом в статье 10 Федерального закона №53-ФЗ перечислены обязанности граждан по воинскому учёту.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учёте в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, – в указанных органах;
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учёт;
при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учётной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учёет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учёт;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы (учёбы) или должности;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учёт, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтверждённые регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учёт (пункт 2).
Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учёте (пункт 3).
Аналогичные обязанности перечислены в пунктах 50 и 51 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 (далее – Положение о призыве на военную службу).
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Согласно статье 26 Федерального закона 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Статьёй 28 Федерального закона 53-ФЗ определено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1).
Пунктом 1.1 этой статьи установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня её поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии – в течение одного месяца со дня её поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (пункт 7).
В силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 52 Закона Федерального закона 53-ФЗ запас Вооруженных Сил Российской Федерации создаётся в том числе из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Согласно статье 31 Федерального закона 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года №400, действовавшей до 1 января 2022 года, предусматривалось, что после создания призывной комиссии её председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведённых выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Лалев А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 27 лет соответственно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Он с ДД.ММ.ГГГГ был принят на воинский учёт городским Военкоматом, в подтверждение чего получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д.№).
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, призывная комиссия зачислила ФИО1 в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.№).
Оспаривая данное заключение (решение) призывной комиссии, административный истец ссылался на то, что на время учёбы в высшем учебном заведении ему была предоставлена отсрочка. Он в установленном порядке предоставлял в городской Военкомат сведения об изменении учётных данных – смене высшего учебного заведения и временной регистрации в городе Москве, но не получал повестки для явки в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, поэтому не уклонялся от призыва, в связи с чем такое заключение не могло быть принято.
Доводы административного истца неубедительны, опровергаются доказательствами, представленными в дело административным ответчиком.
Из личного дела призывника Лалева А.Б. следует, что 8 октября 2012 года Лавлеву А.Б. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основанию, установленному пунктом 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ, как обучающемуся по очной форме обучения по программе бакалавриата в Старооскольском филиале МИСиС. Отсрочка предоставлена до 2016 года (л.д.№).
Также в личном деле имеется отметка о том, что ДД.ММ.ГГГГ Лалев А.Б. проходил мероприятия, связанные с призывом, однако решение призывной комиссии не принималось.
Как установлено судом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лалев А.Б. продолжал обучение в этом учебном заведении, то есть предоставленная ему ДД.ММ.ГГГГ отсрочка от призыва на военную службу действовала.
Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ Лалев А.Б. был отчислен из МИСиС по собственному желанию, что следует из выписки из приказа от указанного числа №СТ (л.д.№).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Лалев А.Б. утратил право на отсрочку, и не имел иных оснований для отсрочки от призыва на военную службу.
Также судом установлено, что Лалеву А.Б. неоднократно направлялись повестки для явки в городской Военкомат как для уточнения учётных данных (л.д.№) так и на призывную комиссию (л.д.№).
Однако из материалах личного дела призывника, которые представлялись административным ответчиком суду для обозрения в оригинале, установлено, что сведения о явке Лалева А.Б. в городской Военкомат лично либо посредством обеспечения им явки представителя, уполномоченного на то нотариальной или приравненной к ней доверенностью, в это деле отсутствуют.
С 3 августа 2016 года Лалев А.Б. был зачислен в МГПУ по очной форме обучения по программе бакалавриата, но как следует из пояснений представителя городского Военкомата, справка об этом от 26 сентября 2016 года № (л.д.№) была представлена вне периода призывной компании (осенний призыв с 1 октября по 31 декабря, весенний призыв с 1 апреля по 31 июля) и соответственно работы призывной комиссии.
Аналогично Лалевым А.Б. сведения об обучении в МГПУ представлялись в городской Военкомат в сентябре 2017 года (л.д.№) и сентябре 2020 года (л.д.№).
При этом по месту регистрации Лалев А.Б. отсутствовал.
Городским Военкоматом неоднократно меры принимались доступные ему по вручению повесток лично Лалеву А.Б. для его явки для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, в том числе с привлечением для оказания помощи в этом сотрудников органов внутренних дел, но вручены не были по указанной выше причине, а также неизвестности места пребывания Лалева А.Б. (л.д.№ ).
Руководством МГПУ, куда также направлялись повестки (л.д.№), явка Лалева А.Б. в городской Военкомат также обеспечена не была.
Сведения о временной регистрации по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (общежитие) (л.д.№), административный истец в городской Военкомат по месту первичного воинского учёта не представлял.
Как установлено судом, справки о временной регистрации в <адрес> (л.д.№) в личном деле призывника появились уже после принятия призывной комиссией оспариваемого заключения от ДД.ММ.ГГГГ при проведении Губкинским городским прокурором проверки по жалобе Лалева А.Б., к которой они и были приложены (л.д.№).
При этом Лалев А.Б. в нарушение требований статьи 10 Федерального закона №53-ФЗ и пунктов 51 и 52 Положения о призыве на военную службу на воинский учёт по месту временной регистрации в городе <адрес> не стал, об изменении адреса фактического места жительства городской Военкомат не уведомлял.
В этой связи с суд приходит к выводу, что Лалев А.Б. намеренно уклонялся от призыва на военную службу, создав своей волей условия невозможности вручения ему лично повесток для явки в городской Военкомат для участия в мероприятиях по призыву на военную службу, игнорируя обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу, которые, в частности, изложены в выданном ему удостоверении от 27 января 2011 года, а поэтому оспариваемое им заключение (решение) призывной комиссии от 5 октября 2021 года является законным и обоснованным, судом отмене не подлежит.
Суд также соглашается с доводом представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Белгородской области о том, что оспариваемое Лалевым А.Б. заключение (решение) призывной комиссии не нарушает его права и законные интересы и не создаёт угрозы их нарушения.
Так представитель административного истца адвокат Гуляева Т.А. ссылалась, что для Лалева А.Б. это является препятствием для замещения должности государственной или муниципальной гражданской службы.
Действительно такие ограничения установлены подпунктом 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и подпунктом 10 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Однако Лалевым А.Б. не представлены в дело доказательства того, что названные ограничения распространяются на него.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении иска Лалева Александра Ботева к Военному комиссариату города Губкина и Губкинского района и Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения призывной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Бобровников Д.П.