К делу № 2-1961/2024
УИД 23RS0012-01-2024-002445-23
Категория 2.237
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 3 декабря 2024 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Лукьяненко М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бирюковой И.О.,
с участием представителя истца помощника прокурора Рубана В.Н., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Любимый дом ГК» Климовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 1 августа 2024 года, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Мир Энергосервис» Батмановой Н.П., действующей на основании доверенности от 9 января 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Горячий Ключ к обществу с ограниченной ответственностью «Любимый дом ГК» об устранении нарушений жилищного законодательства,
установил:
прокурор г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванными требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Любимый дом ГК» (далее – ООО «Любимый дом ГК»), в обоснование которых указал на то, что по результатам проверки, проведенной по обращению Павловой Е.А., проживающей в многоквартирном доме по <адрес>, услуги по управлению которым оказывает ответчик, было выявлено, что срок поверки установленного общедомового прибора учета тепловой энергии истек в августе 2023 года. Трехмесячный срок, в течение которого ресурсоснабжающая организация имела право начислять потребителям оплату за отопление исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, истек в октябре 2023 года, соответственно в ноябре и декабре 2023 года оплата начислялась по нормативу потребления. Заявка на опломбирование и осуществление поверки готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации после поверки поступила от ответчика в адрес ресурсоснабжающей организации - общества с ограниченной ответственностью «Мир Энергосервис» (далее – ООО «МЭС») только 20 декабря 2023 года, в связи с чем с ноября по декабрь 2023 года расчет платы за отопление производился по нормативу на основании показаний общедомового прибора учета, что обусловило для жителей многоквартирного дома необходимость несения дополнительных затрат на оплату названной коммунальной услуги в размере, значительно превышающем среднемесячный размер оплаты по вине управляющей организации, не обеспечившей своевременную поверку прибора учета.
По изложенным основаниям прокурор г. Горячий Ключ просил обязать ООО «Любимый дом ГК» устранить нарушения жилищного законодательства путем перерасчета и возврата собственникам помещений многоквартирного дома по ул. <адрес> излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги по отоплению за ноябрь, декабрь 2023 года либо произвести взаимозачет оплаты на содержание и обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома по указанному адресу.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры города Горячий Ключ Рубан В.Н. уточнил заявленные требования, просил обязать ООО «Любимый дом ГК» устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения взаимозачета оплаты на содержание и обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> за счет внесенной оплаты коммунальной услуги по отоплению за ноябрь, декабрь 2023 года. Просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Любимый дом ГК» Климова Н.Н. с иском не согласилась и просила отказать в его удовлетворении, обратив внимание на то, что жилой дом был внесен в реестр лицензий ООО «Любимый дом ГК» только в августе 2023 года, денежные средства на выполнение работ по поверке теплового счетчика на лицевом счете дома отсутствовали, поверка была проведена 15 декабря 2023 года, нарушений в работе прибора учета выявлено не было. Также отметила, что плата за услугу отопления вносится непосредственно в ООО «МЭС», в связи с чем управляющая компания не может возвратить излишне уплаченные денежные средства. Статья затрат на компенсацию расходов по коммунальным услугам сметой затрат на содержание жилья не предусмотрена. В случае направления руководителем управляющей организации денежных средств, предусмотренных на содержание общего имущества, на цели, не предусмотренные сметой затрат либо на расходы, не относящиеся к обслуживанию общего имущества дома, он может быть подвергнут соответствующему виду ответственности за правонарушение.
Представитель третьего лица ООО «МЭС» Батманова Н.П. полагала иск прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ввиду выхода из строя общедомового прибора учета и непринятия ответчиком своевременных мер к его поверке и вводу в эксплуатацию расчет платы за отопление в ноябре и декабре 2023 года был произведен исходя из норматива потребления.
Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) следует, что плата за коммунальные услуги входит в состав платы за жилое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Исходя из положений названного пункта в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях, перечисленных в пункте 81(12) Правил № 354, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета (подпункт «д»).
Согласно пункту 81(13) Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Пунктом 80(1) Правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета (пункт 81(1) Правил № 354).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик, сетевая организация оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(6) Правил № 354).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - контрольная пломба на приборе учета электрической энергии устанавливается гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (пункт 81(8) Правил № 354).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем или гарантирующим поставщиком без взимания платы (пункт 81(9) Правил № 354).
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также иные устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (пункт 81(11) Правил № 354).
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81(8) настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14) Правил № 354).
Подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354 установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях.
Как установлено пунктом 60(1) Правил № 354, по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце второй пункта 42(1) настоящих Правил (то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, а также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» (подпункты «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491)).
В соответствии с пунктом 18 Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относятся: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В силу пункта 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил № 491).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт «ж» пункта 10 Правил № 491).
Как установлено подпунктом «а» пункта 10 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 42 Правила № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что по коллективному обращению жителей многоквартирного дома, расположенного в <адрес> прокуратурой г. Горячий Ключ проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что услуги по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома по указанному адресу на основании договора управления от 14 июля 2023 года оказывает ООО «Любимый дом ГК».
С учетом приведенных норм действующего законодательства ответчик является лицом, ответственным за выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества названного многоквартирного дома.
Ресурсоснабжающей организацией, производящей подачу отопления и горячего водоснабжения в многоквартирный дом является ООО «МЭС, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В этой связи управляющая организация независимо от действий собственников помещений многоквартирного дома, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, установку и обслуживание приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в частности обязана обеспечить эксплуатацию, в том числе поверку коллективных приборов учета в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома.
Многоквартирный дом по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии ВКТ-7, срок межповерочного интервала которого закончился 8 августа 2023 года.
Поверка прибора учета проведена 14 декабря 2023 года.
Заявка на опломбирование и осуществление готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации после поверки от управляющей компании ООО «Любимый дом ГК» в ООО «МЭС» поступила 20 декабря 2023 года.
Как следует из акта, пописанного представителем теплоснабжающей организации и представителем управляющей организации прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию 25 декабря 2023 года.
Тот факт, что услуга по отоплению была подана в жилой дом в ноябре 2023 года и начисления за данную услугу, отличные от «0», в квитанциях появились начиная с ноября, при этом плата рассчитывалась по принципу пункта 60(1) Правил № 354, тогда как за период с августа по октябрь включительно плата за отопление не начислялась, подтверждается ответом ООО «МЭС» в адрес заместителя прокурора г. Горячий Ключ.
Расчет платы по общедомовому прибору учета возобновлен с января 2024 года.
В адрес ООО «Любимый дом ГК» 6 марта 2024 года внесено представление об устранении нарушений закона при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, рассмотрев которое ответчик указал, что в сложившейся ситуации ООО «МЭС» должно осуществить начисление за услугу по отоплению руководствуясь нормами действующего законодательства.
Таким образом, в ноябре и декабре 2023 года собственникам помещений указанного многоквартирного дома расчет платы за коммунальную услугу отопления производился по нормативу потребления с учетом тарифов, установленных Приказами региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп, от 27 октября 2021 года № 117-2021-т, от 16 ноября 2022 года № 475-2023-т, что превышает плату за услугу, которую собственники должны были бы вносить при надлежащем исполнении управляющей организацией ООО «Любимый дом ГК» обязанностей, возложенных на нее в силу закона и заключенного договора, и своевременной поверке общедомового прибора учета.
Доводы ответчика о том, что многоквартирный дом по ул. Ярославского, 104 «Б» в г. Горячий Ключ внесен в реестр лицензий ООО «Любимый дом ГК» решением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 3 августа 2023 года - с первого числа календарного месяца, следующего за датой принятия этого решения (то есть, с 1 сентября 2023 года), само по себе не исключало возможности своевременной поверки прибора учета в целях недопущения нарушений прав собственников помещений дома и жилищного законодательства с учетом того обстоятельства, что в период с августа по октябрь 2023 года плата за отопление на начислялась. Кроме того, при заключении договора управления и принятии документации по многоквартирному дому ООО «Любимый дом ГК» должно было быть известно о том, что срок поверки общедомового прибора учета истекает, в связи с чем ответчик, как профессиональный участник рассматриваемых отношений, должен был и мог разумно предвидеть, осознавать и оценивать все риски, связанные с принятием дома в свое управление. С учетом положений статьи 402 ГК РФ не свидетельствуют об обоснованности позиции ответчика и приведенные им в ответе на предписание доводы о том, что данная ситуация возникла в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей главным инженером ООО «Любимый дом ГК».
При изложенных обстоятельствах, уточненные требования прокурора г. Горячий Ключ подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора города Горячий Ключ к обществу с ограниченной ответственностью «Любимый дом ГК» об устранении нарушений жилищного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Любимый дом ГК» (ИНН 2368017020, ОГРН 1222300047023, юридический адрес: <адрес> устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения взаимозачета оплаты на содержание и обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: г. Горячий Ключ, Ярославского, 104 «Б» за счет внесенной оплаты коммунальной услуги по отоплению за ноябрь и декабрь 2023 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Лукьяненко
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2024 года.