Дело № 2а-445/2020
(УИД 61RS0020-01-2020-000149-41)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Горбань И.А.,
при секретаре Заярской Н.Г.,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора г. Новошахтинска Серебрянниковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-445/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Новошахтинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Волошину Г.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, заинтересованные лица: МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, Шахтинский филиал государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Наркологический диспансер»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Новошахтинска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Волошина Г.В., .... года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>; решение суда направить в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области для розыска и изъятия водительского удостоверения категории (....), водительское удостоверение .... №...., выдано Волошину Г.В. 05.06.2019.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что Волошин Г.В. обладает правом на управление транспортными средствами категории ...., водительское удостоверение .... №...., выдано 05.06.2019, заменено ВУ в связи с окончанием срока действия. Согласно справке ШФ ГБУ РО «Наркологический диспансер» от 11.07.2019 Волошин Г.В. находится под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете г. Новошахтинска ШФ ГБУ «Наркологический диспансер» с 29.06.2017 с диагнозом «....» код ..... Таким образом, Волошин Г.В. страдает заболеванием, которое является прямым медицинским противопоказанием к осуществлению деятельности, связанной с управлением транспортным средством. Наличие у Волошина Г.В. водительского удостоверения, предоставляющего ему право управлять транспортными средствами, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку потенциально ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Новошахтинска Серебрянникова Э.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Волошин Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался путем направления судебной повестки по адресу его регистрации, однако почтовый конверт с судебной повесткой возвращен в адрес суда по истечении срока хранения.
Учитывая положения ст. 165.1 ГК РФ, суд считает судебную повестку доставленной ответчику Волошину Г.В. и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Шахтинского филиала ГБУ РО НД в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно ходатайству начальника Шахтинского филиала ГБУ РО НД просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Шахтинского филиала ГБУ РО НД в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ № 196) установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 ст. 26 ФЗ № 196 определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с положениями ст. 23 ФЗ № 196 медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании водителей и кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
На основании ч. 1 ст. 23.1 ФЗ № 196 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ № 196 основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Пунктом 7 раздела II Перечня установлено противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (код заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19).
Как следует из материалов дела, 07.11.2007 административному ответчику Волошину Г.В. было выдано водительское удостоверение серии .... №.... на право управления транспортными средствами категории «....». В связи с истечением срока его действия административному ответчику 05.06.2019 МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (РЭП ОТД.№2 г. Шахты) выдано водительское удостоверение .... №.... категории ....
Согласно сообщению Шахтинского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Наркологический диспансер» от 11.07.2019, и справки от 24.01.2020 административный ответчик находится под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете г. Новошахтинска ШФ ГБУ РО «Наркологический диспансер» с 29.06.2017 с диагнозом «....», код заболевания по .....
Данный диагноз является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством (п. 7 Раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством).
Таким образом, судом установлено, что Волошин Г.В. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, что свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения», направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При наличии факта прямого запрета к управлению гражданином транспортным средством, продолжение действия права управления транспортными средствами административного ответчика противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Доказательств того, что на момент обращения прокурора в суд у Волошина Г.В., а также на момент рассмотрения настоящего дела установлено состояние стойкой ремиссии, и он был снят с диспансерного учета, административным ответчиком суду не представлено, и материалами дела не подтверждается.
В связи с изложенным, заявленные требования суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает необходимым отметить, что в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» в случае если у административного ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.░.6, .... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (....), ░░░░░ .... №...., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. 05.06.2019.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2020 ░░░░.