УИД68RS0002-01-2021-003441-78
№ 2-170/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 17 февраля 2022 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Блиновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассказовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зимариной Марины Владимировны, к Министерству Здравоохранения РФ и Управлению здравоохранения Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор, действуя в интересах Зимариной М.В., обратился с требованиями к ответчику о возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата Зимариной М.В.
В обоснование заявленного требования прокурор указывал, что инвалид 2 группы Зимарина М.В. с детства страдает хроническим бронхитом. Диагноз «***» поставлен Зимариной М.В. в 2012 году в НИИ Пульмонологии на основании клинической картины.
Зимарина М.В. внесена в реестр больных «***» для постоянного наблюдения. С 2010 года она постоянно наблюдается у пульмонолога ГБУЗ «ТОКБ им Бабенко».
С 22.03.2021 года ФГБУ НИИ Пульмонологии ФМБА России Зимариной М.В. по жизненным показаниям назначен препарат «Пульмазим» (МНН «Дорназа Альфа») постоянно, при этом отмене данный препарат не подлежит. Заявка на данный лекарственный препарат осуществляется ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д.Бабенко».
В связи с отсутствием в аптечном пункте ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д.Бабенко» препарата «Пульмозим» Зимариной М.В. выписан рецепт на препарат «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»), в результате приема которого у Зимариной М.В. отмечены побочные явления.
Так, со слов больной на 2-й день приема препарата «Тигераза» для легких ингаляторно и назально стали появляться побочные явления на лекарственный препарат: усиление кашля, эпизоды кровохарканья, усиление одышки, тяжесть в грудной клетке, головная боль, повышение температуры тела до 37,3 градусов.
Нежелательная реакция зарегистрирована в реестре Фармаконадзора (извещение *** от ***).
*** на заседании врачебной подкомиссии *** принято решение во избежание последствий применения лекарственного препарата «Тигераза» перевести пациентку на препарат «Пульмозим», назначенный врачебной комиссией ФГБУ НИИ Пульмонологии ФМБА России ***. Одновременно в управление здравоохранения области отправлена заявка о приобретении лекарственного препарата «Пульмозим» для пациентки. Однако до настоящего времени лекарственный препарат «Пульмозим» Зимарина М.В. в рамках льготы не получает. 14.05.2021 года и 30.09.2021 года Зимариной М.В. были выписаны рецепты на получение препарата «Пульмазим», однако рецепты, выписанные в 2021 году, в аптечном пункте поставлены на отсроченное обслуживание.
Вместе с тем, необеспечение Зимариной М.В. жизненно необходимым лекарственным препаратом в рамках льготы является грубым нарушением прав гражданина.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий должно быть бесплатным, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 года №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разделом V которой предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, как указывает заявитель, ст.13 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Лекарственным препаратом «Пульмозим» Зимарина М.В. не обеспечена, что нарушает требования федерального законодательства в области охраны здоровья граждан и социальной защиты инвалидов и влечет угрозу жизни и здоровью пациента, поскольку препарат назначен по жизненным показаниям.
С учетом изложенного, прокурор просил возложить на ответчика Управление здравоохранения Тамбовской области обязанность обеспечивать Зимарину М.В. препаратом «Пульмозим» (МНН «Доназа Альфа») в соответствие с назначениями врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» от *** *** до отмены препарата по медицинским показаниям.
По ходатайству представителя ответчика Управления здравоохранения Тамбовской области к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения РФ.
В судебном заседании помощник Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области Безгина Л.Ю. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Указывал, что при приеме Зимариной М.В. препарата «Тигераза» были выявлены побочные явления, зафиксированные Фармаконадзором. В этой связи, 09.04.2021 года на основании решения врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» Зимарина М.В. была переведена на прием препарата «Пульмазим» (МНН «Дорназа Альфа»), данный препарат назначен Зимариной М.В. по жизненным показаниям и не полежит отмене. Однако до настоящего времени Зимарина М.В. данным препаратом не обеспечена, при условии, что обязанность по обеспечению, в том числе инвалидов 2 группы специализированными лекарственными препаратами возложена на орган государственной власти субъекта за счет бюджетных ассигнований, специально выделяемых для этих целей.
Кроме того, прокурор обращал внимание, что в иных субъектах РФ закупку данного препарата для соответствующих категории граждан осуществляют органы государственной власти субъектов, в связи с чем, полагал несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что закупка данного препарата является правом, а не обязанностью субъекта.
Зимарина М.В. в судебном заседании требования поддержала, указывая, что препарат «Тигераза» ей был предоставлен в аптечном пункте при очередном обращении за выдачей лекарственных препаратов. Ранее она принимала препарат «Пульмазим». После приема препарата «Тигераза» у нее были зафиксированы побочные явления, о которых она сообщила в Фармаконадзор. Затем на основании решения врачебной комиссии ей был назначен конкретно препарат «Пульмазим». Данный препарат ей был предоставлен в конце декабря 2021 год и в январе 2022 года, однако, поскольку прием данного препарата является постоянным, предоставленного количества ей недостаточно.
Представитель Управления здравоохранения Тамбовской области в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своей позиции указывал, что на основании постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года для больных «муковисцидозом» Министерством здравоохранения РФ производиться централизованная закупка препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН). В целях реализации закупок образован специализированный Федеральный центр. Управлением здравоохранения Тамбовской области для передачи в указанный центр формируются заявки на предоставление лекарственного препарата с указанием количества лиц, страдающих заболеванием «муковисцидоз». Указанная заявка была сформирована и передана Управлением. Закупка лекарственного препарата Министерством здравоохранения РФ производиться по МНН, в связи с чем по данным заявкам от субъектов приобретался препарат «Дорназа Альфа» с торговым наименованием «Тигераза». Указанным лекарственным препаратом Зимарина М.В. была обеспечена своевременно. Таким образом, как указывал представитель ответчика, на Управление не может быть возложена обязанность по приобретению Зимариной М.В. лекарственного препарата «Пульмозим», поскольку порядок закупки лекарственных препаратов для больных муковисцидозом осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, как отмечал представитель ответчика, закупка данного препарата субъектом является его правом, а не обязанностью. В этой связи, в сложившейся ситуации из средств бюджета субъекта, специально выделенных на эти цели, были выделены денежные средства на приобретение для Зимариной М.В. препарата «Пульмозим».
Представитель ответчика Министерство здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении требований в его отсутствие. В письменных пояснениях указывал, что в бюджет Тамбовской области ежегодно предоставляются субвенции из федерального бюджета для финансирования обеспечения отдельных категорий граждан социальными услугами, лекарственными препаратами для медицинского применения и т.д. В этой связи, как указывал представитель ответчика, разрешение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственным препаратом «Дорназа альфа» относиться к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем, указывал, что порядок обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих заболеванием «муковисцидоз», в том числе и лекарственным препаратом «Дорназа альфа» установлен постановлением Правительства РФ. На основании распоряжения Правительства РФ от 28.10.2020 года создано ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» целями которого являются организация и проведение закупок лекарственных препаратов для медицинского применения на основании поданных субъектами федерации заявок на предоставление лекарственных препаратов. Таким образом, по мнению представителя ответчика, обеспечением граждан лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в индивидуальном порядке действующим законодательством не предусмотрено и не осуществляется, как Министерством здравоохранения РФ, так и Федеральным центром. Функция Федерального центра заключается в централизованной закупке соответствующих лекарственных препаратов за счет средств бюджета РФ, в свою очередь закупка Центром лекарственного препарата в индивидуальном порядке будет являться нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
С учетом изложенного представитель Министерства здравоохранения РФ полагал Министерство ненадлежащим ответчиком, указывая, что обеспечение Зимариной М.В. в индивидуальном порядке препаратом «Пульмозим» должно осуществляться за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с гарантиями госпрограммы.
Представитель третьего лица ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» в судебном заседании позицию представителя Управления здравоохранения Тамбовской области поддержал, указывая, что обеспечение Зимариной М.В. препаратом «Пульмозим» должно быть осуществлено за счет средств федерального бюджета.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер отплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Зимарина М.В., *** года рождения, является инвалидом 2 группы, ей с 2012 года поставлен диагноз «муковисцидоз, смешанная форма, тяжелое течение», которое входит в перечень редких (орфанных) заболеваний.
С 2010 года Зимарина М.В. постоянно наблюдается у пульмонолога ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко».
С 2012 года постоянно принимает препарат «Дорназа Альфа» (ТН «Пульмозим»).
С 22.06.2020 года препарат «Пульмазим» заменен на препарат «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»), Зимариной М.В. выписан рецепт на выдачу лекарственного препарата «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»), в результате приема которого со второго дня у Зимариной М.В. выявлена побочная реакция на данный препарат.
Со слов больной на второй день приема препарата «Тигераза» стали проявляться побочные явления: усиление кашля, эпизоды кровохаркания, усиление одышки, тяжесть в грудной клетке, головная боль, повышение температуры. На фоне проведения лечения и отмены препарата «Тигераза» побочные явления купировались.
Неблагоприятная реакция Зимариной М.В. на препарат «Тигераза» внесена в автоматическую систему «Фармаканадзора» 01.09.2020 года.
На основании заседания врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им В.Д. Бабенко» от *** *** Зимариной М.В. по жизненным показаниям назначен прием препарата «Пульмозим» (МНН «Дорназа альфа»).
***, 30.09.2021 года Зимариной М.В. лечебным учреждением выписаны рецепты на выдачу препарата «Пульмазим», которые поставлены на отсроченное исполнение по причине отсутствия данного лекарственного прелата в аптечном пункте.
Из пояснений представителя третьего лица ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко», данных в судебном заседании 16.04.2021 года решение врачебной комиссии в отношении Зимариной М.В. было направлено в Управление здравоохранения по Тамбовской области для сведения.
Судом установлено, что 22.11.2021 года между ответчиком Управлением здравоохранения Тамбовской области и ООО «Альбатрос» заключен государственный контракт о закупке лекарственного препарата «Пульмозим». 07.12.2021 года указанный препарат в количестве 20 коробок получен Зимариной М.В. в аптечном пункте ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко».
20.01.2022 года между Управлением здравоохранения Тамбовской области и ООО «Альбатрос» вновь заключен договор №51 на поставку лекарственного препарата «Пульмозим» в количестве 22 упаковок, в том числе и для передачи Зимариной М.В.
Тем не менее, как усматривается судом, Зимарина М.В. до настоящего времени указанным препаратом постоянно до его отмены по медицинским показаниям не обеспечена.
В соответствии с положениями ст. 44 ФЗ от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».
Как следует из Перечня редких (орфанных) заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения РФ по состоянию на 08.09.2021 года, заболевание «кистозный фиброз» (муковисцидоз) является редким (орфанным) заболеванием.
Частью 7 ст.44 ФЗ от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что организация обеспечения лиц, в том числе больных муковисцидозом лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.
Лекарственный препарат «Доназа альфа» на основании Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 года №2406-р внесен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц больных, в том числе «муковисцидозом» утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416.
В силу положений п.2 указанных Правил источником финансирования организации обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения РФ и перечисляемые ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» для организации и проведения закупок лекарственных препаратов.
Организация обеспечения Федеральным центром за счет средств федерального бюджета больных, в том числе муковисцидозом лекарственными препаратами осуществляется с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов (п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Федеральный центр заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах РФ, в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов (п.5 Правил).
Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев (п.5 Правил).
Федеральный центр рассматривает представленные заявки на соответствие установленной форме, на предмет обоснованности заявленных объемов лекарственных препаратов и при необходимости корректирует их и согласовывает с вынесением соответствующего решения (п.6 Правил).
Объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов (п.7 Правил).
В соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии, Федеральный центр в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупку лекарственных препаратов.
Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно издает акт о согласовании передачи Федеральным центром закупленных в соответствии с настоящими Правилами лекарственных препаратов органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.8 Правил).
Судом установлено, что с 2019 по 2021 года Управлением здравоохранения Тамбовской области в адрес Министерства здравоохранения РФ направлялись в электронном виде заявки, содержащие персонифицированные сведения о больных «***», нуждающихся в предоставлении лекарственного препарата «Дорназа альфа» (т.1 л.д.110-119).
Вместе с тем, как усматривается из письменных возражений ответчика Управления здравоохранения по Тамбовской области до 2020 года для лечения больных муковисцидозом, в том числе и на территории Тамбовской области, поставлялся препарат с торговым наименованием «Пульмозим» (МНН «Дорназа альфа»), а с 2020 года федеральные поставки осуществлялись исключительно отечественным препаратом «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с 2020 года Зимарина М.В. в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416 обеспечивалась препаратом с торговым наименованием «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»).
Между тем, по мнению суда, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416, не предусматривают обеспечение граждан соответствующими лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в индивидуальном порядке, поскольку в функции Федерального центра входит только централизованная закупка лекарственных препаратов, предусмотренных для больных «муковисцидозом».
Одновременно следует учесть, что помимо закупок соответствующих лекарственных препаратов к полномочиям Федерального центра Министерством здравоохранения РФ отнесен мониторинг сведений на территории субъекта РФ о номенклатуре, количестве и стоимости лекарственных препаратов, об отсутствии потребности в отдельных лекарственных препаратах либо о появлении дополнительной потребности в лекарственных препаратах в связи с изменением в субъекте РФ численности больных, изменениями в назначениях медицинскими работниками лекарственных препаратов больным, в связи с чем производиться согласованное перераспределение лекарственных препаратов между субъектами РФ (п.15 Правил).
Положений п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416, так же, по мнению суда, указывает на централизованный характер проводимых Министерством здравоохранения РФ закупок лекарственных препаратов, предусмотренных для больных «муковисцидозом», что не предусматривает обеспечение граждан лекарственными препаратами в индивидуальном порядке за счет средств федерального бюджета.
Тем не менее, как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика Управления здравоохранения Тамбовской области в отношении Зимариной М.В. выявлен факт неблагоприятной реакции на лекарственный препарат «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»), который предоставлен последней в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416.
Как уже было отмечено судом, в целях недопущения ухудшения состояния Зимариной М.В. в результате зафиксированной неблагоприятной реакции на препарат «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа») решением врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабаенко» от *** *** Зимарина М.В. переведена на прием препарата «Дорназа альфа» с торговым наименованием «Пульмозим».
Тем не менее, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416, определяющих централизованную закупку лекарственных препаратов для больных «муковисцидозом», Зимарина М.В., страдающая редким (орфанным) заболеванием «муковисцидоз» объективно не может быть лишена соответствующего лекарственного препарата, назначенного ей по жизненным показаниям в порядке, установленном заоном.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ).
В силу п.3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе и оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе и обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с ФЗ от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.11.2007 года №703 утверждены стандарты медицинской помощи в отношении больных с кистозным фиброзом (муковисцидоз), предусматривающими назначение пациентам лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (МНН) «Дорназа Альфа».
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено так же и ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Между тем источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства, как федерального бюджета, так и средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 08.12.2020 года №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» для обеспечения лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения, в том числе «муковисцидоза» на плановый период 2022 и 2023 годов Тамбовской области выделено более двух миллионов рублей.
Постановлениями Правительства РФ от 07.12.2019 года №1610 и от 28.12.2020 года №2299, утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год, на 2021, а так же на плановый период 2022 и 2023 годов.
По условиям государственных Программ 2020-2023 годов источниками финансового обеспечения Программ являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых по медицинским показаниям лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение по медицинским показаниям всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, а так же неработающие инвалиды II группы.
Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям.
Указанное нашло свое отражение в решении врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» от ***, которым в отношении Зимариной М.В. произведено назначение препарата «Дорназа Альфа» по одному из его торговых наименований «Пульмозим».
Между тем, для целей реализации Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416 приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2020 года №371н утверждена форма заявки на поставку лекарственных препаратов для лиц, страдающих заболеванием «муковисцидоз», согласно которому подача заявки на закупку лекарственного препарата осуществляется субъектом только по международному непатентованному наименованию (МНН).
Таким образом, принимая во внимание изложенные правовые нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в сложившейся ситуации с учетом выявленного факта неблагоприятной реакции Зимариной М.В. на препарат «Тигераза» (МНН «Дорназа альфа»), обеспечение последней по жизненным показания препаратом по его конкретному торговому наименованию «Пульмозим» должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта РФ, специально выделенных на указанные цели.
В этой связи, обязанность по обеспечению Зимариной М.В. лекарственным препаратом по конкретному торговому наименованию «Пульмозим» должна быть возложена на ответчика Управление здравоохранения Тамбовской области.
Суд так же учитывает, что Управление здравоохранения Тамбовской области объективно не лишено такой возможности, поскольку материалами дела установлено, что в конце 2021 года и в начале 2022 года Управлением за счет соответствующих средств бюджета субъекта РФ была осуществлена закупка лекарственного препарата с торговым наименованием «Пульмозим» для Зимариной М.В.
Таким образом, объективных причин, по которым Управлением здравоохранения Тамбовской области не могут осуществляться закупки препарата «Пульмозим» в отношении Зимариной М.В. представителем ответчика в судебном заседании не приведено, а равно не установлено судом, при условии, что обязательства по обеспечению инвалидов необходимыми лекарственными препаратами возложена на органы исполнительной власти субъектов, и является расходным обязательством субъектов РФ.
Указанное опровергает доводы представителя Управления здравоохранения Тамбовской области о том, что приобретение лекарственного препарата «Пульмозим» для больной «муковисцидозом» Зимариной М.В. в сложившейся ситуации является правом, а не обязанностью ответчика.
Одновременно следует учесть, что действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничений в отношении перечня лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Рассказовского межрайонного прокурора, возложив на Управление здравоохранения Тамбовской области соответствующую обязанность по обеспечению Зимариной М.В. лекарственным препаратом «Пульмозим» до его отмены по медицинским показаниям.
С учетом изложенных судом обстоятельств дела, выводов суда в удовлетворении требований к ответчику Министерству здравоохранения РФ следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рассказовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зимариной Марины Владимировны, удовлетворить.
Возложить на Управление здравоохранения Тамбовской области обязанность обеспечивать Зимарину Марину Владимировну, *** года рождения, по медицинским жизненным показаниям лекарственным препаратом «Пульмозим» (МНН «Доназа Альфа») в соответствие с назначениями врачебной комиссии ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» от *** до отмены препарата по медицинским показаниям.
В удовлетворении требований к ответчику Министерству Здравоохранения РФ отказать.
Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Акульчева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2022 года.
Судья М.В. Акульчева