Дело № 2-511/2024
УИД 74RS0049-01-2024-000260-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Троицк Челябинской области 13 марта 2024 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Журавель А.О.,
при секретаре Чолакян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Родниковский детский сад» о возложении обязанности в сфере пожарной безопасности, противодействии терроризму,
установил:
Прокурор Троицкого района Челябинской области обратился с иском в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Родниковский детский сад» о возложении обязанности в срок до 01 июня 2024 года принять меры, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ «Родниковский детский сад», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить имеющееся на объекте аварийное освещение на путях эвакуации людей устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания, подключить к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения, а именно: питание заведено в общую сеть рабочего освещения;
- отделить друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиями пожарной безопасности помещения МБДОУ «Родниковский детский сад» и МБОУ «Родниковская СОШ» (учебные классы);
- заключить договор на обслуживание автоматических систем пожарной сигнализации объекта с организацией, имеющей лицензию пожарной безопасности на данный вид услуг;
- предоставить техническую документацию на системы автоматической пожарной сигнализации (проект, акт пусконаладочных работ, либо акт приемки в эксплуатацию указанных систем);
- разработать декларацию пожарной безопасности;
- разработать инструкцию по пожарной безопасности на объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что отношении МБДОУ «Родниковский детский сад» проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что учреждением при оказании образовательных услуг допущено нарушение правил пожарной безопасности. Допущенные МБДОУ «Родниковский детский сад» нарушения снижают степень защищенности воспитанников детского сада, работников дошкольного учреждения, от угроз совершения актов незаконного вмешательства, террористических актов, а также различного рода чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Челябинской области Кожемякина Е.А. исковые требования в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц поддержала. Доводы привела, указанные в иске.
Представитель ответчика МБДОУ «Родниковский детский сад» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. В суд представила заявление, исковые требования признает, нарушения частично устранены.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Латыпова М.В. исковые требования признала, суду пояснила, что работа по устранению выявленных нарушений ведется, но затрудняется в связи с отсутствием финансирования. В суд представлены документы, подтверждающие факт частичного устранения нарушений, выявленных при проверке.
Представитель третьего лица администрации Троицкого района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин уважительности не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Родниковский детский сад» осуществляет деятельность дошкольного образования в здании, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности МБДОУ «Родниковский детский сад» (л.д. 32).
Учредителем образовательного учреждения является Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области (л.д. 9-14).
ДД.ММ.ГГГГ года помощником прокурора Троицкого района Челябинской области совместно с помощником врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии» в Челябинской области, администрации г. Троицк Челябинской области, инспектора ОНДиПР по г. Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области в отношении МБДОУ «Родниковский детский сад» проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, в ходе которого выявлены нарушения:
- имеющееся на объекте аварийное освещение на путях эвакуации людей не обеспечено устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания и не подключено к источнику питания, независимому от источника питания рабочего
освещения, а именно: питание заведено в общую сеть рабочего освещения
(часть 3 статья 4, статья 6, часть 9 статья 82, часть 1 статья 89 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года; пункт 4.3.12
Приказа МЧС России от 19 марта 2020 года № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пункт 7.6.1 "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и
искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*»);
- в здании детского сада в левом крыле на 1-ом и 2-ом этажах здания
приспособлены помещения для образовательного процесса
функционального назначения Ф4.1 (учебные классы МБОУ «Родниковская СОШ») на неопределенный период капитального ремонта здания МБОУ «Родниковская СОШ». Помещения детского сада и школы не отделены друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиям (часть 3 статья 4, статья 6 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года; пункт 4.2 СП 4.13130);
- не представлен договор на обслуживание автоматических систем
пожарной сигнализации объекта с организацией, имеющей лицензии
пожарной безопасности на данный вид услуг (пункт 2 Постановлении
Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479);
- не представлена техническая документация на системы
автоматической пожарной сигнализации (проект, акт пусконаладочных
работ, либо акт приёмки в эксплуатацию указанных систем) (пункт 54
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479);
- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (первичных средств пожаротушения) ведется не в соответствии с указанных требованиями, а именно: не указывается вид технического обслуживая огнетушителей (пункт 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479);
- не представлена декларация пожарной безопасности (статья 6, статья 64 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года);
- имеющаяся на объекте инструкция пожарной безопасности
разработана не в соответствии с требованиями, а именно:
- инструкция разработана на основе недействующего документа (Приказ МЧС России № 645 от 12 декабря 2007 года не действует с 01 марта 2022 года);
- в списке ответственных за эвакуацию указан сотрудник, уволенный из организации на момент проведения проверки;
- не обозначен перечень лиц дежурного персонала на объекте защиты (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также частью 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», образовательное учреждение несет ответственность за здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесс
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно статье 6 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим федеральным законом. В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.
На основании статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 4.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, при определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества.
В здании предусмотрено размещение помещений для общеобразовательного процесса функционального назначения Ф4.1 (учебные классы МБОУ «Родниковская СОШ») на неопределенный период капитального ремонта здания МБОУ «Родниковская СОШ», помещения детского сада и школы не отделены друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиями.
В соответствии с частью 9 статьи 82 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Из части 5. статьи 6, статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности следует, что собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
В статье 37 Закона о пожарной безопасности закреплена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 37 Закона о пожарной безопасности, предусматривающей обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу таких обязанностей относится соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу части первой статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой статьи 38 Закона о пожарной безопасности, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть третья данной статьи).
Согласно пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (ред. от 30 марта 2023 года) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» уполномоченным руководителем организации утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона.
Ответчиком в суд представлены документы о частичном устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, в частности: утверждена и согласована инструкция о мерах пожарной безопасности в МБДОУ «Родниковский детский сад» (л.д. 33-61); Декларация пожарной безопасности поступила на регистрацию в Управление надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам 17 января 2024 года (л.д. 62-63); 22 января 2024 года заключен контракт № 2 с Челябинским областным отделением Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» по техническому обслуживанию оборудования (л.д. 64-68), акт первичного обследования противопожарных систем от 01 января 2023 года (л.д. 31); устранено нарушение аварийное освещения на путях эвакуации людей обеспечено устройствами для проверки их работоспособности – акт от 11 марта 2024 года (л.д. 69).
17 января 2024 года заведующей МБДОУ «Родниковский детский сад» направлено письмо начальнику Управления по делам образования Троицкого муниципального района с просьбой выделить денежные средства на приобретение и установку противопожарных дверей 1 и 2 этажах здания (л.д. 70-71).
Вместе с тем, требование отделить друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиями пожарной безопасности помещения МБОУ «Родниковская СОШ» (учебные классы) и МБДОУ «Родниковский детский сад» до настоящего времени не исполнено.
Нарушение указанных норм руководителем МБДОУ «Родниковский детский сад» при эксплуатации здания, снижает степень защищенности воспитанников детского сада, работников дошкольного учреждения от различного рода чрезвычайных ситуаций. Несоблюдение вышеуказанных требований влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности учреждения образования.
Указанное подтверждается заключением сотрудника ОНДиПР по г. Троицку, Троицкому, Октябрьскому, Чесменскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области (л.д. 19-20), не оспаривается ответчиком.
Начальнику Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района было выдано представление об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, доказательств исполнения предписания в полном объеме на момент поступления в суд искового заявления ответчиком не представлено.
Заявленный истцом срок для устранения нарушения закона регламентирующего правила пожарной безопасности, с учетом необходимости подготовки сметы, производства работ, носит разумный характер.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования прокурора Троицкого района Челябинской области, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Родниковский детский сад» о возложении обязанности в сфере пожарной безопасности, противодействии терроризму удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Родниковский детский сад», в срок до 01 июня 2024 года отделить друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиями пожарной безопасности помещения МБОУ «Родниковская СОШ» (учебные классы) и МБДОУ «Родниковский детский сад».
В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Троицкого района Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий: