дело №2-145/2018
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2018 года г.Воронеж
Левобережный районный суд г.Воронежа
в составе
председательствующего судьи Кочергиной О.И.,
при секретаре Науменко А.В.
с участием
представителя истца Ларкина В.В. по доверенности Землянского А.С.
представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» по доверенности Арману Натальи,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Л.В. к ПАО «ТНС энерго Воронеж» о признании незаконными начисление и взимание платы за коммунальную услугу,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Л.В. обратился в суд с иском к ПАО «ТНС энерго Воронеж» о признании незаконными начисление и взимание платы за коммунальную услугу, указав следующее.
Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, распложенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны избрать один из способов управления, предусмотренных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
Выбрав в качестве способа управления управляющую организацию, собственники вышеуказанного многоквартирного дома заключили договор управления в спорный период с ООО «Стройтрест 2П». В свою очередь данный договор является правовым основанием предоставления собственникам коммунальных услуг, согласно которому указанная управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе представленной на общедомовые нужды.
Управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги собственникам многоквартирного дома и вправе требовать их оплаты.
Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ТНС энерго Воронеж» выставляет и предъявляет счета на оплату за коммунальную услугу по электроснабжению, как потребленные на индивидуальные нужды, так и на общедомовые.
Указанные действия ПАО «ТНС энерго Воронеж» противоречат действующему законодательству Российской Федерации и грубо нарушают права и законные интересы Истца.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирного дома является общее собрание собственников помещений, к компетенции которого относится и выбор способа управления.
Как упоминалось ранее, собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> качестве способа управления выбрана управляющая организация ООО «Стройтрест 2П»,
Таким образом, ООО «Стройтрест 2П» является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого, в силу положений действующего законодательства, входит предоставление коммунальных услуг гражданам, в связи с чем управляющей организацией заключаются соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всего объема коммунальных ресурсов для нужд конкретного дома. При этом возможность заключения отдельных договоров собственниками помещений дома непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, при условии выбора собственниками способа управления, действующим законодательством не предусмотрена.
Следовательно, с момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные между собственником и ресурсоснабжающей организацией договоры утрачивают юридическую силу.
Управляющая компания не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).
Потребителями услуг в данном случае выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) выступает абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Статья 155 ЖК РФ, обязывающая собственников жилых помещений производить оплату за коммунальные услуги непосредственно управляющей организации содержит условие о возможности производить оплату за коммунальные услуги в адрес ресурсоснабжающей организации только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений.
Иной возможности обеспечения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ресуреоснабжающей организацией в данном случае законом не предусмотрено.
Аналогичные положения установлены Правилами №, в том числе п.п. 3,25,27 Правил №.
В соответствии с требованиями ст. 162 ЖК РФ, п. 64 Правил № исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация), является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.
Таким образом, считает истец, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В этой связи истец просит суд с учетом принятых судом уточнений признать незаконным начисление и взимание ответчиком ПАО «ТНС энерго Воронеж» с истца Л.В. платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды истцу - собственнику <адрес> многоквартирного <адрес> за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в общем размере 4007,69 рублей (л.д. 2-7, 43-44).
Представитель истца Л.В. по доверенности З.А. в судебном заседании по изложенным основаниям уточненые исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» по доверенности Арману Наталья в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнительных пояснениях, приобщенным к материалам дела, в которых указано следующее.
ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и информации УРТ <адрес> от 29.12.2009г.
Подпункт «а» п.30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утв. постановлением Правительства РФ № от 14.12.2012г.) (далее – Правила №) предусматривает право ресурсоснабжающей организации (далее РСО) на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома - при наличии у исполнителя (далее - ИКУ) задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями.
Согласно п. 53 Основных положений, если по договору поставки электрической энергии, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребитель (покупатель) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. В случае, если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание в порядке, установленном в разделе II указанного документа.
В связи с ненадлежащим исполнением УК ООО «Стройтрест 2П» обязательств по оплате электроэнергии по договору энергоснабжения № ПАО «ТНС энерго Воронеж» в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Основные положения) отказалось в одностороннем порядке от исполнения договора энергоснабжения полностью, предварительно уведомив УК ООО «Стройтрест 2П».
Также о данном обстоятельстве были уведомлены Управление по государственному регулированию тарифов <адрес>, Глава Администрации городского округа <адрес>, МУП «Воронежская горэлектросеть» и филиал ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».
Руководствуясь уведомлением управления по государственному регулированию тарифов <адрес> (исх. № от 26.06.2014г.), направленным в наш адрес и разделом II Основных положений ПАО «ТНС энерго Воронеж» с ДД.ММ.ГГГГ приняло на себя обязательства по обслуживанию потребителей ООО «Стройтрест 2П», включая жилой <адрес>.
Исходя из ч. 3 ст. 450 ГК РФ, п. 4 ст. 539 ГК РФ, п.4 ст. 3 ГК РФ, ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» отказ от исполнения договора энергоснабжения влечет за собой расторжение договора с исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 53 Основных положений.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг, с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ООО «Стройтрест 2П» прекратило предоставление коммунальной услуги по электроснабжению с ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом (б) пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. п. 14, 15, 53 Основных положений в случае отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора гарантирующий поставщик обязан совершить действия по принятию на обслуживание потребителей на прямые расчеты.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении ИКУ ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
Из приведенного положения Правил № следует, что в случае расторжения договора ресурсоснабжения с ИКУ, до заключения нового договора ресурсоснабжения в качестве ИКУ в отношении соответствующего многоквартирного дома выступает РСО.
Правила № не ограничивают перечень лиц, обладающих правом действовать в качестве ИКУ, товариществами, кооперативами или управляющими организациями, и устанавливают случаи, в которых договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и РСО в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий, в число которых входит случай расторжения РСО договора ресурсоснабжения с ИКУ.
Исходя из указанных правовых норм при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией договорные отношения возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, т.е. исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО.
Необходимо так же отметить, что в своем письме от 30.12.2016г. №-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства РФ по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подтвердило данную позицию.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, нашедшей своё подтверждение, в том числе в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу № АКПИ17-729.
Согласно п. 6, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг договор энергоснабжения между потребителем и ПАО «ТНС энерго Воронеж» является заключенным посредством конклюдентных действий на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласие потребителей на обслуживание и предоставление коммунальной услуги электроснабжение действующим законодательством не предусмотрено.
Информация о переходе потребителей ООО «Стройтрест 2П» на обслуживание к гарантирующему поставщику ПАО «ТНС энерго Воронеж» была опубликована управлением по государственному регулированию тарифов <адрес> в порядке п. 16, 17 Основных положений в газете «Воронежский курьер».
В данном случае, ресурсоснабжающая организация, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 указанных Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 73-76).
В соответствии с ч.1 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.4 Правил № (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена обязанность управляющей компании обращаться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Согласно п.14 Правил № (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ч.9 ст. 155 ЖК РФ гласит, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно п. 6, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг договор энергоснабжения между потребителем и ПАО «ТНС энерго Воронеж» является заключенным посредством конклюдентных действий на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Правила № не ограничивают перечень лиц, обладающих правом действовать в качестве ИКУ, товариществами, кооперативами или управляющими организациями, и устанавливают случаи, в которых договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и РСО в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий, в число которых входит случай расторжения РСО договора ресурсоснабжения с ИКУ.
В соответствии с подпунктом (б) пункта 17 Правил № (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором:
не выбран способ управления
способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил №, т.е. не заключен договор ресурсоснабжения.
Таким образом, в данном случае между управляющей компанией ООО «Стройтрест 2П» и ПАО «ТНС энерго Воронеж», договор в спорный период отсутствовал и соответственно ПАО «ТНС энерго Воронеж», приступило к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению согласно требованием законодательства.
Из приведенного положения Правил № следует, что в случае расторжения договора ресурсоснабжения с ИКУ, до заключения нового договора ресурсоснабжения в качестве ИКУ в отношении соответствующего многоквартирного дома выступает РСО.
В соответствии со ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из указанных правовых норм при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией договорные отношения возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, т.е. исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать поставляемый коммунальный ресурс РСО, который в данном случае выступает как исполнитель коммунальных услуг.
Необходимо так же отметить, что в период 2015-2016 г.г. сложилась негативная практика по данному вопросу, но Верховный суд ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ17-729) в связи с поступающими запросами о применении отдельных положений жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124 (далее - Правила N 124), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в пункте 2 письма от ДД.ММ.ГГГГ N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг" (далее - Письмо) по вопросу о предоставлении ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае расторжения договоров ресурсоснабжения, заключенных РСО с управляющей организацией (товариществом, кооперативом), разъяснил указанные положения, подтвердило данную позицию Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от 30.12.2016г. №-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства РФ по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг") (л.д. 88-90).
Истец Л.В., представитель третьего лица ООО «Стройтрест 2П» в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещались в установленном законом порядке, истец Л.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, причина неявки представителя третьего лица ООО «Стройтрест 2П» суду неизвестна.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Л.В. и представителя третьего лица ООО «Стройтрест 2П».
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, истцу Л.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, распложенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Данный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «Стройтрест 2П». Между ООО «Стройтрест 2П» и ПАО "ТНС энерго Воронеж" с Л.В. отсутствует заключенный договор о приобретении электрической энергии для предоставления коммунальных услуг по электроснабжению. Ответчиком напрямую, минуя управляющую компанию, истцу выставлялись счета по оплате потребляемой электроэнергии на общедомовые нужды за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года на общую сумму 4007,69 рублей, что следует из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании и никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается (л.д. 45,48-72, 198).
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны избрать один из способов управления, предусмотренных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
Выбрав в качестве способа управления управляющую организацию, собственники вышеуказанного многоквартирного дома заключили договор управления в спорный период с ООО «Стройтрест 2П». В свою очередь данный договор является правовым основанием предоставления собственникам коммунальных услуг, согласно которому указанная управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе представленной на общедомовые нужды.
Согласно положениями статей 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям в оспариваемый период не было предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем и не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и признании действий ответчика по начислению истцу платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года включительно.
На основании статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство до июля 2016 года не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ответчик ПАО "ТНС энерго Воронеж" в отсутствие правовых оснований в оспариваемый истцом период производил расчет, требовал от жильцов многоквартирного дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим в спорный период законодательством ресурсоснабжающим организациям не было предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Довод ответчика ПАО "ТНС энерго Воронеж" о том, что договор электроснабжения был расторгнут в порядке, предусмотренном п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, правового значения для разрешения возникшего спора не имеет. В отсутствие договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от фактического энергоснабжения дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на ОДН, однако не вправе производить начисления и взыскания напрямую с жителей многоквартирных домов электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, так как в силу закона не обладает статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, а общее собрание собственников многоквартирного дома решения об этом не принимало.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Ресурсоснабжающие организации не относятся к тем организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, так как положениями пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЭ с ДД.ММ.ГГГГ, в бесспорном порядке была установлена недопустимость внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доказательств принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальные услуги по электроснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО "ТНС энерго Воронеж", в материалы дела и суду не представлено.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж»в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4007,69 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.