Дело № 12-245/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
19 июня 2019 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Лащенова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой»,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Из указного постановления следует, что ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой», являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей работодателя: в ходе проверки установлено, что по ряду работников отсутствуют протоколы проверки знаний требований охраны труда, не организовано обучение работников, также установлено, что выявлены факты отсутствия психиатрического освидетельствования некоторых работников общества.
Защитником ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» подана жалоба на данное постановление, в которой ставится требование о его отмене и назначении наказания в виде предупреждения или уменьшения размера административного штрафа. Жалоба обоснована тем, что общество отнесено к малым предприятиям, совершило административное правонарушение впервые, директор ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за эти же нарушения в области трудового законодательства. Имеются основания для применения п. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ.
Защитник ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» Ларина О.В. направила в адрес суда заявление о рассмотрении жалобы без ее участия, в котором также просит заменить наказание на предупреждение.
Главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевская Е.В. направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, где также указывает, что ООО «Специализированный застройщик Монолитстрой» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ст. 225 ТК установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение указанных требований водители ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, повар ФИО7, повар-кассир ФИО8 не прошли в установленном порядке психиатрическое освидетельствование для осуществления производственной деятельности в ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой».
Таким образом, законом на работодателя возложена обязанность не допускать работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, организовать предварительные и периодические медицинские осмотры, обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лиц, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ.
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. Субъектом правонарушения при этом является работодатель.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние юридического лица, имевшего возможность для соблюдения требований трудового законодательства, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Вина юридического лица в данном случае заключается в непринятии всех зависящих от него мер для обеспечения своевременного выполнения обязанности, установленной Трудовым Кодексом РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не установлено, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, отсутствия обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, в пределах санкции ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.
Доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления, жалоба не содержит.
Как следует из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» является малым предприятием.
Отсутствие каких-либо негативных последствий, а также тот факт, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности, следует принять во внимание в качестве оснований для изменения постановления должностного лица в части назначенного наказания.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах назначенное ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 110000 рублей не соответствует характеру совершенного привлекаемым лицом административного правонарушения, общество ранее не привлекалось за подобные правонарушения к административной ответственности, в связи с чем с учетом конкретных обстоятельств дела административный штраф подлежит снижению до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 5. 27.1 КоАП РФ, т.е. до 55000 руб.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, его характер судья не находит оснований для применения ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевской Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ №-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированный застройщик «Монолитстрой» изменить, снизить наказание в виде административного штрафа в размере до 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Специализированный застройщик Монолитстрой» Лариной О.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Лащенова