ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Туравинина Ю.Ю.
дело № 33-872(04RS0019-01 -2019-000887-65)
поступило 3 февраля 2020г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 26 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Базарова В.Н., Вагановой Е.С.
при секретаре Ефремовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бытсервис», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельных,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бытсервис», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельных удовлетворить.
Обязать ООО «Бытсервис», Прибайкальскую районную администрацию, Комитет по управлению муниципальным хозяйством создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020 г.г. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельных по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Старое Татаурово, ул. Юбилейная, 83, ст. Татаурово, ул. Сельскохозяйственная, 5, ст. Татаурово, ул. Механизаторская, 28, с. Мостовка, ул. Новая, 37, с. Таловка, ул. Социальный городок, 1Б, с. Ильинка, ул. Коммунистическая, 48Б, с. Ильинка, ул. Профсоюзная, 2Б.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, другими материалами дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Бытсервис», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельных по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Старое Татаурово, ул. Юбилейная, 83, ст. Татаурово, ул. Сельскохозяйственная, 5, ст. Татаурово, ул. Механизаторская, 28, с. Мостовка, ул. Новая, 37, с. Таловка, ул. Социальный городок, 1Б, с. Ильинка, ул. Коммунистическая, 48Б, с. Ильинка, ул. Профсоюзная, 2Б.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены факты несоблюдения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства об организации теплоснабжения, допущенные органом местного самоуправления и ресурсоснабжающей организацией на территории с. Старое Татаурово, с. Татаурово, с. Ильинка, ст. Таловка, с. Мостовка. Согласно представленной информации на 27.11.2019 г. запас топлива (угля) на котельных МУП «Бытсервис» составил 660 тонн, что при ежедневном расходе топлива в размере 38 тонны, составляет 17 суток. Отсутствие нормативного запаса угля на котельных ставит под угрозу срыв отопительного сезона, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в указанных населенных пунктах, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Истец просит об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Дульская И.Г. исковые требования поддержала.
Представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Коновалов Н.Р. в судебном заседании возражал против исковых требований к администрации, полагая, что являются ненадлежащим ответчиком. Суду пояснил, что в настоящее время принимаются меры для решения сложившейся ситуации.
В судебном заседании представитель ООО «Бытсервис» Старцева Е.Н., по доверенности иск не признала. Пояснила, что меры к обеспечению теплоснабжения населения принимаются, срыв отопительного сезона не допущен, но обеспечить наличие 45-ти суточного запаса топлива (угля) на котельных невозможно в связи с финансовыми трудностями и отсутствием места для хранения такого большого количества топлива.
Представитель Комитета по управлению муниципальным хозяйством в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Глава Прибайкальского района Семенов С.А. ставит вопрос об отмене решения в части возложения обязанности на администрацию района и Комитет по управлению муниципальным хозяйством.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, надлежаще извещен о дате и месте рассмотрения дела.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыренова Ю.С. возражала против отмены решения по доводам жалобы.
Остальные участники процесса в суд не явились, надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.
Статьями 24 и 25 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, на обеспечение соблюдения которых направлена государственная политика в сфере теплоснабжения.
Разрешая спор, суд, ссылаясь на то, что обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом, пришел к выводу о том, что ответчиками не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения в сельских поселениях Прибайкальского района, где не создан нормативный запас угля, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельских поселений на безопасность жизни и здоровья, удовлетворил иск.
С выводами суда о возложении на каждого из ответчиков установленных законом обязанностей об организации теплоснабжения в сельских поселениях Прибайкальского района с.Старое Татаурово, ст. Татаурово, с.Мостовка,с.Таловка, с. Ильинка судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что администрация района и Комитет по управлению муниципальным хозяйством не является надлежащим ответчиком по делу, не основаны на законе.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам. При этом суд пришел к правильному выводу, что приоритетное применение к вопросу о размерах нормативных запасов топлива, необходимых и достаточных для бесперебойного обеспечения теплом объектов ЖКХ и социальной сферы, имеют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяющие правила по эксплуатации объектов ЖКХ, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Распоряжения Правительства РБ №550-р от 06.09.2019 «О подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2019/2020 года» на глав муниципальных образований возложена персональная ответственность за недопущение чрезвычайных ситуаций в период прохождения отопительного сезона 2019/2020 года, осуществление контроля подготовки объектов жизнеобеспечения и жилищного фонда военных городков, расположенных на территории муниципальных образований, и формирование запаса топлива.
Вместе с тем, согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 21 Порядка определения нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии, утв.Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377 для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 07.06.2018 г. №438 утверждено положение Комитета по управлению муниципальным хозяйством, согласно которому Комитет является самостоятельным структурным подразделением Прибайкальской районной администрации, юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.
Основными задачами Комитета являются: реализация полномочий органов местного самоуправления на территории Прибайкальского района в области жилищно-коммунального хозяйства, осуществление регулирования и координации деятельности всех заинтересованных субъектов по вопросам, связанным с развитием и устойчивым функционированием жилищно-коммунального комплекса, организация взаимодействия с предприятиями и организациями независимо от форм собственности по вопросам ЖКХ (п.п. 2 2.1, 2.2.2, 2.2.5).
В соответствии с п.п. 3.1.13, 3.1.22 Положения Комитет осуществляет контроль за состояние объектов ЖКХ, организует работу по содержанию, ремонту и строительству дорожного хозяйства, электросетевого хозяйства и других объектов инженерной инфраструктуры, находящейся на балансе МО «Прибайкальский район».
Таким образом, вопреки доводам жалобы, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории района, выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложено как на МО «Прибайкальский район», так и на Комитет по управлению муниципальным имуществом, и ООО «Бытсервис», как организацию, имеющую источники теплоты и непосредственно обслуживающую котельные.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Законодателем установлено, что в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, органы местного самоуправления поселений обязаны принимать меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей администрация сельского поселения.
В связи с изложенным, довод жалобы о том, что администрация района не обязана создавать нормативный запас топлива, на результат рассмотрения дела не влияет, поскольку муниципальное образование обязано принять меры и организовать создание нормативного запаса топлива в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы о том, что администрацией района, Комитетом принимаются меры по теплоснабжению сельских поселений, обоснованно расценены судом в качестве ненадлежащего исполнения указанной выше обязанности, поскольку данные меры к обеспечению котельных нормативным запасом топлива не привели.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в нарушение закона в настоящее время нормативный эксплуатационный запас топлива на котельных не создан, что ставит под угрозу срыв отопительного сезона 2019-2020гг., создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в сельских поселениях на получение жизненно важных коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Более того, со слов представителя истца в суде апелляционной инстанции установлено, что нормативный запас угля в котельных, обслуживаемых ООО «Бытсервис» составляет в настоящее время не более 12 суток.
В данном случае, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения в части обращения решения суда к немедленному исполнению, учитывая, что в настоящее время в котельных не имеется достаточный запас топлива, а отсутствие нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных, исходя из обстоятельств дела, ставит под угрозу срыв отопительного сезона 2019-2020, бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в сельских поселениях с. Старое Татаурово, ст. Татаурово, с. Мостовка, с. Таловка, с. Ильинка Прибайкальского района.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Резолютивную часть решения Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2019 года изложить в следующей редакции:
Обязать администрацию МО «Прибайкальский район», Комитет по управлению муниципальным хозяйством выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по организации теплоснабжения граждан, проживающих в с. Старое Татаурово, с. Татаурово, с. Ильинка, ст. Таловка, с. Мостовка Прибайкальского района Республики Бурятия по обеспечению нормативным запасом топлива.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: