Дело № 2-50/2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов. «4» июня 2021 года.
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре Комаровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимова Александра Александровича к Управлению труда и занятости населения, ТОГКУ «Центр занятости населения», Министерству труда РФ об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Акимов А.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, что он, по итогам обращения от 15.05.2020 года на Единый портал государственных и муниципальных услуг путем заполнения соответствующей формы, не был зарегистрирован и поставлен на учет в качестве безработного, в связи с чем понес убытки в размере неполученного пособия по безработице за три месяца – 13 500 руб., испытал нравственные страдания, компенсацию за которые он оценивает в размере 40 000 руб. В этой связи указанные суммы он просит взыскать с заявленных в иске ответчиков, как с лиц, ответственных за такое положение дел, а также принять решение о его постановке на учет в качестве безработного с 15.05.2020 года.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30.03.2021 года по делу № 2-138/2020 Акимов А.А. признан недееспособным.
Приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 14.04.2021 года № 614-Ф Кузнецова Н.А. назначена временным опекуном над недееспособным Акимовым А.А.
Доверенностью 68 АА 1429323 от 31.05.2021 года, удостоверенной нотариусом г. Тамбова Черенковой Г.А., Кузнецова Н.А. уполномочила Денисова А.М. представлять недееспособного Акимова А.А., в том числе в рамках рассмотрения судом настоящего гражданского дела.
Присутствовавший в судебном заседании Акимов А.А. иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Кузнецова Н.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Денисов А.М., представляющий интересы Акимова А.А. на основании указанной выше доверенности, настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления труда и занятости населения Тамбовской области Артемов С.В., а также представители ТОГКУ «Центр занятости населения» (далее по тексту – Центр занятости) Щербинина С.Э. и Титова Т.Ю. возражали против удовлетворения иска, настаивали на том, что действия представляемой ими организации в рамках рассмотрения обращений Акимова А.А. в полной мере соответствовали требованиям действующего правового регулированиям.
Министерство труда Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска Антоновой Н.Н. без удовлетворения.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Д. 18 декабря 2015 г. в центр занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:
-не достигшие 16-летнего возраста;
-которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
-осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
-представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
-перечисленные в ст. 2 названного закона (то есть занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый п. 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).
Из приведенных нормативных положений следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела по иску Акимова А.А. значимым, подлежащим установлению и оценке обстоятельством является: наличие либо отсутствие факта, свидетельствующего о допущении ответчиками действий (бездействий), повлекших за собой ущемление прав и законных интересов истицы, вытекающих из целей и задач подлежащего применению законодательства в сфере занятости населения.
При рассмотрении дела, судом не было установлено, а стороной истца не было доказано наличие обозначенного выше обстоятельства, что, соответственно, стало основанием для принятия решения об оставлении иска без удовлетворения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Акимов А.А. 9.04.2020 года в личном кабинете информационно-аналитической системы заполнил заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и принятии решения о признании его безработным. Данному обращению был присвоен № 4611.
После поступления обращения Акимова в Центр занятости, 16.04.2020 года было принято решение о признании Акимова А.А. безработным с 9.04.2020 года с назначением ему соответствующих выплат пособий.
Будучи обязанным дважды в месяц являться для перерегистрации, Акимов А.А. названной обязанностью пренебрег, в связи с чем было принято решение от 7.05.2020 года о приостановлении Акимову А.А. выплат по безработице на период с 17.04.2020 года по 16.05.2020 года. Данное обстоятельство, касающееся нарушения обязанности по перерегистрации, представителем истца оспорено либо опровергнуто не было.
С учета в качестве безработного Акимов А.А. был снят 16.05.2020 года.
О принятом решении Акимов А.А. был уведомлен и его не оспаривал.
При указанных выше обстоятельства суд не усматривает в поведении заявленных ответчиков признаки виновного действия (бездействия), повлекшие нарушение прав и законных интересов истица.
Как указано выше, согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане, в том числе не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
Из этого следует, что обращение Акимова А.А. от 15.05.2020 года по вопросу признания его безработным с 15.05.2020 года, то есть с даты, предшествующей дате его снятия с регистрации в качестве безработного по мотиву нарушения им правил перерегистрации, не могло влечь за собой наступление правовых последствий, в целях наступления которых этого обращение было совершено.
26.05.2020 года Акимов А.А. также посредством размещения в личном кабинете информационно-аналитической системы соответствующего обращения пытался повторно зарегистрироваться в качестве безработного, но так как это не было предусмотрено на тот момент действующими Правилами (временными Правилами), это его обращение прикреплялось в ранее поданному от 9.04.2020 года, в связи с чем оснований для принятия по нему решения у Центра занятости не имелось.
После устранения препятствий для повторного обращения для получения названной услуги, Акимов А.А. был уведомлен об этом, в том числе сообщением Управления труда и занятости населения Тамбовской области от 19.06.2020 года № А-206 (л.д. 18).
Таким образом, не установив в действиях ответчиков признаков виновного поведения, суд пришел к выводу об оставлении иска Акимова А.А. без удовлетворения в полном объеме, как в части требований о возмещении убытков виде недополученных пособий по безработице, так и в части требований о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, с уд
РЕШИЛ:
Иск Акимова Александра Александровича оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через октябрьский районный суд г. Тамбова в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме «15» июня 2021 года.
Судья: Добровольский Д.Г.