Дело №2-1076/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2018 года                                  г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мироненко Ю.Г.,

при секретаре Ганичевой Т.С.,

с участием помощника Тындинского городского прокурора Плясовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Тындинский городской прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Тындинской городской прокуратурой на основании Указания прокурора области № 53/7 от 16.01.2017 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» на постоянной основе проводятся проверки законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления. Протяженность реки Сигикта составляет 95 км, соответственно, ширина водоохранной зоны составляет 200 м. Согласно акту проверки от 09.07.2018 установлено, что на участках местности: съезд к реке Сигикта за автомобильным мостом, расположенном км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии 90 м от берега р. Сигикта, а также на расстоянии двух метров от берега р. Сигикта выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, посуда, пакеты, целлофан, упаковка от продуктов питания и т.д.) площадью 10x6 м2, и 3x2 м2 соответственно. Также на противоположном берегу р. Сигикта на расстоянии около 110 м от берега (съезд к реке перед автомобильным мостом по левую сторону), а также на расстоянии 250 м от федеральной дороги по направлению к реке выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов (покрышки от автомобилей, оконные рамы, разбитые оконные стекла, стеклянные и пластиковые бутылки, посуда, пакеты, целлофан, упаковка от продуктов питания и т.д.) площадью более 15x7 м2, и 6x2 м2 соответственно, кроме того мусор разнесён на значительной площади. Также около свалки, расположенной на расстоянии 110 м от берега, свалены горючие отходы: опилки, сухие ветки на площади 6x4 м2, что влечет реальную угрозу возникновения лесных пожаров. Земельные участки, на которых расположены указанные несанкционированные свалки отходов, отнесены к землям лесного фонда, находятся на территории ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество». Из Устава ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» следует, что целью деятельности Лесничества является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах земель лесного фонда, а также лесов, находящихся в собственности Амурской области. Лесничество обеспечивает проведение мероприятий по уходу за лесами, повышения плодородия почв; осуществляет контроль над соблюдением Правил санитарной безопасности в лесах. Правил пожарной безопасности в лесах и пр. Выявленными нарушениями природоохранного законодательства нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, кроме того от загрязнения промышленными и бытовыми отходами наносится ущерб лесам и водным объектам. Ссылаясь на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 13, 42, 101 Земельного кодекса РФ, ст.5, 6, 8, 60.12, 60.3, 83 Лесного кодекса РФ, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, ст. 65 Водного кодекса РФ, просил обязать ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные в Тындинском районе Амурской области на участках местности:

- съезд к реке Сигикта за автомобильным мостом, расположенным км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии 90 м от берега р. Сигикта, площадью 10x6 м2;

- съезд к реке Сигикта за автомобильным мостом, расположенном км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии двух метров от берега р. Сигикта площадью 3x2 м2;

- съезд к реке Сигикта перед автомобильным мостом, расположенном км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии около 110 м от берега р. Сигикта, площадью 15x7 м2; в том числе ликвидировать свалку горючих отходов, площадью 6x4 м2;

- съезд к реке Сигикта перед автомобильным мостом, расположенном км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии около 250 м от федеральной дороги по направлению к р. Сигикта, площадью 6x2 м2.

Ответчик ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», надлежащим образом извещенный о дате слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Судом с учетом положений ч.4 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела без участия неявившегося представителя ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество».

В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора Плясова О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Выслушав доводы помощника прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности. В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу п.2 ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда относятся к федеральной собственности.

В соответствии со ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя так же иные меры санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, следует, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Кроме того, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Согласно ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

Из материалов дела усматривается, что Тындинской городской прокуратурой на основании Указания прокурора области № 53/7 от 16.01.2017 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» на постоянной основе проводятся проверки законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.

Согласно акту проверки от 09.07.2018 установлено, что на участках местности: съезд к реке Сигикта за автомобильным мостом, расположенном км 187+920 а/д А-360 «Лена», на расстоянии 90 м от берега р. Сигикта, а также на расстоянии двух метров от берега р. Сигикта выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, посуда, пакеты, целлофан, упаковка от продуктов питания и т.д.) площадью 10x6 м2, и 3x2 м2 соответственно.

Также на противоположном берегу р. Сигикта на расстоянии около 110 м от берега (съезд к реке перед автомобильным мостом по левую сторону), а также на расстоянии 250 м от федеральной дороги по направлению к реке выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов (покрышки от автомобилей, оконные рамы, разбитые оконные стекла, стеклянные и пластиковые бутылки, посуда, пакеты, целлофан, упаковка от продуктов питания и т.д.) площадью более 15x7 м2, и 6x2 м2 соответственно, кроме того мусор разнесён на значительной площади. Также около свалки, расположенной на расстоянии 110 м от берега, свалены горючие отходы: опилки, сухие ветки на площади 6x4 м2, что влечет реальную угрозу возникновения лесных пожаров.

Данный факт подтверждается также фототаблицей к акту.

Земельные участки, на которых расположены указанные несанкционированные свалки отходов, отнесены к землям лесного фонда, находится на территории ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество».

Из п. 3.1 Устава ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» следует, что целью деятельности Лесничества является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах земель лесного фонда, а также лесов, находящихся в собственности Амурской области.

В соответствии с п. 3.2. Устава Лесничество осуществляет, в том числе, следующие функции:

- обеспечивает проведение мероприятий по уходу за лесами, повышения плодородия почв;

- осуществляет контроль над соблюдением Правил санитарной безопасности в лесах. Правил пожарной безопасности в лесах и пр.

Согласно п. 2.18.2 Лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», при использовании лесов не допускается загрязнения почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства Тындинским городским прокурором 27 апреля 2018 года было внесено представление в адрес руководителя ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» об устранении отмеченных нарушений и недопущении их в дальнейшем.

24 мая 2018 года данное представление было рассмотрено ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», участковому лесничему Сигиктинского участкового лесничества указано на недостаточное внимание при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора.

Бездействие ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», выразившееся в не обеспечении охраны, защиты и воспроизводства лесов, не обеспечении мероприятий по уходу за лесами, не осуществлении контроля над соблюдением Правил санитарной безопасности в лесах, свидетельствует о нарушении природоохранного законодательства, а также нарушает установленное статьей 42 Конституции РФ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду; загрязнение водоохраной зоны промышленными и бытовыми отходами может повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах исковые требования Тындинского городского прокурора о возложении на ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и горючих отходов, расположенные в Тындинском районе Амурской области, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 27 постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом возможностей ответчика по исполнению решения суда, невысокой степени затруднительности исполнения судебного акта, суд полагает, что действия по ликвидации четырех несанкционированных свалок бытовых отходов и одной свалки горючих отходов должны быть совершены в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст.196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 187+920 ░/░ ░-360 «░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ 90 ░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 10x6 ░2;

- ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 187+920 ░/░ ░-360 «░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3x2 ░2;

- ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 187+920 ░/░ ░-360 «░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 110 ░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 15x7 ░2; ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 6x4 ░2;

- ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 187+920 ░/░ ░-360 «░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 250 ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 6x2 ░2.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 187+920 ░/░ ░-360 «░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 110 ░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 6x4 ░2.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 206 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

2-1076/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тындинский городской прокурор
Ответчики
ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"
Суд
Тындинский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
tindinskiy.amr.sudrf.ru
13.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2018Передача материалов судье
18.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2018Судебное заседание
08.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее