А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Заболотной Н.Н.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Турич Э.М.,
с участием:
представителя истца Беспаловой Ю.В.,
представителя ответчика Сейтджелиловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Минаковой Светланы Александровны к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Минаковой Светланы Александровны на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 февраля 2023 года,
у с т а н о в и л а:
в ноябре 2022 года Минакова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно условиям которого, ответчик обязался выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца. Истцом выполнены взятые на себя обязательства по договору, плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей внесена, при этом ответчиком обязательства по договору не выполнены. Просила обязать ГУП РК «Крымэнерго» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить обязательства по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств - электроустановки на земельном участке сельскохозяйственного назначения (растениеводство) по адресу: <адрес>, КН №, в соответствии техническими условиями № от 29.05.2019 и условиями договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.06.2019.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Минаковой С.А. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Минакова С.А., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно действительность\недействительность положений заключенного между сторонами договора, в частности пункта 3 дополнительного соглашения от 08.11.2022, поскольку о его недействительности (ничтожности) заявлено истцом в судебном заседании 01 февраля 2023 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» просит решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 февраля 2023 года оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения ответчика, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 07.06.2019 между ГУП РК «Крымэнерго» и Минаковой С.А. заключен договор № № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта заявителя, расположенного по адресу: <адрес>, кад. № №.
В качестве неотъемлемого приложения к договору стороны согласовали технические условия для присоединения к электрической сети № № от 29.05.2019, которыми определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимо выполнить сторонам.
Согласно п.п. 5, 10 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.
В соответствии с пунктом 6.1 договора, сетевая организация приняла на себя обязательства надлежащим образом выполнить мероприятия по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Заявитель обязуется после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и предоставить копии разделов проектной документации (пункт 8.2 договора).
В соответствии с пунктом 6.2 договора, в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий, ответчик принял на себя обязанность осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в пункте 6.2, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт об осуществлении технологического присоединения и направить его заявителю (п. 6.3 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № № составляет 6 месяцев со дня заключения договора, следовательно, технологическое присоединение электроустановки строительства и обслуживания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кад. № №, к электросетям должно было быть осуществлено до 07.12.2019.
В соответствии с п. 4 Договора, неотъемлемой частью договора являются технические условия. В соответствии с п. 12 технических условий, срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, то есть до 07.06.2021.
31.10.2022 в сетевую организацию поступило заявление Минаковой С.А. о продлении срока действия мероприятий и срока действия технических условий.
08.11.2022 истцом и ГУП РК «Крымэнерго» подписано дополнительное соглашение № №, согласно которому срок действия мероприятий и срок действия технических условий продлен до 01.11.2023.
В пункте 5 дополнительного соглашения указано: стороны пришли к соглашению об изложении пункта 5 Договора в следующей редакции: «Мероприятия по технологическому присоединению по настоящему договору осуществить в срок до 01 ноября 2023 года».
Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора (п. 7 дополнительного соглашения).
Минаковой С.А. направлено в ГУП РК «Крымэнерго» обращение, в котором она просила исключить п. 3 дополнительного соглашения. Однако, сетевая организация в ответе на указанное обращение (исх. ДД.ММ.ГГГГ № №) указала, что не имеет возможности изменить редакцию или какие-либо условия вышеуказанного дополнительного соглашения.
Отказывая в удовлетворении требований о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, от 27 декабря 2004 года № 861 (далее по тексту - Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил, и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил № 861, процедура технологического присоединения включает, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В силу подпункта «а» пункта 16 Правил № 861, договор должен содержать следующие существенные, условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783).
Согласно статье 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора (ст. 421 ГК РФ). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Предоставление сторонам права самостоятельно определять условия договора подразумевает, что воля одного лица на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей по договору без согласия другой стороны может иметь место только в пределах, установленных законом, либо самим соглашением сторон. Вне указанных рамок действия или бездействие лица, содержащее волеизъявление данной стороны, не будет носить для контрагента по договору обязательный характер.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ).
Согласно ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Суд полагает необоснованными доводы истца о том, что при заключении дополнительного соглашения она была введена в заблуждение ответчиком относительно сроков осуществления технологического присоединения, поскольку данные доводы не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, при этом дополнительное соглашение подписано как истцом, так и ответчиком, оно не оспорено сторонами и не признано недействительным.
На основании изложенного, поскольку срок исполнения обязательств на момент рассмотрения дела не наступил, суд пришел к выводу, что требования истца являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для возложения на ГУП РК «Крымэнерго» обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на тер. Добровского с/с, кад. № 90:12:042001:1030, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Позиция истца о навязывании предприятием заявителю обязательств не нашла своего подтверждения.
Инициатива продления срока выполнения мероприятий исходила от Минаковой С.А., а не от сетевой организации.
Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (пункт 1статьи 1 ГК РФ).
Истец при подаче искового заявления знала о наличии дополнительного соглашения от 08.11.2022 с продленным сроком мероприятий, однако не обратилась в суд за признанием дополнительного соглашения незаконным, просила возложить на исполнителя договора обязанность осуществить технологическое присоединение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 февраля 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Минаковой Светланы Александровны без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2023 года.
Судьи: