Дело № – 5553/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 14 сентября 2016 года
Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи С.Н. Васильевой,
при секретаре ФИО3,
с участием: представителя истца ФИО4,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» к ФИО1 о взыскании выплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Камчатского края. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с поступлением на службу в органы МВД с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника ФГКУ «ОВО УМВД России по Камчатскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО1 назначен стажером по должности полицейского с ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору сроком на шесть месяцев, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО1 назначен на должность полицейского по контракту с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении за назначением пенсии ФИО1 обязался незамедлительно сообщать истцу о всех изменениях, влияющих на размер и выплату пенсии, однако ответчик своевременно не уведомил военный комиссариат, в результате чего им была незаконно получена пенсия в размере 105 879,04 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, добровольно вернуть которую ответчик отказался. Просил взыскать с ответчика в доход Федерального бюджета сумму незаконно полученной пенсии за выслугу лет в размере 105 879,04 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по заявленным в иске основаниям.
Ответчик в судебном заседании полагал, что исковые требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и ему необходимо вернуть полученную сумму в размере 5 963,52 руб., поскольку ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено звание <данные изъяты> исковые требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полагал необоснованными, поскольку в указанный период времени проходил стажировку по должности, являлся гражданским сотрудником с оплатой труда по трудовому договору. Указал, что пенсию за выслугу лет получал по линии Министерства Обороны.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Судом установлено, что ФИО1 состоял на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Камчатского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФФГКУ ОВО УМВД России по Камчатскому краю № л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен стажером по должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, по трудовому договору сроком шесть месяцев (л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен трудовой договор на время испытательного срока по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).
ДД.ММ.ГГГГ приказом ФФГКУ ОВО УМВД России по Камчатскому краю № л/с ФИО1 назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>, по контракту сроком на четыре года, как прошедший испытательный срок, ему присвоено первое специальное звание прапорщик полиции (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации сроком на четыре года (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подано заявление начальнику отдела Военного комиссариата Камчатского края по городу Петропавловску – Камчатскому о прекращении выплаты пенсии в связи с поступлением на службу МВД с ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил также излишне полученные денежные средства удержать с его лицевого счета (л.д.14).
Обращаясь с данным иском, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» обосновывал требования тем, что ФИО1 поступил на службу в органы внутренних дел, которая, включая срок испытания, учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ №, в связи с чем выплата ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет подлежала приостановлению с момента поступления на службу стажером по должности полицейского.
С таким выводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) разъяснено понятие службы в органах внутренних дел. Под службой в органах внутренних дел понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; Должностями в органах внутренних дел являются должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. Под должностями, не являющимися должностями в органах внутренних дел, но служебная деятельность на которых является службой, понимаются должности, которые сотрудник органов внутренних дел занимает а) при зачислении его в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (ст. 36 Федерального закона); б) при прикомандировании к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 32 Федерального закона).
Как установлено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, сотрудником органов внутренних дел является гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел (ст.43 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Как следует из ст.20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В статье 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ указано, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона (пункты 1-4 указанной статьи).
Системный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что моментом поступления на службу в органы внутренних дел является назначение на соответствующую должность в органе внутренних дел с присвоением специального звания и заключение контракта о прохождении службы, в период же прохождения испытания гражданин лишь претендует на замещение должности в органе внутренних дел.
Указанная позиция подтверждается также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, в котором приостановление выплаты пенсии в связи с возвратом гражданина на военную или правоохранительную службу связывается с приобретением им статуса военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов.
Таким образом, поскольку ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся стажером, а не сотрудником органа внутренних дел, не имел специального звания, исполнял свои обязанности на основании трудового договора, а не контракта о службе, ему выплачивался только должностной оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала подразделений системы МВД России (без оклада по специальному званию, без ежемесячной надбавки за стаж службы, без ежемесячной надбавки за особые условия службы, без премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которые ему стали выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), то нельзя этот период отнести к службе в органах внутренних дел, с которой закон связывает приостановление выплаты пенсии. Следовательно, в указанный период на основании ст. 57 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ФИО1 имел право на получение пенсии, назначенной ему по линии Министерства обороны РФ.
На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении требований о взыскании с ответчика выплаченной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем ФИО1 после поступления на службу в органы внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил пенсию, выплачиваемую за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, уже не имея на то законных оснований.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком дано обязательство о возврате излишне полученной суммы пенсии (л.д.10).
Из материалов дела усматривается, что за февраль 2015 года ФИО1 получена пенсия в размере 16697,86 руб. (л.д.11). Следовательно, им неосновательно получено 5 963,52 руб., согласно расчету: 16697,86 / 28 дней в месяце * 10 дней переплаты, который признан ответчиком.
Установив указанные обстоятельства, применительно положений ст.1102 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в указанной части и взыскивает с ответчика сумму излишне полученной пенсии за выслугу лет в размере 5963,52 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Петропавловск –Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5963,52 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>