Решение по делу № 33-174/2024 (33-2409/2023;) от 18.12.2023

Судья Понедельченко Е.А. № 33-174/2024

Дело № УИД 60RS0004-01-2023-000197-42

Дело № 2-147/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Кузнецовой Э.В.

судей Вальбе Е.П., Падучих С.А.

при секретаре Матвеевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях о возложении обязанности обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года,

Выслушав доклад судьи Вальбе Е.П., объяснения представителей ответчика Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях Иконниковой У.М., Прохоровой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Петровой Н.М., представителя Администрации Бежаницкого района Псковской области Ивановой Е.Н., представителя ответчика Правительства Псковской области Удовенко С.А., судебная коллегия

установила:

Прокуратура Бежаницкого района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, уточненным в порядке применения положений статьи 39 ГПК РФ, к Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, находящегося в оперативном управлении МБОУ «Б. средняя школа».

В обоснование требований указав, что при проведении проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений на территории Бежаницкого района установлено, что Администрацией Бежаницкого района допускаются нарушения требований действующего законодательства при содержании указанного объекта гражданской обороны, поскольку в нарушение требований пунктов 3.2.2 и 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 в укрытии нарушена гидроизоляция, присутствует сырость.

Просил обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 мая 2023 года по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по правлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях далее - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях).

До начала судебного заседания прокурор изменил исковые требования и просил возложить на МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Протокольным определением от 24 июля 2023 года суд первой инстанции принял к своему производству измененные исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, с учетом изменения иска исключил из числа ответчиков Администрацию Бежаницкого района Псковской области и привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (л.д. , том – прокол судебного заседания от (дд.мм.) 2023 года).

Представитель ответчика — МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; в представленном в суд отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления, а также просил в удовлетворении заявленных требований отказать, признав МТУ Росимущества ненадлежащим ответчиком, поскольку указанное защитное сооружение гражданской обороны не является федеральной собственностью, а действующее законодательство не исключает, что объекты гражданской обороны могут относиться не только к объектам федеральной собственности, но и к иным уровням собственности. Указал, что, поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны не включено в перечень защитных сооружений гражданской обороны, отнесенных к федеральной собственности в силу закона, расположено в здании МБОУ «Б. средняя школа», правообладателем которого является Муниципальное образование «Бежаницкий район» с правом оперативного управления, то оно должно относиться исключительно к муниципальной собственности. Именно органы местного самоуправления в силу положений пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, на соответствующих территориях в мирное время должны создавать, сохранять существующие объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию. Указал, что во исполнение поручения Президента РФ от 11 октября 2022 года №Пр-1918 и в соответствии с приказом Росимущества от 12 октября 2022 года №227 «О мерах по обеспечению оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны» сформирован перечень объектов, утвержденный Губернатором Псковской области 18 ноября 2022 года, для передачи в собственность Псковской области и муниципальные образования Псковской области всех защитных сооружений гражданской обороны, которые не закреплены за федеральными структурами. Обязанность по укрытию населения от чрезвычайных ситуаций относится к компетенции региональных и муниципальных властей, объекты, не использованные в составе собственности Российской Федерации, подлежат передаче в региональную собственность и собственность муниципальную для обеспечения безопасности населения и приведения содержания защитных сооружений гражданской обороны в нормативном состоянии. Также указал на неправильность выбора способа защиты права, поскольку такой способ защиты, как устранение нарушений законодательства, не отнесен к способам защиты нарушенного права, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Представители привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. и Левченков А.И. в судебном заседании суда первой инстанции не возражали против возложения обязанности по обеспечению гидроизоляции объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, на МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Представитель привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области - Ершов А.Н. поддержал исковые требования прокурора, указав, что укрытие в здании МБОУ «Б. средняя школа» включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны, при проверке которого выявлено нарушение его гидроизоляции.

Представитель привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - МБОУ «Б. средняя школа» - Михайлова М.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась; просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что администрацией школы принимаются все меры по сохранности имеющегося в здании школы объекта гражданской обороны.

Решением Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года исковые требования прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены: на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях возложена обязанность в течение 8 (восьми) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного то адресу: <****> в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Не соглашаясь с указанным судебным постановлением, ответчик ставит вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

В обоснование указывает, что спорное защитное сооружение гражданской обороны не является федеральной собственностью, отнесено к муниципальной собственности в соответствии с положениями статьи 96 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указал, что, поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны не включено в перечень защитных сооружений гражданской обороны, отнесенных к федеральной собственности в силу закона, расположено в здании МБОУ «Б. средняя школа», правообладателем которого является Муниципальное образование «Бежаницкий район» с правом оперативного управления МБОУ «Б. средняя школа», то оно и должно обеспечить сохранность и надлежащее техническое состояние укрытия, что необоснованно не было учтено судом первой инстанции.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.02.2024 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В качестве соответчиков к участию в деле привлечены Администрация Бежаницкого района Псковской области и Правительство Псковской области.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ прокурор уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию Бежаницкого района Псковской области в срок до 01.09.2025 обеспечить проведение следующих работ в отношении объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>: провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п., предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2, произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п., провести ремонт водосточной системы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях Иконникова У.М., Прохорова Н.Л. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить. С измененными требованиями прокурора к ответчику Администрации Бежаницкого района Псковской области согласны.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал измененные исковые требования.

Представитель Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. иск не признала, указывая на то обстоятельство, что строительство пристройки к основному зданию школы осуществлялось без проектирования и строительства объекта специального назначения -защитного сооружения гражданской обороны. Расположенный в подвальном помещении пристройки тир по запросу Администрации Псковской области был определен Администрацией Бежаницкого района в качестве защитного сооружения гражданской обороны в связи с отсутствием на территории района каких-либо иных защитных сооружений гражданской обороны, в настоящее время имеет статус «укрытие, является приспособленным. С объемом необходимых работ, указанных прокурором в уточненном исковом заявлении, Администрация Бежаницкого района согласна, указывает, что данные работы будут выполнены в 2025 году независимо от принятого судом решения, поскольку направлены не только на приведение защитного сооружения в соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, но и на обеспечения надлежащего состояния помещений, в которых осуществляется основной и дополнительный образовательные процессы, и обеспечение интересов и здоровья занимающихся в нем в мирное время детей.

Представитель Правительства Псковской области Удовенко С.А. поддержала измененные исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику Администрации Псковской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

В связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом поступивших возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – укрытие располагается в подвальном помещении пристройки к основному зданию школы, введенной в эксплуатацию в 1964 году. Данная пристройка площадью <данные изъяты> кв.м вводилась в эксплуатацию в несколько этапов: акт приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.)2001 года (первый пусковой комплекс -2-й этаж с галереей перехода в существующее здание школы: помещения на 392 чел. учащихся), акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от (дд.мм.) 2004 года (классы площадью <данные изъяты> кв.м, актовый зал, приспособленный под класс с эстрадой площадью <данные изъяты> кв.м, рекреация площадью <данные изъяты> кв.м, вестибюль с гардеробом площадью <данные изъяты> кв.м, коридор площадью <данные изъяты> кв.м, вспомогательные помещения площадью <данные изъяты> кв.м), акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от (дд.мм.) 2006 года (пищеблок, столовая, мастерская по обработке металла и дерева, кабинет по обработке тканей площадью <данные изъяты> кв.м, лестничная клетка площадью <данные изъяты> кв.м, тир с подсобными помещениями площадью <данные изъяты> кв.м, спортивное ядро площадью <данные изъяты> кв.м, забор длиной <данные изъяты> погонных м. Итоговым является акт приема-передачи от (дд.мм.) 2008 года, согласно данным которого ГП Псковской области «ГД «Псковреконструкция» передает, а Глава администрации Бежаницкого района принимает законченный строительством объект «Пристройка к школе в пос. Бежаницы».

Согласно данным паспорта укрытия от (дд.мм.) 2009 года площадь укрытия составляет <данные изъяты> кв.м, что соответствует площади тира согласно данным технического учета Государственного предприятия Псковской области «Бюро технической инвентаризации», расположенного в пристройке к школе, введенной в эксплуатацию в 2008 году.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что укрытие располагается в подвальном помещении тира в новой пристройке к школе, введенной в эксплуатацию в 2008 году.

Из акта приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.).2001 года следует, что заказчиком строительства является ГУП «П.», проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области.

Из акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от (дд.мм.) 2004 года следует, что заказчиком является ГУП «П.», строительство осуществлено в соответствии с планом финансирования и производства работ на 2004 год, утвержденным Администрацией Псковской области (пункт 4 акта), проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что имеются основания для применения по делу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, что повлекло переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку судом первой инстанции неправильно установлен надлежащий ответчик (МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях), поскольку не учтено, что строительство помещения, которое приспособлено под защитное сооружение происходило в период с 2001 по 2008 год, после передачи школы в муниципальную собственность в 1991 году, в связи с чем надлежащим ответчиком является собственник спорного объекта 0- Администрация Бежаницкого района Псковской области.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции.

К числу таких оснований относится принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ).

Ответчиком по делу является лицо, допустившее нарушение прав истца или создающее угрозу нарушения прав.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к собственнику защитного сооружения гражданской обороны.

Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны оно принадлежит МОУ «Б. средняя общеобразовательная школа», она же указана в качестве организации, эксплуатирующей укрытие.

Защитное сооружение гражданской обороны в реестрах муниципальной собственности, реестре государственной собственности Псковской области, реестре федеральной собственности не учтено.

Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Псковской области (дд.мм.) 2023 года за , собственником здания школы, 1964 года завершения строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , присвоенным (дд.мм.) 2011 года, расположенного по адресу: <****>, является муниципальное образование «Бежаницкий район», при этом указано, что здание находится в оперативном управлении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Б. средняя общеобразовательная школа», о чем (дд.мм.) 2009 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.).

Из предоставленной (дд.мм.) 2023 года Администрацией Бежаницкого района за выписки из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» следует, что объект - школа, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <****>, внесен в Реестр муниципального имущества, дата регистрации права муниципальной собственности муниципального образования «Бежаницкий район» - (дд.мм.) 2009 года на основании Решения Псковского областного Совета народных депутатов от 26 декабря 1991 года «О разграничении собственности»; сведения о правообладателе объекта - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б. средняя школа» на праве оперативного управления (л.д.).

Из справки от (дд.мм.) 2023 года, предоставленной Администрацией Бежаницкого района Псковской области, усматривается, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <****>, не является собственностью муниципального образования «Бежаницкий район», в связи с чем запись о данном объекте в Реестре муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» отсутствует (л.д.).

Как следует из сообщения Правительства Псковской области от (дд.мм.) 2023 года, защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером , расположенное в здании МБОУ «Б. средняя школа» по адресу: <****> в Реестре имущества, находящегося в собственности Псковской области, не учитывается, собственностью Псковской области не является (л.д.).

Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что защитное сооружение находится в федеральной собственности, поскольку юридически значимых обстоятельств для возникновения права федеральной собственности на него не имеется.

Привлекая Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях в качестве надлежащего ответчика к участию в деле, суд первой инстанции руководствовался положениями пунктов 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которыми объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности; объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности; отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах),

и пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1, в соответствии с которым объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что строительство подвального помещения тира, в котором расположено укрытие, было осуществлено не в период до 1991 года, а в 2001-2008 годах за счет средств по плану финансирования работ Псковской области, при этом проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области и заказчиком работ является ГП Псковской области «П.», что может свидетельствовать о возникновении изначально права собственности субъекта Российской Федерации - Псковской области на спорный объект. Данное обстоятельство судом первой инстанции не проверено, и решение постановлено без выяснения данных юридически значимых обстоятельств и без привлечения уполномоченного органа – Правительства Псковской области – к участию в деле.

В связи с чем, исходя из предмета спора и характера спорных правоотношений, к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Администрация Бежаницкого района Псковской области и Правительство Псковской области.

По поручению Псковского областного суда (дд.мм.).2024 проведено комиссионное обследование защитного сооружения на предмет определения объема работ, после проведения которых возможно устранение выявленных нарушений.

По результатам указанного обследования составлен акт обследования технического состояния ЗС ГО от (дд.мм.).2024, согласно которому установлен капиллярный подсос грунтовой влаги не более 10 мест общей площадью Зм2, в связи с чем зафиксировано намокание штукатурного слоя, трещины с раскрытием не превышающие 0,2 мм, трещины по шву между сборными фундаментными блоками (в месте примыкания к спортзалу) отражено в Фототаблице (Приложение фото ), а также в помещениях отраженных в Фототаблице (Приложение фото )

Асфальтобетонная отмостка здания имеет локальные повреждения (не плотное примыкание к цоколю, искривление по горизонтали, глубокие трещины, часть верхнего асфальтированного слоя разрушена, большая часть нижнего бетонного слоя также разрушена. В местах проникновения влаги во внутрь, помещения, наблюдается контр уклон отмостки к зданию. Разрушение отмостки происходит из-за отсутствия нижних частей водосточных труб и сливов, что приводит к увлажнению подстилающего слоя отмостки атмосферными осадками, и в дальнейшем приводит к ее разрушению), которые отражены в Фототаблице (Приложение фото ).

По результатам осмотра сделан вывод о том, что техническое состояние указанных выше участков отмостки здания не соответствует нормативному состоянию (23 м.п.).

С учетом изложенного комиссия пришла к выводу о необходимости проведения следующих работ: провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п., предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2, произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п, провести ремонт водосточной системы, а также держать на контроле выход дренажной системы, своевременно обслуживать и ремонтировать систему водоотведения во избежание засора и подтопления цокольного этажа здания.

Согласно пункту 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время запрещается нарушение герметизации и гидроизоляции. В силу пункта 3.2.7 Правил помещения ЗС ГО должны быть сухими.

В рамках рассмотрения дела в ходе судебного заседания (дд.мм.).2024 специалистом ГКУ ПО «УКС» К. А.Г. даны пояснения, что совокупность вышеуказанных работ, перечисленная в акте от (дд.мм.)2024, позволит обеспечить сухость в защитном сооружении.

Помимо этого, в рамках рассмотрения дела в Псковском областном суде установлено, а также подтверждается документами, что строительство подвального помещения тира, в котором расположено укрытие, было осуществлено в период 2001-2008 г.г. за счет средств по плану финансирования работ Псковской области, при этом проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области и заказчиком является ГП ПО «П.».

Из представленных доказательств и материалов не следует, что финансирование строительства ЗС ГО осуществлялось за счет средств субъекта, напротив, исходя из материалов дела, спорная пристройка, в которой расположено защитное сооружение, после завершения ее строительства передана в собственность муниципального образования, в связи с чем его распорядительный орган является надлежащим ответчиком, к которому и предъявлены измененные требования, подлежащие разрешению судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 4, частью 5 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года отменить, постановить по делу новое решение, которым:

исковые требования прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать Администрацию Бежаницкого района Псковской области в срок до 01.09.2025 обеспечить проведение работ в отношении объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>:

- провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п.

-      предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2.

-      произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п.

-      провести ремонт водосточной системы.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2024 года.

Председательствующий /подпись/ Э.В.Кузнецова

Судьи /подписи/ С.А.Падучих

Е.П. Вальбе

.

.


Судья Понедельченко Е.А. № 33-174/2024

Дело № УИД 60RS0004-01-2023-000197-42

Дело № 2-147/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Кузнецовой Э.В.

судей Вальбе Е.П., Падучих С.А.

при секретаре Матвеевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях о возложении обязанности обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года,

Выслушав доклад судьи Вальбе Е.П., объяснения представителей ответчика Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях Иконниковой У.М., Прохоровой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Петровой Н.М., представителя Администрации Бежаницкого района Псковской области Ивановой Е.Н., представителя ответчика Правительства Псковской области Удовенко С.А., судебная коллегия

установила:

Прокуратура Бежаницкого района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, уточненным в порядке применения положений статьи 39 ГПК РФ, к Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, находящегося в оперативном управлении МБОУ «Б. средняя школа».

В обоснование требований указав, что при проведении проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений на территории Бежаницкого района установлено, что Администрацией Бежаницкого района допускаются нарушения требований действующего законодательства при содержании указанного объекта гражданской обороны, поскольку в нарушение требований пунктов 3.2.2 и 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 в укрытии нарушена гидроизоляция, присутствует сырость.

Просил обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 мая 2023 года по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по правлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях далее - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях).

До начала судебного заседания прокурор изменил исковые требования и просил возложить на МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Протокольным определением от 24 июля 2023 года суд первой инстанции принял к своему производству измененные исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, с учетом изменения иска исключил из числа ответчиков Администрацию Бежаницкого района Псковской области и привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (л.д. , том – прокол судебного заседания от (дд.мм.) 2023 года).

Представитель ответчика — МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; в представленном в суд отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления, а также просил в удовлетворении заявленных требований отказать, признав МТУ Росимущества ненадлежащим ответчиком, поскольку указанное защитное сооружение гражданской обороны не является федеральной собственностью, а действующее законодательство не исключает, что объекты гражданской обороны могут относиться не только к объектам федеральной собственности, но и к иным уровням собственности. Указал, что, поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны не включено в перечень защитных сооружений гражданской обороны, отнесенных к федеральной собственности в силу закона, расположено в здании МБОУ «Б. средняя школа», правообладателем которого является Муниципальное образование «Бежаницкий район» с правом оперативного управления, то оно должно относиться исключительно к муниципальной собственности. Именно органы местного самоуправления в силу положений пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, на соответствующих территориях в мирное время должны создавать, сохранять существующие объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию. Указал, что во исполнение поручения Президента РФ от 11 октября 2022 года №Пр-1918 и в соответствии с приказом Росимущества от 12 октября 2022 года №227 «О мерах по обеспечению оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны» сформирован перечень объектов, утвержденный Губернатором Псковской области 18 ноября 2022 года, для передачи в собственность Псковской области и муниципальные образования Псковской области всех защитных сооружений гражданской обороны, которые не закреплены за федеральными структурами. Обязанность по укрытию населения от чрезвычайных ситуаций относится к компетенции региональных и муниципальных властей, объекты, не использованные в составе собственности Российской Федерации, подлежат передаче в региональную собственность и собственность муниципальную для обеспечения безопасности населения и приведения содержания защитных сооружений гражданской обороны в нормативном состоянии. Также указал на неправильность выбора способа защиты права, поскольку такой способ защиты, как устранение нарушений законодательства, не отнесен к способам защиты нарушенного права, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Представители привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. и Левченков А.И. в судебном заседании суда первой инстанции не возражали против возложения обязанности по обеспечению гидроизоляции объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>, на МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Представитель привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области - Ершов А.Н. поддержал исковые требования прокурора, указав, что укрытие в здании МБОУ «Б. средняя школа» включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны, при проверке которого выявлено нарушение его гидроизоляции.

Представитель привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - МБОУ «Б. средняя школа» - Михайлова М.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась; просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что администрацией школы принимаются все меры по сохранности имеющегося в здании школы объекта гражданской обороны.

Решением Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года исковые требования прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены: на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях возложена обязанность в течение 8 (восьми) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного то адресу: <****> в соответствии с п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Не соглашаясь с указанным судебным постановлением, ответчик ставит вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

В обоснование указывает, что спорное защитное сооружение гражданской обороны не является федеральной собственностью, отнесено к муниципальной собственности в соответствии с положениями статьи 96 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указал, что, поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны не включено в перечень защитных сооружений гражданской обороны, отнесенных к федеральной собственности в силу закона, расположено в здании МБОУ «Б. средняя школа», правообладателем которого является Муниципальное образование «Бежаницкий район» с правом оперативного управления МБОУ «Б. средняя школа», то оно и должно обеспечить сохранность и надлежащее техническое состояние укрытия, что необоснованно не было учтено судом первой инстанции.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.02.2024 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В качестве соответчиков к участию в деле привлечены Администрация Бежаницкого района Псковской области и Правительство Псковской области.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ прокурор уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию Бежаницкого района Псковской области в срок до 01.09.2025 обеспечить проведение следующих работ в отношении объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>: провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п., предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2, произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п., провести ремонт водосточной системы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях Иконникова У.М., Прохорова Н.Л. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить. С измененными требованиями прокурора к ответчику Администрации Бежаницкого района Псковской области согласны.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал измененные исковые требования.

Представитель Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. иск не признала, указывая на то обстоятельство, что строительство пристройки к основному зданию школы осуществлялось без проектирования и строительства объекта специального назначения -защитного сооружения гражданской обороны. Расположенный в подвальном помещении пристройки тир по запросу Администрации Псковской области был определен Администрацией Бежаницкого района в качестве защитного сооружения гражданской обороны в связи с отсутствием на территории района каких-либо иных защитных сооружений гражданской обороны, в настоящее время имеет статус «укрытие, является приспособленным. С объемом необходимых работ, указанных прокурором в уточненном исковом заявлении, Администрация Бежаницкого района согласна, указывает, что данные работы будут выполнены в 2025 году независимо от принятого судом решения, поскольку направлены не только на приведение защитного сооружения в соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, но и на обеспечения надлежащего состояния помещений, в которых осуществляется основной и дополнительный образовательные процессы, и обеспечение интересов и здоровья занимающихся в нем в мирное время детей.

Представитель Правительства Псковской области Удовенко С.А. поддержала измененные исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику Администрации Псковской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

В связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом поступивших возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – укрытие располагается в подвальном помещении пристройки к основному зданию школы, введенной в эксплуатацию в 1964 году. Данная пристройка площадью <данные изъяты> кв.м вводилась в эксплуатацию в несколько этапов: акт приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.)2001 года (первый пусковой комплекс -2-й этаж с галереей перехода в существующее здание школы: помещения на 392 чел. учащихся), акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от (дд.мм.) 2004 года (классы площадью <данные изъяты> кв.м, актовый зал, приспособленный под класс с эстрадой площадью <данные изъяты> кв.м, рекреация площадью <данные изъяты> кв.м, вестибюль с гардеробом площадью <данные изъяты> кв.м, коридор площадью <данные изъяты> кв.м, вспомогательные помещения площадью <данные изъяты> кв.м), акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от (дд.мм.) 2006 года (пищеблок, столовая, мастерская по обработке металла и дерева, кабинет по обработке тканей площадью <данные изъяты> кв.м, лестничная клетка площадью <данные изъяты> кв.м, тир с подсобными помещениями площадью <данные изъяты> кв.м, спортивное ядро площадью <данные изъяты> кв.м, забор длиной <данные изъяты> погонных м. Итоговым является акт приема-передачи от (дд.мм.) 2008 года, согласно данным которого ГП Псковской области «ГД «Псковреконструкция» передает, а Глава администрации Бежаницкого района принимает законченный строительством объект «Пристройка к школе в пос. Бежаницы».

Согласно данным паспорта укрытия от (дд.мм.) 2009 года площадь укрытия составляет <данные изъяты> кв.м, что соответствует площади тира согласно данным технического учета Государственного предприятия Псковской области «Бюро технической инвентаризации», расположенного в пристройке к школе, введенной в эксплуатацию в 2008 году.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что укрытие располагается в подвальном помещении тира в новой пристройке к школе, введенной в эксплуатацию в 2008 году.

Из акта приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.).2001 года следует, что заказчиком строительства является ГУП «П.», проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области.

Из акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от (дд.мм.) 2004 года следует, что заказчиком является ГУП «П.», строительство осуществлено в соответствии с планом финансирования и производства работ на 2004 год, утвержденным Администрацией Псковской области (пункт 4 акта), проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что имеются основания для применения по делу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, что повлекло переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку судом первой инстанции неправильно установлен надлежащий ответчик (МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях), поскольку не учтено, что строительство помещения, которое приспособлено под защитное сооружение происходило в период с 2001 по 2008 год, после передачи школы в муниципальную собственность в 1991 году, в связи с чем надлежащим ответчиком является собственник спорного объекта 0- Администрация Бежаницкого района Псковской области.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции.

К числу таких оснований относится принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ).

Ответчиком по делу является лицо, допустившее нарушение прав истца или создающее угрозу нарушения прав.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к собственнику защитного сооружения гражданской обороны.

Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны оно принадлежит МОУ «Б. средняя общеобразовательная школа», она же указана в качестве организации, эксплуатирующей укрытие.

Защитное сооружение гражданской обороны в реестрах муниципальной собственности, реестре государственной собственности Псковской области, реестре федеральной собственности не учтено.

Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Псковской области (дд.мм.) 2023 года за , собственником здания школы, 1964 года завершения строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , присвоенным (дд.мм.) 2011 года, расположенного по адресу: <****>, является муниципальное образование «Бежаницкий район», при этом указано, что здание находится в оперативном управлении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Б. средняя общеобразовательная школа», о чем (дд.мм.) 2009 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.).

Из предоставленной (дд.мм.) 2023 года Администрацией Бежаницкого района за выписки из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» следует, что объект - школа, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <****>, внесен в Реестр муниципального имущества, дата регистрации права муниципальной собственности муниципального образования «Бежаницкий район» - (дд.мм.) 2009 года на основании Решения Псковского областного Совета народных депутатов от 26 декабря 1991 года «О разграничении собственности»; сведения о правообладателе объекта - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б. средняя школа» на праве оперативного управления (л.д.).

Из справки от (дд.мм.) 2023 года, предоставленной Администрацией Бежаницкого района Псковской области, усматривается, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <****>, не является собственностью муниципального образования «Бежаницкий район», в связи с чем запись о данном объекте в Реестре муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» отсутствует (л.д.).

Как следует из сообщения Правительства Псковской области от (дд.мм.) 2023 года, защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером , расположенное в здании МБОУ «Б. средняя школа» по адресу: <****> в Реестре имущества, находящегося в собственности Псковской области, не учитывается, собственностью Псковской области не является (л.д.).

Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что защитное сооружение находится в федеральной собственности, поскольку юридически значимых обстоятельств для возникновения права федеральной собственности на него не имеется.

Привлекая Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях в качестве надлежащего ответчика к участию в деле, суд первой инстанции руководствовался положениями пунктов 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которыми объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности; объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности; отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах),

и пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1, в соответствии с которым объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что строительство подвального помещения тира, в котором расположено укрытие, было осуществлено не в период до 1991 года, а в 2001-2008 годах за счет средств по плану финансирования работ Псковской области, при этом проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области и заказчиком работ является ГП Псковской области «П.», что может свидетельствовать о возникновении изначально права собственности субъекта Российской Федерации - Псковской области на спорный объект. Данное обстоятельство судом первой инстанции не проверено, и решение постановлено без выяснения данных юридически значимых обстоятельств и без привлечения уполномоченного органа – Правительства Псковской области – к участию в деле.

В связи с чем, исходя из предмета спора и характера спорных правоотношений, к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Администрация Бежаницкого района Псковской области и Правительство Псковской области.

По поручению Псковского областного суда (дд.мм.).2024 проведено комиссионное обследование защитного сооружения на предмет определения объема работ, после проведения которых возможно устранение выявленных нарушений.

По результатам указанного обследования составлен акт обследования технического состояния ЗС ГО от (дд.мм.).2024, согласно которому установлен капиллярный подсос грунтовой влаги не более 10 мест общей площадью Зм2, в связи с чем зафиксировано намокание штукатурного слоя, трещины с раскрытием не превышающие 0,2 мм, трещины по шву между сборными фундаментными блоками (в месте примыкания к спортзалу) отражено в Фототаблице (Приложение фото ), а также в помещениях отраженных в Фототаблице (Приложение фото )

Асфальтобетонная отмостка здания имеет локальные повреждения (не плотное примыкание к цоколю, искривление по горизонтали, глубокие трещины, часть верхнего асфальтированного слоя разрушена, большая часть нижнего бетонного слоя также разрушена. В местах проникновения влаги во внутрь, помещения, наблюдается контр уклон отмостки к зданию. Разрушение отмостки происходит из-за отсутствия нижних частей водосточных труб и сливов, что приводит к увлажнению подстилающего слоя отмостки атмосферными осадками, и в дальнейшем приводит к ее разрушению), которые отражены в Фототаблице (Приложение фото ).

По результатам осмотра сделан вывод о том, что техническое состояние указанных выше участков отмостки здания не соответствует нормативному состоянию (23 м.п.).

С учетом изложенного комиссия пришла к выводу о необходимости проведения следующих работ: провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п., предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2, произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п, провести ремонт водосточной системы, а также держать на контроле выход дренажной системы, своевременно обслуживать и ремонтировать систему водоотведения во избежание засора и подтопления цокольного этажа здания.

Согласно пункту 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время запрещается нарушение герметизации и гидроизоляции. В силу пункта 3.2.7 Правил помещения ЗС ГО должны быть сухими.

В рамках рассмотрения дела в ходе судебного заседания (дд.мм.).2024 специалистом ГКУ ПО «УКС» К. А.Г. даны пояснения, что совокупность вышеуказанных работ, перечисленная в акте от (дд.мм.)2024, позволит обеспечить сухость в защитном сооружении.

Помимо этого, в рамках рассмотрения дела в Псковском областном суде установлено, а также подтверждается документами, что строительство подвального помещения тира, в котором расположено укрытие, было осуществлено в период 2001-2008 г.г. за счет средств по плану финансирования работ Псковской области, при этом проектно-сметная документация утверждена Администрацией Псковской области и заказчиком является ГП ПО «П.».

Из представленных доказательств и материалов не следует, что финансирование строительства ЗС ГО осуществлялось за счет средств субъекта, напротив, исходя из материалов дела, спорная пристройка, в которой расположено защитное сооружение, после завершения ее строительства передана в собственность муниципального образования, в связи с чем его распорядительный орган является надлежащим ответчиком, к которому и предъявлены измененные требования, подлежащие разрешению судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 4, частью 5 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 24 июля 2023 года отменить, постановить по делу новое решение, которым:

исковые требования прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать Администрацию Бежаницкого района Псковской области в срок до 01.09.2025 обеспечить проведение работ в отношении объекта гражданской обороны - укрытия, расположенного по адресу: <****>:

- провести расшивку трещин с последующим ремонтом на общей длине 5 м.п.

-      предусмотреть местные усиления гидроизоляции в зоне образования трещин проникающим составом для гидроизоляции бетона изнутри подвальных помещений общей площадью 3 м2.

-      произвести капитальный ремонт отмостки общей длинной 23 м.п.

-      провести ремонт водосточной системы.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2024 года.

Председательствующий /подпись/ Э.В.Кузнецова

Судьи /подписи/ С.А.Падучих

Е.П. Вальбе

.

.


33-174/2024 (33-2409/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Бежаницкого района
Ответчики
Администрация Бежаницкого района Псковской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в псковской и Новгородской областях
Правительство Псковской области
администрация Бежаницкого района
Другие
МБОУ "Бежаницкая средняя школа"
ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
19.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
29.02.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Передано в экспедицию
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее