Дело №2-3/2022
УИД 87RS0002-01-2021-000634-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.п. Угольные Копи 12 апреля 2022 года
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе: председательствующего судьи Рузавина М.С.,
при секретарях судебных заседаний Мухаметьяновой Д.Г., Головченко И.К., помощнике судьи Ухановой М.А.,
с участием: истца – Евченко Н.В., представителей ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу Русецкой О.Л., Белоброва С.А., Пономарева Е.И., Проценко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3/2022 по иску Евченко Н.В. к УФНС России по Чукотскому АО о взыскании неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, причиненного работнику,
у с т а н о в и л:
Евченко Н.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Чукотскому АО о взыскании неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, причиненного работнику.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 26.10.2015 по 13.12.2020 работала в Межрайонной ФНС России № 1 по Чукотскому АО в должности заместителя начальника отдела выездных проверок. За период работы с 26.10.2015 по 13.12.2020 ей предоставлялись очередные оплачиваемые отпуска:
- с 03.06.2016 по 03.06.2016 в количестве 1 дня, начислено отпускных 2 306,00 руб.;
- с 15.08.2016 по 23.10.2016 в количестве 70 дней, начислено отпускных 177 271,00 руб.;
- с 17.07.2017 по 21.09.2017 в количестве 67 дней, начислено отпускных 188 018,00 руб.;
- с 01.11.2018 по 15.01.2019 в количестве 67 дней, начислено отпускных 199 809,41руб.;
- с 04.02.2019 по 04.02.2019 в количестве 1 дня, начислено отпускных 2 814,99 руб.;
- с 23.07.2019 по 26.09.201 в количестве 66 дней, начислено отпускных 181 628,70 руб.;
- с 20.07.2020 по 04.09.2020 в количестве 47 дней, начислено отпускных 158 951,65 руб.;
- с 07.09.2020 по 26.09.2020 в количестве 20 дней, начислено отпускных 65 843,80 руб.
Приказом Межрайонной ИФНС России № по Чукотскому АО от ДД.ММ.ГГГГ №к контракт с ней расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы ей выплачены:
- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 12 календарных дней в размере 35 904,96 руб.
- компенсация при увольнении (п.п.3.1 п.3 ст.37 ст. Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) за 4 месяца в размере 365 819,33 руб. из расчета 91 454,83 за 1 месяц;
- компенсация при увольнении (п.п.3.2 п.3 ст.37 ст. Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ) за 5 и 6 месяцы в размере 182 969,66 руб. из расчета 91 454,83 за 1 месяц.
Вместе с расчетными листками выдан Расчет денежного содержания по документу: Увольнение №37 от 11.12.2020.
Из указанного расчета следует, что при расчете вышеуказанных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за 5 и 6 месяцы, работодателем не были учтены начисления за период с 01.12.2019 по 30.11.2020 (12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения) в виде материального стимулирования госслужащих, единовременные выплаты, что повлекло за собой недоплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за 5 и 6 месяцы.
При расчете компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (12 дней) помимо вышеуказанных сумм материального стимулирования госслужащих, единовременных выплат, в расчет не была включена единовременная выплата к отпуску госслужащего, выплаченная работодателем за период с 01.12.2019 по 30.11.2020 (12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения), что повлекло за собой недоплату компенсации за использованный отпуск за 12 дней.
Помимо этого, при предоставлении отпусков за период работы с 26.10.2015 по 13.12.2020 в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания не включены выплаченные средства материального стимулирования.
Истец просит суд:
взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Чукотскому АО:
- суммы денежного содержания за периоды нахождения в отпусках (2016-2020), восстановив срок исковой давности на заявление указанных требований, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении (п.п. 3.1, 3.2 п. 3 ст. 37 ст. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ), недоплаченные ей в результате исчисления Межрайонной ИФНС России № 1 по Чукотскому АО полагающегося ей денежного содержания федеральных государственных служащих с нарушением норм материального права в размере 1 054 683,95 рублей, удержав из неё НДФЛ в сумме 84 629,53 рублей (перечислить ей сумму за вычетом НДФЛ в размере 970 054,43 рублей;
- проценты (денежную компенсацию) от невыплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
- компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. (ст. 237 ТК РФ) (т.1 л.д.1-18, т.16 л.д.164-173, 195-214).
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Русецкая О.Л., Белобров С.А., Пономарев Е.И. и Проценко О.В. в судебном заседании заявленные требования не признали, в возражение указав, что требования истца о включении выплаченного ей материального стимулирования в расчёт денежного содержания неправомерны, поскольку это прямо противоречит пункту 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611, и названное материальное стимулирование не являлось премией за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы (абзац 8 пп. «р» п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601). Указанные премии не были выплачены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601, доказательств обратного истцом не представлено. Истцом частично нарушены сроки исковой давности по требованиям, заявленным за период с 26.10.2015 по 01.09.2020. С учётом неправомерности требований истца, связанных с неправильным исчислением содержания и материального стимулирования, полагают требования об уплате процентов и компенсации морального вреда необоснованными. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правил).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (далее - процентная надбавка) в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями части 6 Правил предписано, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания; при этом выходное пособие не выплачивается.
Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (часть 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Материалами дела установлено, что истец Евченко Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок МИФНС России № по Чукотскому автономному округу. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя начальника отдела выездных проверок МИФНС России № по Чукотскому автономному округу (т.1 л.д.20-27).
В соответствии с решениями УФНС России по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (т.4 л.д.160-162, 166-168, 174-176, 180-184, 208-210, т.12 л.д.31-32, 33-36, 93-96, 131-134, 156-159, т.15 л.д.229-231, 254-257, 254-257, т.14 л.д.182-189, т.13 л.д.31-34), приказами УФНС России по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, (т.8 л.д.133-134, 137-138, 78-79, 85-86, т.4 л.д.163-165, 171-173, т.8 л.д.100-101, т.4 л.д.177-179, 174-176, 185-187, т.3 л.д.69-70, т.8 л.д.26-28, т.3 л.д.63-64, т.4 л.д.223-225, т.3 л.д.71-72, т.4 л.д.226-229, т.3 л.д.76-77, л.д.78, 79-81, т.8 л.д.7-8, т.3 л.д.82-84, 85-86, 87, 89-91, т.4 л.д.232-235, т.3 л.д.94-95, т.7 л.д.113-115, т.3 л.д.96-97, 100-101, 102-103, 105-106, 107-108, 113-115, т.7 л.д.49-51, т.3 л.д.116-117), расчетными листами (т.2 л.д.171, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 161, 165, 167, 168, 119, 120, 121, 127, 128, 129, 135, 137, 138, 139, 91, 92, 93, 94, 100, 101, 102, 107, 110, 113, 114, 67, 68, 69, 70, 77, 84, 85, 37, 38, 45, 46, 50, 55), справками о доходах физического лица Евченко Н.В. (т.1 л.д.35, 36, 37, 38-41, 42, 43-46, 47, 48-55, 56, 57-67, 68, 78), с октября 2015 года по декабрь 2020 года государственным служащим МИФНС №1 по Чукотскому автономному округу, в том числе и истцу Евченко Н.В. были произведены выплаты материального стимулирования, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-к с Евченко Н.В. расторгнут служебный контракт, последняя ДД.ММ.ГГГГ освобождена от должности <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ. Евченко Н.В. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 12 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ) (т.1 л.д.34).
Из представленных истцом расчетов, пояснений истца, изложенных в иске, письменных правовых позициях по делу и в судебных заседаниях, пояснений представителей ответчика в отзыве, письменных правовых позициях по делу и в судебных заседаниях следует, что компенсации при увольнении, компенсация за неиспользованный отпуск и денежное содержание в период нахождения в отпусках за 2015-2020 годы определены без учета сумм материального стимулирования, единовременных выплат, являющимися по своей природе премиями за выполнение служебных заданий, и единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Анализируя установленные обстоятельства, с учетом выше названных норм закона и положений актов, суд приходит к выводу о том, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, в которые входят в том числе иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
С учетом чего, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика суммы материального стимулирования подлежали учету при расчете сумм компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за четыре месяца и за пятый, шестой месяцы, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Пунктом 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Суд признает неубедительными ссылки представителей ответчика в отзыве (т.2 л.д.172-191) и в судебном заседании на пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н (далее – Порядок № 90н).
Согласно пункту 1 Порядка № 90н, он разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка № 90н материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка № 90н, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы с 1 января 2007 года, в 2008-2012 годах и в 2013 году.
В силу положений пункта 2 этого же постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи, материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком №90н осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, как было отмечено выше и указано в упомянутом выше письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482, частью 10 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется не только за счет средств для выплаты им денежного содержания (в расчете на год), состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, но также и за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа осуществляется с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты дополнительного материального стимулирования, выплачиваемого государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка № 90н.
Аналогичное толкование указанных нормативных актов содержится и в упомянутом выше определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 года № 34-КГ19-2.
Согласно письмам Федеральной налоговой службы «О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование» до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, в том числе до УФНС России по Чукотскому АО и межрегиональных инспекций ФНС России, была доведена информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование гражданских служащих в период 2015-2020 годов сверх установленных фондов оплаты труда (т.10 л.д.26-27, 28-29, 30-31, 32-33, 34-35, 36-37, 38-39, 40-41, 42-43, 44-45, 46-47, 48-49, 50-51, 52-53, 54-55, 56-57, 58-59, 60-61, 62-63, 64-65).
Как следует из указанных выше решений (т.4 л.д.160-162, 166-168, 174-176, 180-184, 208-210, т.12 л.д.31-32, 33-36, 93-96, 131-134, 156-159, т.15 л.д.229-231, 254-257, 254-257, т.14 л.д.182-189, т.13 л.д.31-34) и приказов (т.8 л.д.133-134, 137-138, 78-79, 85-86, т.4 л.д.163-165, 171-173, т.8 л.д.100-101, т.4 л.д.177-179, 174-176, 185-187, т.3 л.д.69-70, т.8 л.д.26-28, т.3 л.д.63-64, т.4 л.д.223-225, т.3 л.д.71-72, т.4 л.д.226-229, т.3 л.д.76-77, л.д.78, 79-81, т.8 л.д.7-8, т.3 л.д.82-84, 85-86, 87, 89-91, т.4 л.д.232-235, т.3 л.д.94-95, т.7 л.д.113-115, т.3 л.д.96-97, 100-101, 102-103, 105-106, 107-108, 113-115, т.7 л.д.49-51, т.3 л.д.116-117) УФНС России по Чукотскому АО они были изданы в соответствии с указанными письмами ФНС России, следовательно, материальное стимулирование гражданских служащих производилось за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда.
Оценивая заявление ответчика о пропуске истцом годичного срока на обращение в суд с требованием о выплате денежного содержания в период нахождения в отпусках с 2015 по 2020 годы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Таким образом, для данной категории дел законодателем установлен годичный срок обращения в суд с иском со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Истец в своих письменных пояснениях указала, что ею не пропущен срок на обращение в суд с требованием о выплате денежного содержания в период нахождения в отпусках с 2015 по 2020 годы, поскольку о нарушении своего права она не знала до 14.12.2020, ей не был известен состав выплат денежного содержания. Также указала на несвоевременное получение расчетных листков за периоды нахождения в отпусках с 23.07.2019 по 26.09.2019, с 24.07.2020 по 28.09.2020, поскольку на момент выдачи расчетных листов находилась уже в отпуске.
Суд признает указанный довод истца несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Как установлено судом и не оспаривалось истцом, в период с 2012 по 2020 годы истец находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках, ответчиком предоставлялись истцу расчетные листы, в которых были указаны суммы начисленных отпускных в спорный период. Указанные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что истцу было известно о нарушении ее права работодателем в момент получения этих расчетных листов.
На несвоевременность предоставления ответчиком указанных расчетных листов за исключением периодов нахождения в отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на задержку перечисления начисленных отпускных в спорный период истец не ссылалась, доказательств этого материалы дела не содержат.
Что касается доводов истца о несвоевременной выдаче ответчиком расчетных листов по выплате денежного содержания за периоды нахождения в отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом принимается во внимание положения статьи 136 ТК РФ, согласно которым оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Истец в ходе судебных заседаний не заявляла о нарушении работодателем срока выплаты отпускных. Соответственно, истец, получив отпускные, в случае несогласия с начисленными суммами денежного содержания за периоды нахождения в отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в иные периоды, могла обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении информации по порядку начисления этих сумм. Между тем, с таким заявлением она не обращалась, доказательств обратного суду не представлено.
Пропуск срока для обращения в суд, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом момента обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) и периодом нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с 2015 по 2019 и в 2020 году (с 24 июля по ДД.ММ.ГГГГ), требования о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за периоды ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 63 Постановления от 17.03.2004 №2, в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая принцип разумности и справедливости, гарантированное Конституцией РФ право на вознаграждение за труд, а также длительный период невыплаты заработной платы ответчиком, злоупотребление работодателем правом, что привело к ухудшению материального положения истца, характер нравственных страданий и иные обстоятельства, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования Евченко Н.В к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу о взыскании неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, причиненного работнику, подлежат удовлетворению частично. Представленный истцом расчет размера недоплаты и компенсации за нарушение установленного срока выплат суд признает правильным, в виду чего с ответчика подлежат взысканию не в полном объёме выплаченные суммы:
- денежного содержания за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 654 рублей 72 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 587 рублей 57 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 4 месяца в размере 269 125 рублей 03 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 64 154 рублей 92 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 5-й месяц в размере 67 281 рубля 26 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 494 рублей 14 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 6-й месяц в размере 67 281 рубля 26 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 050 рублей 08 копеек;
- компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 29 106 рублей 41 копейки и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 043 рублей 65 копеек.
В удовлетворении исковых требований Евченко Н.В. о взыскании в ее пользу с Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу денежного содержания за периоды нахождения в отпусках ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в удовлетворении исковых требований, превышающих размер взысканных сумм, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Евченко Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу в пользу Евченко Н.В, не в полном объёме выплаченные суммы:
- денежного содержания за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 654 рублей 72 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 587 рублей 57 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 4 месяца в размере 269 125 рублей 03 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 64 154 рублей 92 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 5-й месяц в размере 67 281 рубля 26 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 494 рублей 14 копеек;
- компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за 6-й месяц в размере 67 281 рубля 26 копеек и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 050 рублей 08 копеек;
- компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 29 106 рублей 41 копейки и компенсации за нарушение установленного срока выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения по делу ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 043 рублей 65 копеек.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу в пользу Евченко Н.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Производить взыскание с Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу в пользу Евченко Н.В, компенсацию за нарушение установленного срока выплат, начиная с 13 апреля 2022 года до дня фактического исполнения Управлением Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу своих обязательств по выплате Евченко Н.В. сумм не выплаченной в полном объёме денежного содержания за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации при увольнении в виде единовременной выплаты за четыре месяца, а также за пятый и шестой месяцы, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
В удовлетворении исковых требований Евченко Н.В. о взыскании в ее пользу с Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу денежного содержания за периоды нахождения в отпусках ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в удовлетворении исковых требований, превышающих размер взысканных сумм, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.С. Рузавин
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022.