УИД 16RS0046-01-2022-014460-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания А.Г. Габидуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Гумаровой Г.Р., действующей в интересахнедееспособной Шомирзоевой И.Ж., ... г.р. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности организовать бесплатное лекарственное обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском в вышеуказанной формулировке, указывая в обоснование иска, что И.Ж. Шомирзоева является инвалидом ... группы (бессрочно) в связи с наличием у нее заболевания ... (код ...) класс по ... (...) ... (...) (далее по тексту- ...).Указанное обстоятельство подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» от ... года №...
Согласно решениям консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «НЦН» МЗ РФ от ... года и врачебной комиссии ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» от ... года, в связи с наличием выраженных деформаций позвоночника, для патогенетического лечения И.Ж. Шомирзоевой назначен лекарственный препарат «...» ... мг/сут постоянно.
Из ответов Министерства здравоохранения Республики Татарстан от ... года и ... года следует, что вопрос лекарственного обеспечения И.Ж. Шомирзоевой находится на рассмотрение и в случае выделения дополнительных денежных средств льготное лекарственное обеспечение будет организовано.
Не согласившись с отказом в организации льготного лекарственного обеспечения, Г.Р. Гумарова, действующая в интересах И.Ж. Шомирзоевой, самостоятельно обратилась в Прокуратуру Пестречинского района и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан.
В результате проведенных проверок по указанным обращениям установлено нарушение прав И.Ж. Шомирзоевой в сфере здравоохранения.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Пестречинского района Республики ... года в адрес Министерства здравоохранения Республики Татарстан внесено представление об обеспечении И.Ж. Шомирзоевой препаратом «... в постоянной дозе ... мг/сут.
Представление прокуратуры Пестречинского района Республики Татарстаноставлено Министерством здравоохранения Республики Татарстан без удовлетворения.
На сегодняшний день проведение патогенетической терапии И.Ж. Шомирзоевой препаратом ... не организовано.
Руководствуясь изложенным, истец просит обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать бесплатное лекарственное обеспечение И.Ж. Шомирзоевой, ... года рождения, препаратом «...» в соответствии с медицинскими показаниями в постоянной дозе ... мг/сут ежедневно пожизненно до его отмены.
В судебном заседании истец, Г.Р. Гумарова, действующая в интересах И.Ж. Шомирзоевой и её представитель О.Н. Романовская исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Д.Р. Шакирова в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представители третьих лиц ГУП «ТАТТЕХМЕДФАРМ», ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.
Согласно ст. 4, 19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Положениями статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.
В силу п. 5 ч. 1 указанной статьи организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Представленными доказательствами подтверждается, что И.Ж. Шомирзоева, ... года рождения страдает заболеванием «...», ей установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид».
Согласно решениям консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «НЦН» МЗ РФ от ... года и врачебной комиссии ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» от ... года, в связи с наличием выраженных деформаций позвоночника для патогенетического лечения И.Ж. Шомирзоевой назначен лекарственный препарат ... ... мг/сут постоянно.
Таким образом, как следует из медицинских заключений, лекарственный препарат «...» назначен И.Ж. Шомирзоевой по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания как единственный препарат патогенетической терапии спинальной мышечной атрофии, зарегистрированный на территории Российской Федерации и замене не подлежит.
Спинальная мышечная атрофия является прогрессирующим неврологическим заболеванием генетической природы.
Отсутствие лечения лекарственным препаратом ... может привести к быстрому прогрессированию заболеванию и летальному исходу больного.
Истец, как инвалид в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в части признания права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «...»за И.Ж Шомирзоевой, ... года рождения в необходимом объеме в соответствии с медицинскими назначениями до момента отмены препарата лечащим врачом, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», обязанность по обеспечению лекарственными препаратами возложена на учредителя фонда Министерство здравоохранения Российской Федерации, суд полагает несостоятельным, основанном на неверном его толковании, в силу следующего.
Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами РФ) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в РФ, а также техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Минздрав России.
Деятельность Фонда и формирование его имущества будут осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время, на основании действующего законодательства, субъекты Российской Федерации не были освобождены от обязанности, возложенной на них по финансированию больных с указанными заболеваниями.
Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата «...» - единственно возможный вариант лечения, отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении И.Ж. Шомирзоевой этим препаратом нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Ссылка ответчика на отсутствие достаточного финансирования для закупок препарата «...» не может являться основанием для отклонения иска, поскольку обязательство по обеспечению этим препаратом законодательно установлено и должно в полной мере исполнятся органами исполнительной власти.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требованиях.
Принимая такое решение, суд также исходит из того, что право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 816-О-О).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гумаровой Г.Р. (паспорт ...) удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан (ОГРН 1021602841402) обязанность организовать по жизненным показаниям Шомирзоеву И.Ж., ... ... года рождения (паспорт ...) лекарственное обеспечение препаратом «...» в соответствии с медицинскими показаниями в постоянной дозе .../сут ежедневно до его отмены.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья А.Р. Сафин