Решение по делу № 2-697/2022 от 02.08.2022

№2-697/2022

УИД 11RS0016-01-2022-001030-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 05 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к администрации сельского поселения «Слудка» о признании права муниципальной собственности на сооружение,

установил:

Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Слудка» о признании права муниципальной собственности на сооружение – автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «с.Слудка-д.Ипатово-д.Шыладор», протяженностью 20,79 км, категории IV. В обоснование заявленных требований указала, что дорожная деятельность на территории сельского поселения не включена в перечень вопросов местного значения сельского поселения, перечисленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, вопросы организации дорожной деятельности разрешаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Для реализации администрацией района полномочий в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, необходимо признание права муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на сооружение – автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «с.Слудка-д.Ипатово-д.Шыладор», протяженностью 20,79 км, категории IV.

Истец администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Ответчик администрация сельского поселения «Слудка», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставила заявление, в котором указала, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, а также просила рассмотреть дело без участия её представителя.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса РФ.

В силу ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как следует из ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента государственной регистрации такого права.

С учетом указанных норм, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. п. 1, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

На основании положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Исходя из абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 4 ст. 6 названного закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что сооружение «автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «с.Слудка-д.Ипатово-д.Шыладор», протяженностью 20,79 км, категории IV» расположено на территории муниципального района «Сыктывдинский».

Технический паспорт на указанный объект изготовлен 15.03.1999.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.08.2010 №390-р автомобильная дорога передана на баланс администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми.

Как следует из информации, предоставленной Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений, указанная дорога в реестре государственного имущества Республики Коми, не учитывается.

В Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республики Коми информация сведения о собственнике дороги отсутствуют.

Отсутствие собственника спорного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по осуществлению дорожной деятельности.

Поскольку рассматриваемый объект расположен в границах муниципального района «Сыктывдинский», собственник названного имущества неизвестен, учитывая, что спорный объект передан на баланс муниципального района «Сыктывдинский», а также принимая во внимания полномочия администрации, на которую возложена обязанность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, по осуществлению муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, суд приходит к выводу о возникновении у истца права собственности на спорный объект.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае имеются правовые основания для признания права муниципальной собственности муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на сооружение автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «с.Слудка-д.Ипатово-д.Шыладор», протяженностью 20,79 км, категории IV.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на сооружение «Автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «с.Слудка-д.Ипатово-д.Шыладор», протяженностью 20,79 км, категории IV.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022.

Судья Е.А. Долгих

2-697/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Ответчики
АСП "Слудка"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее