Дело № 21-145/2018
Судья: Архипова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
3 апреля 2018 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника АО «Тандер» Бахмисовой Т.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 14 декабря 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, датированное 6 февраля 2018 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Тандер»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии от 14 декабря 2017 года акционерное общество «Тандер» (далее - АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 18-19).
Не согласившись с данным постановлением, защитник общества Бахмисова Т.В. подала жалобу в районный суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Бахмисова Т.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что пунктом 2.7 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, действие которого распространяется на организации торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктам, предусмотрено наличие у данных организаций раздельного контейнера с другими организациями и физическими лицами, а не отдельных контейнеров для сухого мусора и пищевых отходов. Материалами дела не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, поскольку результаты внеплановой выездной проверки материалы дела не содержат, в том числе протокол осмотра помещений и территорий, принадлежащих юридическому лицу. Также ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку срок исполнения предписания от 1 апреля 2016 года истек 20 мая 2017 года. Считает, что выявленные в ходе проверки нарушения подлежат квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника АО «Тандер» Бахмисовой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии Мироновой Н.Ю., прихожу к следующим выводам.
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 2.7 санитарных правил «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 06 сентября 2001 года № 23, устанавливает к организациям торговли требования, согласно которым для сбора мусора и пищевых отходов предусматриваются раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой (п. 10.4 СП 2.3.6.1066-01).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № от 31 июля 2017 года должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике проведена внеплановая выездная проверка АО «Тандер».
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судом установлено, что в результате внеплановой выездной проверки административным органом выявлено нарушение обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В ходе проверки в магазине «Магнит», расположенного по адресу: <адрес>, в 15 час. 05 мин 23 августа 2017 года, установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами: для сбора мусора и пищевых отходов на площадке с твердым покрытием предусмотрен только один контейнер с крышкой зеленого цвета с надписью ЗАО «Тандер»; для сбора отходов и мусора в помещении магазина не установлены металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками, поскольку в загрузочном помещении хранение пищевых отходов (груши, мандарины, арбузы, огурцы с признаками порчи, яйца и молочная продукция с истекшим сроком годности и т.д.) осуществляется в картонных коробках, пластиковом ящике и пакете, что является нарушением ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7, 10.4 СП 2.3.6.1066-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
В магазине «Магнит», расположенном по адресу: <адрес>, в 15 час. 31 мин 23 августа 2017 года, установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами: для сбора мусора и пищевых отходов на площадке с твердым покрытием предусмотрен только один контейнер с крышкой зеленого цвета с надписью ЗАО «Тандер»; в загрузочном помещении имеется пластиковый бачок желтого цвета, в котором на момент проверки осуществлялось хранение пищевой продукции с истекшим сроком годности (яйца, мука, печенье т.л.) и непищевой продукции с истекшим сроком годности (бальзам для волос), что является нарушением ст. ст. 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7 СП 2.3.6.1066-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
В магазине «Магнит», расположенном по адресу: <адрес>, в 14 час. 30 мин 23 августа 2017 года, установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами: для сбора мусора и пищевых отходов на площадке с твердым покрытием предусмотрен только один контейнер с крышкой зеленого цвета с надписью ЗАО «Тандер» в котором на момент проверки осуществлялось хранение мусора (чеки, доски т.д.) и пищевых отходов (расфасованный сыр, листья капусты и т.д.), что является нарушением ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7, 10.4 СП 2.3.6.1066-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Факт совершения АО «Тандер» вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении и решении судьи сделан обоснованный вывод о наличии в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушении Обществом ст. ст. 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7, 10.4 СП 2.3.6.1066-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Обществом осуществляется деятельность, в результате которой образуются отходы, которые временно накапливаются на контейнерной площадке в целях дальнейшего их транспортирования и захоронения.
С учетом изложенного доводы жалобы об отсутствии в действиях АО «Тандер» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, основаны на ошибочном толковании обществом норм, которые применили административный орган и суд при рассмотрении дела.
Вопреки доводам жалобы п. 2.7 Санитарных правил № 2.3.6.1066-01, прямо предусматривает, что для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции).
Доводы о том, что судом неполно исследованы материалы дела, не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, отсутствует протокол осмотра помещений и территорий, принадлежащих юридическому лицу, составленный с участием понятых либо применения видеозаписи, подлежат отклонению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица из административного органа истребованы материалы дела об административном правонарушении, которые получили надлежащую оценку (л.д. 10-20).
Внеплановая проверка назначена с целью выполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; задачей проверки является установление факта соблюдения обязательных требований, что подтверждается распоряжением о проведении проверки от 31 июля 2017 года № 196.
По итогам данной проверки 11 сентября 2017 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии составлен акт проверки № с указанием выявленных нарушений, который направлен АО «Тандер» 12 сентября 2017 года.
Отсутствие в материалах административного дела (№) сопроводительных писем о направлении административным органом Обществу видеоматериалов, на которые имеется ссылка в акте проверки, не повлекло нарушение прав Общества. Кроме того, в ходе производства по делу заявителем не оспаривалось, что акт проверки, распоряжение о проведении проверки от 31 июля 2017 года №, видеоматериалы направлены в АО «Тандер» и получены Обществом.
Приведенные в жалобе доводы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения подлежат квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ, являлись предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что в нарушение ст. 4.5 КоАП РФ общество привлечено к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, свидетельствует об ошибочном толковании заявителем положений ст. 4.5 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, вмененное обществу событие административного правонарушения имело место 23 августа 2017 г.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ вынесено 20 ноября 2017 г., то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи.
В нарушение ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в мотивированном решении судьей допущено неверное указание даты его вынесения («6 февраля 2018 года вместо «9 февраля 2018 года»). В связи с этим названный судебный акт подлежит изменению в части даты вынесения решения по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, датированное 6 февраля 2018 г. изменить, указав датой вынесения решения «9 февраля 2018 года», вместо «6 февраля 2018 года».
В остальной части постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 14 декабря 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Тандер», оставить без изменения, жалобу защитника АО «Тандер» Бахмисовой Т.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова