Дело № 33-2910/2022 (№ 2-5222/2021)
Судья Тонких В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21.03.2022 дело по апелляционным жалобам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № **» г. Перми, Администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 17.11.2021, которым постановлено:
«Исковые требования Прокуратуры Свердловского района г. Перми удовлетворить.
Обязать Администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» нарушение требований гражданской обороны в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» в срок до 01 мая 2022 года устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитных сооружений № 000196-25, № 000197-25 расположенных по адресу: ****, а именно:
- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, обеспечить отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывчатых устройств; герметизации сооружений; инженерно-технического оборудования (установить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, емкости запаса питьевой воды);
- формы актов комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны привести в соответствие Приложению 13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, составить ведомости дефектов;
- составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;
- проверить герметичность убежищ;
- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
- на вводах водоснабжения, теплоснабжения, а также выпуск канализации установить запорную арматуру внутри защитных сооружений гражданской обороны;
- на трубах водоснабжения на вводе внутри убежищ установить обратный клапан;
- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнить с устройством закладный частей;
- соблюдать сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителей ответчиков Панфиловой А.С., Попова Д.И., представителей третьего лица Замахаева А.В., Елькина Д.И., заключение прокурора Захарова Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми, Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений и возложении обязанности привести защитные сооружения в надлежащее состояние постоянной готовности. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми. В ходе проверки установлено, что по адресу: **** расположено здание, являющееся муниципальной собственностью и принадлежащее МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми на праве оперативного управления. В подвале здания расположены защитные сооружения гражданской обороны № 000196-25, № 000197-25. В 2018 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ЗС ГО. По результатам проверки установлено 15 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны в связи, с чем вынесено предписание № 15 от 27.04.2018 со сроком устранения до 01.05.2019. В 2019 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая проверка исполнения предписания № 15 от 28.05.2019 по результатам которой выявлено неисполнение предписания, в связи с чем, в адрес МАОУ «СОШ **» г. Перми внесено предписание № 20 со сроком устранения до 01.05.2021. 30.06.2020 прокуратурой района в адрес МАОУ «СОШ **» г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства. С учетом изложенного Прокурор Свердловского района г. Перми просил обязать Администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» нарушение требований гражданской обороны в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» в срок до 01 мая 2022 года устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитных сооружений № 000196-25, № 000197-25 расположенных по адресу: ****, а именно:
- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, обеспечить отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывчатых устройств; герметизации сооружений; инженерно-технического оборудования (установить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, емкости запаса питьевой воды);
- формы актов комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны привести в соответствие Приложению 13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, составить ведомости дефектов;
- составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;
- проверить герметичность убежищ;
- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
- на вводах водоснабжения, теплоснабжения, а также выпуск канализации установить запорную арматуру внутри защитных сооружений гражданской обороны;
- на трубах водоснабжения на вводе внутри убежищ установить обратный клапан;
- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнить с устройством закладный частей;
- соблюдать сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционных жалобах просят МАОУ «СОШ **» г. Перми, Администрации г. Перми.
Администрация г. Перми в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» указывает на то, что ввиду отсутствия в настоящее время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддержание в состоянии постоянной готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указывает на то, что судом не проверен статус защитного сооружения, соответствующий паспорт на объект не истребован. Ссылается на то, что существенное значение для разрешения дела имеет тот факт, что в настоящее время СОШ ** ведутся работы по смене типа объекта защитного сооружения с убежища на укрытие, к которому предъявляются иные требования при эксплуатации. Судом не учтено, что в материалах дела нет документов, подтверждающих передачу в оперативное управление помещений убежища и закрепления его за образовательным учреждением. Администрация осуществляет финансирование образовательного учреждения в пределах выделенных бюджетных лимитов, дополнительных дополнительными денежными средствами для выполнения мероприятий по предмету иска не располагает.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми в апелляционной жалобе указывает на то, что при постановлении оспариваемого решения судом не установлены все имеющие для дела обстоятельства, в связи с чем, решение подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований. Судом не учтено, что школа ни школа, ни администрация не являются собственниками защитного сооружения, в связи с чем, полагают, что ответственность за выполнение указанных в иске мероприятий должна быть возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, поскольку убежище находится в федеральной собственности. Сам по себе факт нахождения защитного сооружения гражданской обороны в подвале школы не отменяет и не подменяет прямой нормы законодательства РФ, предусматривающей исключительное право федеральной собственности на защитные сооружения гражданской обороны. Также указывают на то, что ввиду отсутствия в настоящее время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддержание в состоянии постоянной готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны не относится к полномочиям органов местного самоуправления и не является обязанностью МАОУ «СОШ **» г. Перми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Администрация г. Перми Панфилова А.С., МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми Попов Д.И. доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить.
Представители третьего лица Замахаев А.В. и Елькин Д.И. в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, поддержали позицию прокурора по настоящему делу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Прокуратурой Свердловского района г. Перми была проведена проверка МАОУ «СОШ **» г. Перми с целью проверки соблюдения законодательства о собственности ГО и ЧС. По результатам проверки установлено, что в 2018 году 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ЗС ГО. По результатам проверки установлено 15 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
- отсутствие обозначения защитных сооружений ГО;
- для обслуживания защитных сооружений ГО в мирное время не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО;
- не ведется журнал защитных сооружений ГО;
- не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, не обеспечена сохранность отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней; противовзрывных устройств; герметизации сооружения; инженерно-технического оборудования;
- комплексная оценка технического состояния защитных сооружений ГО не проводится, акты оценки не оформлены;
- годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не составляются;
- герметичность убежищ не проверяется;
- не обозначены маршруты движения к защитным сооружениям ГО;
- во всех помещениях защитных сооружений ГО не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников;
- защитные сооружения ГО не обеспечены необходимой документацией;
- отсутствует запорная арматура внутри защитных сооружений ГО;
- не предусмотрен запас питьевой воды;
- отсутствует обратный клапан на трубах водоснабжения на ввводе;
- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнен без устройства закладных частей;
- не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений ГО.
В связи с выявленными нарушениями, вынесено предписание № 15 от 27.04.2018 со сроком устранения до 01.05.2019 (л.д. 26-30 т. 1).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Свердловского судебного района г. Перми от 06.07.2018 директор МАОУ «СОШ **» г. Перми Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (л.д. 31-35, 36-40 т. 1).
В 2019 году 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая проверка исполнения предписания № 15 от 28.05.2019 по результатам которой выявлено неисполнение предписания № 15, в связи с чем, в адрес МАОУ «СОШ **» г. Перми внесено предписание № 20 со сроком устранения до 01.05.2021 (л.д. 22-25 т. 1).
30.06.2020 прокуратурой района в адрес МАОУ «СОШ **» г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что защитные сооружения, расположенные по адресу: **** своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратили, находятся в ненадлежащем техническом состоянии, в связи с чем, пришел к выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанность осуществить финансирование, а организацию, эксплуатирующую здание – школу, провести мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с установленными требованиями.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частями 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ст. 6 этого же Федерального закона порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище; противорадиационное укрытие; укрытие; специализированное складское помещение (место хранения); санитарно-обмывочный пункт; станция обеззараживания одежды; станция обеззараживания техники; иные объекты гражданской обороны.
Согласно п. 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
В силу п. 1.2 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытии, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Пунктом 3.2.1 Правил установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
На основании п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 4.1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
Из п. 4.1.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении № 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение № 7).
Согласно п. 5.2.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.10.2013 на основании выписки из реестра муниципальной собственности от 22.08.2008 № 19-19-8617, приказа комитета по управлению имуществом администрации г. Перми от 17.02.1997 № 22 за МАОУ «СОШ **» г. Перми зарегистрировано право оперативного управления на здание, назначение: нежилое, 5-этажное (подземных этажей – 1), общая площадь 3722,7 кв.м., лит. А, адрес (местонахождение) объекта: **** (л.д. 57 т. 1).
Согласно технического паспорта от 24.07.2013 здание школы, 1957 года постройки, расположенной по адресу: **** имеет общую площадь 3722,7 кв.м., в том числе подвал (л.д. 133-137 т. 1).
Вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны расположено в подвальном помещении школы, при этом, отдельным объектом в реестре муниципального имущества не числится, собственником здания школы, а равно и расположенного в ней подвала с расположенным в нем ЗС ГО – убежищем является муниципальное образование г. Пермь в лице администрации г. Перми, что сторонами спора не оспаривается. Иных лиц, которые могут претендовать или претендуют на право собственности на ЗС ГО, не имеется. Доказательств наличия правовых оснований возникновения права собственности на ЗС ГО, находящийся в подвальном помещении здания школы, у иного лица, кроме собственника здания шкоды, суду не представлено.
Таким образом, данные факты вопреки доводам апелляционных жалоб подтверждают закрепление права оперативного управления в отношении всех помещений, находящихся в здании по вышеупомянутому адресу, включая ЗС ГО, юридическое существование которого никем не оспорено и статус которого не изменен.
Сведений о том, что подвальное помещение школы, либо защитное сооружение гражданской обороны – убежище как самостоятельный объект, включено в реестр федерального имущества в материалах дела не имеется.
На спорный объект имеется паспорт убежища, который составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства (Приложение № 6 к Приказу МЧС России от 15.12.2002 № 583), подписан директором МАОУ «СОШ **» г. Перми, а также представителем органа по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в связи с чем, в указанной части доводы апелляционной жалобы Администрации г. Перми не обоснованы (л.д. 127-128 т. 1).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - убежище, содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. Факт несоблюдения требований законодательства в области гражданской обороны в отношении убежища достоверно подтвержден результатами проверки, отраженными в предписании 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю.
В целях приведения указанного объекта гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию необходимо выполнение ряда мероприятий, которые являются предметом настоящего спора.
Доказательств полного соответствия защитного сооружения гражданской обороны требованиям законодательства, ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
Между тем отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны, нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся и представляет угрозу для граждан и общества, которые в случае наступления чрезвычайных ситуаций могут быть подвергнуты опасности, а не устранение выявленных в ходе проверки нарушений могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на МАОУ «СОШ **» г. Перми, в оперативном управлении которого находится защитное сооружение гражданской обороны и который его эксплуатирует, должна быть возложена обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания, ремонта и надлежащего его использования.
Поскольку школа является субъектом ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны, постольку она является надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого гражданского дела.
Содержащаяся в апелляционной жалобе МАОУ «СОШ **» г. Перми ссылка о необходимости возложения ответственности за содержание защитного сооружения гражданской обороны на территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае судебной коллегией отклоняется, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права.
В силу ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к компетенции органов местного самоуправления относится поддержание в состоянии постоянной готовности только те защитные сооружения, которые находятся в муниципальной собственности.
В соответствии с действующим законодательством собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в связи с чем, муниципальное образование в данных правоотношениях выступает не как орган местного самоуправления, обладающий властными полномочиями, а как собственник имущества - убежища, обязанность содержания такого объекта, а, следовательно, и проведение мероприятий по финансированию в целях его надлежащего состояния, должна быть возложена на собственника, а обязанность по поддержанию убежища в надлежащем техническом состоянии по вышеуказанным основаниям на лицо, эксплуатирующее данный объект ЗС ГО.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ответчиками не доказано, что ЗС ГО числится в реестре федерального имущества, что влекло бы его надлежащее содержание и эксплуатацию территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, принимая во внимание, что такая обязанность на территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом может быть возложена лишь только после того, как такое имущество будет принято к учету в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», чего по настоящему делу не установлено.
При этом ссылка на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» несостоятельна, поскольку оно регулирует правоотношения и вопросы приватизации государственного имущества и не может применяться в другой сфере в отношении имущества, которое имеет законного собственника.
Сведений о наличии гражданско-правового договора, по условиям которого обязанности по содержанию и надлежащей эксплуатации ЗС ГО были бы возложены на иных лиц, материалы настоящего гражданского дела не содержат.
Довод ответчика Администрации г. Перми об отсутствии обязанности по финансированию мероприятий по предмету иска не обоснованы.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятийместного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федеральногозакона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятийпо территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3 ст. 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Учитывая, что МАОУ «СОШ **» г. Перми является муниципальным учреждением – некоммерческой организацией, финансирование которого осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования, имущество школы, в том числе и защитное сооружение гражданской обороны, находится в ее оперативном управлении и является муниципальной собственностью, то обязанность финансирования по приведению ЗС ГО – убежища, расположенного в здании школы в соответствие с нормативными требованиями, с учетом выявленных нарушений возлагается на Администрацию г. Перми.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что, поддержание в состоянии постоянной готовности защитных сооружений гражданской обороны должно осуществляться только в период чрезвычайных ситуаций, которых в настоящее время не имеется, построены на ошибочном толковании правовых норм, поскольку согласно п.п. 9-10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 органы местного самоуправления и организации на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Поскольку спорный объект ЗС ГО своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратил, и в настоящее время требуются мероприятия по приведению его в надлежащее состояние, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение ответчиками – МАОУ «СОШ **» г. Перми и Администрацией г. Перми требований законодательства о надлежащем содержании ЗС ГО нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы ответчика Администрации г. Перми о том, что в настоящее время проходит процедура перевода статуса ЗС ГО с убежища на укрытие, не свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требований, поскольку как установлено в судебном заседании, статус указанного объекта гражданской обороны на укрытие в настоящее время не изменен, ЗС ГО как убежище с учета не снято, что не лишает ответчиков в дальнейшем предпринимать меры по переводу статуса ЗС ГО с убежища на укрытие и приводить сооружение в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, суждения, приведенные в апелляционных жалобах, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в постановленном по делу решении.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 17.11.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа **» г. Перми, Администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись