Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 13 мая 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием заместителя прокурора
Братского района Иркутской области Альхименко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-478/2021 по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Семенову Олегу Михайловичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области) обратилось в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Семенову О.М. об установлении административного надзора.
В обоснование административного искового заявления указано, что Семенов О.М. осужден **.**.**** ... городским судом ... по *** УК РФ к *** годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Начало срока – **.**.****, конец срока – **.**.****.
Категория преступления – особо тяжкое, имеет особо опасный рецидив.
Ранее судим 2 раза.
В ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Семенов О.М. содержится с **.**.**** и освобождается **.**.**** по отбытии срока наказания.
За время пребывания в данном учреждении характеризуется следующим образом: <данные изъяты>.
В целях предупреждения совершения осужденным Семеновым О.М. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов считают целесообразным установить административный надзор в отношении Семенова О.М.
Учитывая, что осужденный Семенов О.М. совершил преступление при особо опасном рецидиве преступлений, административный истец просил суд установить административный надзор в отношении осужденного Семенова О.М. на период погашения судимости сроком на 8 лет после отбытия наказания, а также одновременно установить ему следующие ограничения: запретить выезд за пределы муниципального района по месту проживания (пребывания); обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания Семенова О.М. в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов.
Представитель ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Начальник ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Баженов О.В. заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Семенов О.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений по административному исковому заявлению об установлении административного надзора в суд не представил.
Суд с учетом мнения заместителя прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И., в порядке ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика Семенова О.М., обязательное участие которых в судебном заседании необходимым судом не признавалось, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, заслушав заключение заместителя прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И., полагавшей необходимым установить административный надзор и административные ограничения в отношении Семенова О.М., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В судебном заседании установлено, что приговором ... городского суда ... от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, Семенов Олег Михайлович, **.**.**** года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** УК РФ, с применением ч. 2 ст. 68 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок *** лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Согласно указанному приговору Семенов О.М. осужден за преступление, относящееся к категории особо тяжкого, в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений.
Согласно справкам ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области осужденный Семенов О.М., **.**.**** года рождения, освобождается по отбытии срока наказания **.**.****, при заполнении извещения на освобождение указал адрес проживания по месту жительства дочери ФИО1: .... Из ответа на запрос о проверки возможности проживания Семенова О.М. по указанному адресу следует, что ФИО1 по данному адресу не проживает. В целях оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве осужденному Семенову О.М., в ОВСРО ГУФСИН России по Иркутской области направлены документы для решения вопроса о возможности его размещения в центре адаптации. При положительном решении вопроса Семенов О.М. будет направлен в ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района», расположенный по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ленина, д. 18, либо в Центр Социальной Адаптации филиала благотворительного фонда «Оберег», расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон Майск, пер. Автоматики, д. 11.
Из представленной ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области характеристики следует, что <данные изъяты>.
Согласно справке о взысканиях и поощрениях от 09.04.2021 осужденный Семенов О.М. за период отбывания наказания имеет 1 взыскание в виде выговора, 6 поощрений.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что Семенов Олег Михайлович, **.**.**** года рождения, является совершеннолетним лицом, освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
При наличии таких обстоятельств суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» имеются основания для установления Семенову О.М. административного надзора.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу п. «д» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения деяния) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд приходит к выводу, что административный надзор в отношении Семенова О.М. должен быть установлен на срок погашения судимости – 8 лет.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Разрешая вопрос о применении указанных административным истцом административных ограничений, принимая во внимание характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершенного Семеновым О.М. преступления (совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, в том числе в ночное время суток), его поведение в период отбывания наказания, данные о личности, а также отсутствие у него регистрации и постоянного места жительства, в связи с чем, после освобождения он будет находиться в одном из социальных учреждений на территории Иркутской области, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Семенова О.М. административных ограничений в виде запрещения выезда за пределы Иркутской области, обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 часов до 06:00 часов, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Семеновым О.М. новых преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» удовлетворить.
Установить в отношении Семенова Олега Михайловича, **.**.**** года рождения, уроженца ..., административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Семенова Олега Михайловича следующие административные ограничения:
- запретить выезд за пределы Иркутской области;
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 часов до 06:00 часов.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Семенова Олега Михайловича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда - 13.05.2021.