Дело № 2а- 112/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 10 января 2018 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,
при секретаре Кондратовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соль-Илецке административное дело по административному исковому Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Оренбургской области к Соколовой М.Ю. о взыскании обязательных платежей по страховым взносам и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №5 по Оренбургской области (далее по тексту МИФНС № 5) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением указав, что ответчик Соколова М.Ю. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Срок уплаты взносов определяется – не позднее 31 декабря текущего календарного года, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно. В связи с передачей полномочий ПФР и ФСС России передали информацию о наличии задолженности в налоговые органы. Согласно расчетов ответчик имеет задолженность по страховым взносам в сумме <данные изъяты> руб. Просит суд восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Соколовой М.Ю. задолженности по страховым взносам, взыскать с Соколовой М.Ю. задолженность по страховым взносам в сумме <данные изъяты> руб.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, о времени, месте и дате его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца и не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего до 1 января 2017 года) к плательщикам страховых взносов относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 части 2 статьи 28 названного Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны, в том числе правильно исчислять и своевременно уплачивать /перечислять/ страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения /приостановления/ их деятельности включительно.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП от 15.11.2017 г. Соколова М.Ю. 15.11.2005 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС № 10 по Оренбургской области и прекратила свою деятельность 23.11.2015 г.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию указанных взносов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017 г., переданы Налоговому органу.
В соответствии с данной передачей полномочий административному истцу предоставлены сведения о наличии задолженности по обязательным платежам.
23.11.2016 г. выявлена недоимка по уплате страховых взносов Соколовой М.Ю., о чем свидетельствуют представленные в материалы дела требования: № на оплату страховых взносов в виде фикс.платежа в ПФ РФ на выплату накопит пенсии до 01.01.2010 г. прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб., № на оплату страховых взносов в виде фикс.платежа в ПФ РФ на выплату страх.пенсии до 01.01.2010 г. прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств насчетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
23.11.2016 г. Соколовой М.Ю. направлены вышеназванные требования об уплате недоимки по страховым взносам, в которых установлен срок уплаты суммы недоимки до 05.04.2017 г.
Ответчику также направлено требование № по состоянию на 09.01.2017 г. на оплату страховых взносов обязательного пенсионного страхования в виде фикс.р-ре в ПФ РФ на выплату старх.пенсии прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб., на оплату страховых взносов в виде фикс.платежа в ПФ РФ на выплату страх.пенсии до 01.01.2010 г. прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб., на оплату страховых взносов в виде фикс.платежа в ПФ РФ на выплату накопит пенсии до 01.01.2010 г. прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб., на оплату страховых взносов на обязат.мед.страхование в фикс.размере в фед. Фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб. Срок уплаты установлен до 01.04.2017 г.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Последним днем для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций являлось 05.10.2017 г.
Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа, в нарушение указанных требований закона, истец обратился только 23.11.2017 г.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 23.11.2017 г. в восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и в принятии заявления о вынесении приказа в отношении Соколовой М.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам отказано.
Административное исковое заявление представлено в суд 12.12.2017 г.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом указано отсутствие в налоговом органе расчетов задолженности, документов, подтверждающих применение УПФР в Соль-Илецком районе Оренбургской области мер взыскания в отношении задолженности, также просят учесть причину затрудняющую их предоставление в виде реорганизации УПФ в Соль-Илецком районе путем присоединения к УПФ РФ в Саракташском районе.
Суд не может признать данные обстоятельства основанием для восстановления пропущенного процессуального срока по следующим основаниям.
УПФ РФ В Соль-Илецком районе и МИФНС России № 5 по Оренбургской области являются профессиональным участниками налоговых правоотношений, специализированными государственными органами, призванными от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания, в связи с чем, указанным органам должны быть известны правила обращения в суд и правила исполнения судебных постановлений и судебных приказов.
Передача полномочий по администрированию сбора налогов и обязательных платежей от одного государственного органа к другому не влечет изменения правил исчисления установленных законом сроков.
Шестимесячный срок для обращения с иском является достаточным для подготовки необходимых документов и предъявления их в суд. Причин невозможности обращения в суд в установленный законом срок административным истцом не указано и доказательств их не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Более того, анализируя вышеуказанные требования об уплате страховых взносов, направленные ответчику Соколовой М.Ю., с учетом указанного срока платежей до 01.01.2010 г., суд приходит к выводу, что страховые взносы надлежало уплатить за период 2009 г. В материалах дела отсутствуют доказательства своевременного направления ответчику требований о необходимости уплаты страховых взносов, а так же расчет взыскиваемых сумм.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока, в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.01.2018 ░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.